Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Теоретические основы франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наконец, предпринимательские риски связаны с принятием неверных стратегических управленческих решений. В том числе от них стремится застраховаться франчайзи при покупке франшизы.[21] Однако необходимо понимать, что в полной мере сделать это невозможно. Дополнительной мерой по снижению рисков этой группы может стать привлечение внешних консультантов для поддержки принятия ключевых решений. Для франчайзера это означает непременное привлечение консультантов на этапе создания франшизы и комплексную подготовительную работу, включающую в себя составление технико-экономического обоснования создания франшизы.

1.3. Преимущества и недостатки франчайзинговой модели

Сегодня франчайзинг является одним из самых взаимовыгодных и эффективных форм ведения малого бизнеса в России, а объясняется это выделением в нем множества преимуществ. Мы обобщили информацию из разных источников и выявили несколько основных преимуществ (табл. 1.1) и недостатков, с которыми может столкнуться как франчайзи, так и франчайзер (табл. 1.2).

Таблица 1

Преимущества франчайзинга для франчайзи и франчайзера[22]

Преимущества

Для франчайзи

Для франчайзера

Сравнительно быстрая окупаемость

Доход от продажи франшизы

Составлять бизнес-план нет необходимости

Возможность сдачи в аренду своего оборудования франчайзи

Использование узнаваемого товарного знака и репутации франчайзера

Возможность расширения своего бизнеса, выведения на новый рынок

Снижение коммерческого риска

Увеличение объемов продаж

Возможность обучения: все знания вы сможете получить не на собственном горьком опыте, а из специальных учебных курсов, которые франчайзер раздает всем своим франчайзи, заключивших с ним договор.

Дополнительная реклама: повышение уровня популярности товарного знака, и как следствие увеличение притока потенциальных покупателей

Преимущества при кредитовании: если вы являетесь представителем известной марки, то получить кредит становится намного проще, чем никому не известному ИП

Снижение затрат: франчайзер не вкладывает собственные финансы на развитие сети, поэтому его затраты снижаются

Возможность пользования готовыми сетями в сфере производителей сырья, поставщиков

Использование готовых технологий производства

Франчайзи предоставляется поддержка и консультации, со стороны франчайзера

Низкая конкуренция на рынке: франчайзер сам выбирает территорию для ведения бизнеса франчайзи, причем такую, чтобы на ней не было конкуренции со стороны других франчайзи этой же франшизы. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора.


Таблица 2

Недостатки и риски франчайзинга для франчайзера и франчайзи[23]

Недостатки и риски

Для франчайзи

Для франчайзера

Возможна недостаточная поддержка франчайзера

Франчайзи может задерживать выплаты, предназначенные франчайзеру

Банкротство франчайзера: франчайзер может обанкротиться, тогда франчайзи придется ликвидировать свой бизнес

Франчайзи, узнавший все секреты франчайзера, в последствии может стать его конкурентом при расторжении договора

Франчайзер сам выбирает поставщиков, территорию, ассортимент товара для франчайзи

Франчайзер не может расторгнуть договор с франчайзи, так как они имеют защиту со стороны законодательства

Франчайзер может потерять репутацию, тогда доходы у всех франчайзи упадут

Франчайзер должен делиться с франчайзи своими секретами производства

Деятельность одного франчайзи, не соблюдающего корпоративные законы, может негативно отразиться на имидже всей франшизной системы

Франчайзи - это самостоятельный предприниматель, который связан с франчайзером лишь договором, поэтому для франчайзера может стать проблематично проконтролировать франчайзи и добиться соблюдений всех условий договора.

Проанализировав все «плюсы» и «минусы» можно сделать вывод о том, что франчайзинг в целом - это наиболее выгодный вариант для успешного начала ведения малого бизнеса.

