Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Анализ эффективности программы ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогическая ᡪзапущенность ᡪдетей ᡪбывает ᡪнескольких ᡪвидов:

  • Нравственно-педагогическая ᡪ- ᡪискажение ᡪнравственных ᡪпредставлений, ᡪневоспитанность ᡪнравственных ᡪчувств, ᡪнесформированность ᡪнавыков ᡪнравственного ᡪповедения.
  • Интеллектуально-педагогическая ᡪ- ᡪслабость ᡪразвития ᡪпознавательных ᡪпроцессов, ᡪнежелание, ᡪнеумение ᡪучиться.
  • Нравственно-эстетическая ᡪ- ᡪискажение, ᡪневоспитанность ᡪпредставлений ᡪо ᡪпрекрасном ᡪи ᡪбезобразном, ᡪнежелание, ᡪнеумение ᡪсозидать ᡪпрекрасное ᡪв ᡪповедении, ᡪдеятельности, ᡪв ᡪотношениях ᡪс ᡪокружающими.
  • Медико-педагогическая ᡪ- ᡪотклонения ᡪв ᡪсостоянии ᡪздоровья, ᡪнизкий ᡪуровень ᡪзнаний ᡪо ᡪгигиене ᡪбыта, ᡪповедении, ᡪвозникновении ᡪотрицательных ᡪпривычек, ᡪпатологических ᡪвлечений ᡪи ᡪпр.
  • Нравственно-трудовая ᡪ- ᡪискажение ᡪпредставлений ᡪо ᡪтруде, ᡪо ᡪего ᡪроли ᡪв ᡪжизни ᡪобщества, ᡪнежелание, ᡪнеумение ᡪтрудиться ᡪв ᡪсоответствии ᡪсо ᡪсвоими ᡪвозможностями ᡪи ᡪтребованиями ᡪобщества.[16]

1.3 ᡪСпособы ᡪсоциально-педагогической ᡪподдержки ᡪмладших ᡪшкольников, ᡪвоспитывающихся ᡪв ᡪ ᡪсемьи

Проблемы ᡪ  методики ᡪсемьи, ᡪкак ᡪфактора ᡪриска ᡪдля ᡪразвития ᡪребенка, ᡪкорректируются ᡪцеленаправленной ᡪработой ᡪшколы ᡪили ᡪдругих ᡪгосударственных ᡪучреждений ᡪи ᡪструктур. ᡪШкола ᡪосуществляет ᡪсоциально ᡪ- ᡪпсихологическое ᡪи ᡪсоциально-педагогическое ᡪсопровождение ᡪконкретного ᡪребенка, ᡪживущего ᡪв ᡪсемье, ᡪнаходящейся ᡪв ᡪсоциально-опасном ᡪположении.

Социальные ᡪпедагоги ᡪи ᡪпедагоги-психологи, ᡪработающие ᡪв ᡪучреждение ᡪобразования, ᡪявляются ᡪсвязующим ᡪзвеном ᡪмежду ᡪвнутренним ᡪи ᡪвнешним ᡪмиром ᡪребенка, ᡪгде ᡪв ᡪкачестве ᡪвнешнего ᡪмира ᡪвыступают ᡪродители ᡪи ᡪобщество, ᡪа ᡪвнутреннего ᡪ– ᡪученики ᡪи ᡪучителя ᡪшколы. ᡪОсуществляют ᡪпрофессиональную ᡪдеятельность, ᡪнаправленную ᡪна ᡪсохранение ᡪпсихического, ᡪсоматического ᡪи ᡪсоциального ᡪблагополучия ᡪдетей, ᡪа ᡪтакже ᡪсодействуют ᡪохране ᡪправ ᡪличности ᡪребенка, ᡪспособствует ᡪгармонизации ᡪотношений ᡪмежду ᡪучениками ᡪи ᡪпедагогическим ᡪколлективом, ᡪродителями ᡪи ᡪдетьми.


Основными ᡪзадачами ᡪспециалистов ᡪявляются:

  • Определение ᡪпотребностей ᡪребенка;
  • Предоставление ᡪуслуг ᡪсервиса ᡪучащимся;
  • Работа ᡪсо ᡪшкольным ᡪперсоналом;
  • Работа ᡪс ᡪродителями.[17]

Основные ᡪметоды ᡪсоциальной ᡪработы ᡪс ᡪдетьми ᡪсводятся ᡪк ᡪследующим:

1. ᡪСоциально-психологические, ᡪнаправленные ᡪна ᡪвнутренний ᡪмир ᡪребёнка ᡪи ᡪпредполагающие ᡪопределённую ᡪкоррекцию ᡪего ᡪсистемы ᡪценностей ᡪи ᡪориентаций, ᡪа ᡪтакже ᡪпредставлений ᡪи ᡪпредпочтений, ᡪсовершенствование ᡪего ᡪпсихологических ᡪвозможностей ᡪи ᡪоказание ᡪсоответствующей ᡪподдержки ᡪи ᡪпомощи ᡪ(методы ᡪпсиходиагностики ᡪи ᡪпсихокоррекции, ᡪпсихологическое ᡪконсультирование ᡪи ᡪт.п.).

2. ᡪСоциально-педагогические, ᡪдающие ᡪвозможность ᡪповысить ᡪобразовательный ᡪи ᡪинтеллектуальный ᡪуровень ᡪребёнка, ᡪсформировать ᡪадекватную ᡪокружающим ᡪего ᡪусловиям ᡪсистему ᡪценностных ᡪориентаций ᡪи ᡪпредставлений ᡪ(методы ᡪобразования ᡪи ᡪпросвещения, ᡪпедагогической ᡪкоррекции ᡪи ᡪпедагогического ᡪконсультирования).

3. Социально-медицинские,  обучающихся предназначенные для  имеет оказания ребёнку  конфликтных своевременной и необходимой  деятельности медицинской помощи (лечение,  родителей социально-медицинская реабилитация  выступать и адаптация, организация  чувств необходимой и комфортной  детям среды жизнедеятельности).

4. Социально-правовые,  направленные включающие в себя  ситуация определённые процедуры  посещении и операции, позволяющие  наиболее привести процесс  направленную жизнедеятельности ребёнка  стараться в соответствие с существующими  предпосылках нормами закона  механизмов и права (юридическая  обращения и правовая защита  делам интересов ребёнка,  действующих правовое просвещение,  потворствующая правовой контроль,  очень правовые санкции).

5. Социально-экономические,  младшего направленные на решение  определение проблем материального  позволяющие благосостояния ребёнка,  оказывают создание необходимых  находящейся ему для  которыми полноценной жизни  привычек и развития экономических  живущего условий (расширение  позитивными и совершенствование системы  выступает экономических прав  роли и возможностей детей,  родители материальная поддержка  семейных и помощь, трудоустройство  семейных и т.п.).

6. Социально-групповые,  выявить позволяющие социальному  мира работнику и другим  какими специалистам вести  основные работу с социальным  ассоциируется окружением ребёнка (семейное  ситуация консультирование, коррекция  нравственные системы отношений  наиболее в детском коллективе,  динамика и организация детских  взаимодействуя коллективов, ориентированных  сознательным на позитивную деятельность).[18]


Специалистам  семейного направляющим свою  детьми работу на детей  отношение младшего школьного  отношению возраста надо  основаниями учитывать, что  стереотипов при встрече  председателя ребенок сразу  других не будет говорить  анкетирование о себе, о своих  настоящее переживаниях, надо  администрация обязательно провести  соседей психогимнастику, чтобы  имитация создать у ребенка  другие чувство доверия  также и безопасности к специалисту. Разыграть  воспитания сказку-драму с помощью  устойчивое куклы, которая  себя осталась в лесу  стереотипов одна,- "давай  полной вместе успокоим  интенсивнее ее, приласкаем".

Специалисту  обращения надо проявить  точки максимум эмпатии,  сохранение участия, а не жалости  родители к ребенку. Не следует  ребенка говорить: "Скоро  воздействовать все пройдет,  педагог тебе будет  сопровождение лучше". Гораздо  раннее лучше выразить  которая сочувствие. Специалистам  выступает направляющим свою  было работу на детей  себя младшего школьного  стенд возраста надо  частные учитывать, что  поселения при встрече  особенно ребенок сразу  постоянные не будет говорить  индивидуальном о себе, о своих  глава переживаниях, надо  временном обязательно провести  мама психогимнастику, чтобы  него создать у ребенка  особенно чувство доверия  совершенно и безопасности к специалисту. Разыграть  результатом сказку-драму с помощью  стимулирующее куклы, которая  социализация осталась в лесу  семье одна,- "давай  консультации вместе успокоим  соответствие ее, приласкаем". В  организация работе с ребенком  детей можно применять  указали различные техники:  выявлению ментального переживания,  условиях внутреннего диалога,  общего самоосвобождения.

Специалисту надо  отказ проявить максимум  каком эмпатии, участия,  узком а не жалости к ребенку. Не  воспитания следует говорить: "Скоро  определение все пройдет,  агентов тебе будет  оказания лучше". Гораздо  проводит лучше выразить  виде сочувствие.

Специалисты обязаны  направления сообщить учителю  уровень о ребенке находящего  относятся в социально-опасном положении  состав и предоставить ему  эрогенные рекомендации, которые  понятиями способствуют нормализации  пока внутреннего состояния  управлять ребенка.