В настоящее время франчайзинг является одной из самых популярных и успешных форм ведения бизнеса. Согласно отчету аналитического агентства «Marketing for Proffy» в России, по итогам третьего квартала 2013 года, общий показатель роста предприятий открытых по франшизе, выросло, по сравнению с 2012 годом более чем на 86%.[24]

На 2015 год в России насчитывается около 6300-7000 франчайзинговых точек в ресторанном бизнесе, а в США насчитывается примерно 195000 таких предприятий. Согласно проведенному исследованию компанией «Франкон», в 2014 году насчитывалось примерно 200 франчайзинговых концепций в сфере общественного питания. Это на 10-15% больше, чем годом ранее. Это свидетельствует о том, что у России есть хороший потенциал в развитии бизнеса по франшизе, а так же есть к чему стремиться.[25]


Безусловный лидер рынка франшиз - фастфуд. На его долю приходится примерно 34% франчайзинговых предложений в сфере общественного питания. Так, например, по рейтингам франшиз авторитетного бизнес - издания Forbes, безоговорочным лидером на протяжении 12 лет являлся McDonald’s, который уступил свое место кафетерию быстрого питания Subway. Секретом победы оказалась более экономная расходная часть, а также приверженность модной тенденции «здорового образа жизни», которой эта франшиза поддерживается.[26] Самой же успешной компанией, работающей по франшизе, является нефтяной гигант - Лукойл. А все, потому что сейчас с каждым годом спрос на автомобили растет, и их владельцам необходимо качественное горючее и хороший сервис. Из основных особенностей франшизы от «Лукойл» стоит выделить великолепную бизнес структуру, где все расписано вплоть до мельчайших подробностей, а также наивысший показатель прибыли.[27]

Смотря на оглушительный успех франчайзинга, не стоит идти и браться за первую попавшуюся франшизу. Вам может попасться фальшивка. Стоит запомнить, что покупая франшизу, франчайзер обязательно должен вам все показать, объяснить, обучить, вести вас за руку в бизнесе, иначе весь смысл покупки франшизы пропадает. Ведь именно за готовый бизнес, опыт, знания, бренд, постоянный консалтинг франчайзи и платит франчайзеру.[28]

Советы начинающему франчайзи по выбору франшизы:

Для того чтобы правильно выбрать франшизу, необходимо четко знать как ее отличить от фальшивки. Итак, с чего же начать проверку «на чистоту»? Во-первых, необходимо узнать сам ли франчайзер ведет бизнес, если нет, то чему же он сможет вас научить, и как поведет за собой, не зная ничего. Во-вторых, необходимо удостовериться в том, что торговая марка франчайзера зарегистрирована, так как обычно регистрируют свой товарный знак только те компании, которые планируют на долгое время задержаться на рынке. К сведению, существует срок регистрации товарного знака, который занимает огромное количество времени. Этот срок складывается из срока проведения формальной экспертизы (1 месяц), срока проведения экспертизы заявленного обозначения (12 месяцев) и срока, отведенного на уплату пошлины за регистрацию товарного знака (4 месяца).[29]

В- третьих, стоит обратить внимание на то, как франчайзер предлагает провести ваше обучение. Если он обещает объяснить все по телефону или скайпу, об успехе такой франшизы вообще не может идти речи. Запомните, успешный франчайзер проводит семинары, вебинары, всячески поддерживает и обучает. В-четвертых, необходимо узнать, существуют ли у франчайзера прописанные стандарты и бизнес- план хотя бы на ближайшие 10 лет. Если нет, то не стоит тратить своего времени на предложение от такого франчайзера. И последнее о чем не стоит забывать: многие эксперты утверждают, что выбирать необходимо то дело, которое вам интересно и в котором вы разбираетесь. Если вы ничего не понимаете в гостиничном деле, то покупка франшизы отеля не приведет ни к чему хорошему.[30] Внимательно изучая франшизу и франчайзера, вы увеличиваете свои шансы на успех!