Глава 2. Эмпирическое  исследование социально – педагогической  помощи детям  младшего школьного возраста

2.1. Программа «Социально – педагогическая помощь детям из неблагополучных семей»

Для  структуры подтверждения поставленной  контроль перед курсовой  опыта работой гипотезы: «Решение  специальных проблемы социализации  себя ребенка из семьи  поведение возможно при  физического условии осуществления  метафорический комплекса мероприятий,  выявлению направленных на:

    • раннее  тяготит выявление и постановка  эффективно на учет ребенка  организации из семьи;
    • определение причин  позитивными неблагополучия семьи;
    • осуществление  микрофакторы информационной помощи  глава семье;
    • организация профилактики  выразить нарушений воспитания  последующим в семьях «группы  опрос риска»;

при кардинационно – организационной  совместной помощи со стороны социального  ценностных педагога, на основании алгоритма,  внутренний составленного для  сопровождение работы с и семьями  влияющие в условиях школы,  пытаясь нами была  игнорируя предложена программа «Социально – педагогическая  ситуация помощи детям  уровень из неблагополучных семей» с  изучить учетом того,  общество что в основе  жалующихся возникновения социального  включающая неблагополучия лежит  стремление нарушение взаимодействия  вины в системе «семья - ребенок».

Цели  поведение программы: создание  конкретных условий для  идентификация успешной социализации  нравственные ребенка из семьи,  ситуация реализовывалась через  школа систему задач,  полноценной таких как:  прогулы раннее выявление  быстро неблагополучных семей,  моральная осуществление информационной и  глава посреднической помощи  звеном семье «группы  основу риска», оказание  разработка помощи направленной  составили на успешную социализацию  социа ребенка из семьи,  людей снижение количества  своей неблагополучных семей.

В  подавляют практике современной  значимы школы возрастает  родителями число неблагополучных  ассоциируется семей. Это  ответственный семьи с низким  адаптивные социальным статусом,  детям в какой – либо  родители из сфер жизнедеятельности  председателя или нескольких  потребностей одновременно, не справляющиеся  внешних с возложенными на них  который функциями, их адаптивные способности  ключевые существенно снижены,  характера процесс семейного  неадекватное воспитания ребенка  целях протекает с большим  переходя трудностями, медленно,  социализация малорезультативно. Именно  постепенно поэтому таким  индивидом семьям необходима  внутренний активная и продолжительная  ответственный поддержка со стороны  следует социального педагога. В  управленческо зависимости от характера  контролирующей проблем социальный  обучающихся педагог оказывает  начинаются таким семьям  семье образовательную, психологическую,  должностные посредническую помощь  полноценной в рамках долговременных  тестирование форм работы.


Программа  который рассчитана для  проведенные детей с 1 по 4 класс  гармонизации и реализуется непосредственно  притяжения через школу. В  эмоционально программе описаны возможные  раннее виды помощи  такими родителям, возникающих  активная во взаимодействии с детьми:

  • образовательная, которая  соответствии заключается в  исходя предотвращение  системы возникающих семейных  могу проблем и формирование  эрогенные педагогической культуры  переходя родителей, а так  отношений же помощь в воспитании,  модификации которая в первую  слушать очередь, осуществляется  раннее с родителями – путем  связанные их консультирования, а во вторую,  центр с ребенком посредством  классного создания специальных  возникновения воспитательных ситуаций  добиться для решения  соответствие задачи своевременной  педагогических помощи семье  окружают в целях ее укрепления  различных и наиболее полного  родителей использования ее воспитательного  прекрасном потенциала;
  • психологическая, включающая в себя  эмоционально социально – психологическую  органы поддержку, направленную  ликвидация на создание благоприятного  наказанием микроклимата в семье  состав в период кратковременного  домашний кризиса и коррекция  были межличностных отношений;
  • организационную, включающую  микрофакторы в себя  идентификация организацию семейного досуга;
  • информационную, которая  направленные заключается в обеспечении  источник семьи информацией  взрослыми по вопросам социальной  близкие защиты;
  • координационную, направленную на активизацию  педагог различных ведомств  уникальным и служб по совместному  углубленной разрешению проблемы  семей конкретной семьи  окружающим и положения конкретного  организацию ребенка.

Основные формы и методы  приносит работы, используемые  такие в реализации программы.

Методы  желание работы:

1. диагностические:

А) наблюдение – общенаучный  поскольку метод исследования,  дошкольников предполагает целенаправленную,  педагогческая систематическую фиксацию  оказывает проявлений деятельности  также личности, коллектива,  учащийся группы людей. Наблюдение  свободнее может быть  сопровождение сплошным и выборочным;  углубленной включенным и простым;  ознакомление неконтролируемым и контролируемым (при  повышенная регистрации наблюдаемых  ценно событий по заранее  однако отработанной процедуре);  человек полевым (при  виде наблюдении в естественных  друзья условиях) и лабораторным (в  ценно экспериментальных условиях);