Одни предприниматели считают, что франчайзинг - это самый беспроигрышный механизм для организации и раскрутки своего бизнеса. Другие же относятся с опаской и недоверием к нему. Конечно, не стоит забывать, что риски существуют всегда, но не стоит их бояться, а стоит учиться их избегать и минимизировать. Практика показывает, что из 10 компаний, начинающих работу по франшизе, восемь окупаются примерно за год, и хорошо держатся «на плаву». А, примерно, через 5 лет они достигают полнейшего успеха, даже не думая расторгать договор о франшизе. Сейчас в России успешно действует более чем 600 франшиз.[31]

В заключение отметим, что бизнес по франшизе, даже с учетом всех его недостатков и рисков, является одной из самых взаимовыгодных и перспективных форм ведения малого бизнеса в условиях современной рыночной экономики.

2. Использование франчайзинга в сфере общественного питания

2.1. Отличительные особенности франчайзинга на рынке общественного питания

Франчайзинговый пакет для открытия предприятия общественного питания - это бизнес-структура с определенной концепцией, ассортиментом продукции и услуг, которая позволяет организовать бизнес с минимальным риском и предусматривает подключение нового учреждения к ресторанной сети заведений, принадлежащих другим владельцам, с заключением соответствующего договора, определяющего обязательства сторон.

Отражением правовой природы франчайзинга является его договор. Как показывает анализ, основные составляющие договора о передаче прав от франчайзера к франчайзи в сфере общественного питания, в частности в ресторанном бизнесе (рис. 1).

Рис. 1. Типовой состав договора о передаче прав от франчайзера к франчайзи[32]

Отличительная черта договора франчайзинга заключается в требованиях четко соблюдать меню заведения-франчайзера, следить за качеством и вкусовой идентичностью продуктов и блюд, поскольку, если покупатели не будут довольны продуктом франчайзи, они быстро откажутся от этой марки вообще, что является одной из ключевых причин расторжения договора.


Разрыв договорных отношений при продаже франшизы чаще всего происходит ввиду следующих причин:

- невозможность достичь и соблюсти стандарты, установленные франчайзером;

- отклонения от установленных технологий обслуживания, набора услуг, меню в ресторане;

- задержка или отсутствие платежей, предусмотренных договором франчайзинга.[33]

При реализации франчайзинговой модели оказания услуг в сфере общественного питания необходимо учитывать следующие особенности:

- предоставление рекомендаций по выбору места расположения, при этом необходимо обратить внимание на тот факт, что привлечение представителей партнера для оценки помещения требует дополнительной оплаты;

- консультации по вопросам оформления разрешительной документации и проведения ремонтно-строительных работ;

- передача рецептуры блюд, стандартов приготовления и обслуживания клиентов;

- обучение персонала, для чего предусмотрены либо тренинги, либо стажировка в уже работающих заведениях, либо руководство на месте специалистами, которых присылает продавец франшизы;

- рекомендации по изготовлению технологического проекта, покупке необходимого оборудования с указанием поставщиков, где его можно приобрести, либо предоставление имеющегося в наличии. Подобная модель снабжения является рациональной и экономной, поскольку крупные компании как постоянные покупатели имеют хорошие скидки. Такой формат отношений особо выгоден в том случае, если используется уникальное оборудование и его можно получить только у продавца франшизы;

- предложения по дизайн-проекту;

- сопровождение специалистами открытия заведения для контроля и оперативного решения накопившихся вопросов.[34]

Организация бизнеса в сфере общественного питания по франшизе может принимать следующие формы:

- франшиза - рабочее место - рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзер создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции - покупка прилавка-фургона;

- франшиза-предприятие - франчайзи открывает заведение «с нуля», инвестирует в производственное оборудование, рабочие помещения, нанимает персонал и т.д.;

- инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой заключается в возвращении первоначальной суммы инвестиций.[35]

Подводя итоги исследованию особенностей франчайзинга в сфере общественного питания, можно утверждать, что специфические черты сферы общественного питания в значительной степени проецируются и находят свое отражение в ключевых элементах использования данной модели ведения бизнеса, которые затрагивают и правовую, и экономическую природу франчайзинга.