Файл: ПОНЯТИЕ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ (Анализ пенсионного законодательства и социальной политики государства в отношении инвалидов в советский период и в условиях современности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема инвалидности широко обсуждается в современном мире в связи с высокой численностью инвалидов, слабой защищенностью этой группы на рынке труда, в сфере образования и других областях жизнедеятельности. По данным Росстата, на начало 2015 г. в России проживало 12,9 млн. инвалидов (9,0% общей численности населения).

Несмотря на развитие законодательства о пенсионном обеспечении и социальной защите инвалидов, а также распространение мер, направленных на интеграцию инвалидов в жизнь общества, инвалиды остаются социально не защищенной группой населения, которую отличает более низкий, чем у других групп и слоев населения, уровень жизни, образования и занятости. В 2014 г. уровень занятости среди всех инвалидов составлял 12,1%, против 65,3% в среднем по стране, уровень безработицы почти в 4 раза превышал средний уровень (19,4% против 5,2%).

Вступивший в силу 1 января 2015 года Федеральный закон «О страховых пенсиях» в числе трех возможных видов пенсий устанавливает пенсии по инвалидности. Правильному пониманию и реализации установленных современным законом норм будет способствовать исторический анализ становления и развития института пенсионного обеспечения инвалидов в России.

Пенсии по инвалидности имеют свои отличительные особенности по сравнению с иными видами пенсий, поэтому рассмотрение понятия пенсионного обеспечения по инвалидности и особенностей социальной политики государства в этой сфере является весьма актуальным и обоснованным. Исследованием данных вопросов занимались такие ученые как А.Ю. Нагорнова, В.П. Галаганов, О.В. Бочарова, Ф.А. Лещенков, Е.А. Редькина, О.И. Ильинская, О.А. Шубина, И.Г. Дуров и другие.

Цель настоящей курсовой работы состоит в изучении пенсии по инвалидности по законодательству Российской Федерации.

Исходя из цели, поставленной в курсовой работе, определены основные задачи исследования:

1) изучить становление и развитие пенсионного обеспечения инвалидов в России;

2) рассмотреть понятие инвалидности и инвалидов, особенности их правового статуса;

3) охарактеризовать сущность, содержание и отдельные виды пенсии по инвалидности.

В качестве объекта исследования в данной курсовой работе выступают общественные отношения, вытекающие из пенсионных правоотношений в области назначения пенсии по инвалидности.

Непосредственный предмет исследования – понятие пенсии по инвалидности.

Методологической основой исследования являлись всеобщий метод познания – материалистическая диалектика, ее законы и категории, исторический материализм. Из общенаучных методов – анализ и синтез, дедукция и индукция, исторический и логический, восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении. А также использовались частнонаучные методы исследования – формально-логический, метод системного анализа, сравнительного правоведения, изучение и анализ документов.


Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ

§1. Исторические предпосылки возникновения института пенсионного обеспечения инвалидов

Пенсии по инвалидности являются первым видом пенсий, которые стали назначаться в России. Именно пенсии по инвалидности стали основой для формирования пенсионной системы России.

В допетровский период практики назначения пенсий как регулярных денежных выплат не существовало, функцию пенсионного обеспечения выполняла сначала система кормлений, а впоследствии поместная система. Согласно введенному при Иоанне IV (Грозном) правилу при отставке служилого человека «за старостью, болезнями и ранами», поместье оставалось за ним в виде его обеспечения до достижения совершеннолетия сыновей и шло затем в раздачу последним за службу[1].

Кроме того, имели место иные меры социальной защиты инвалидов. Так, в 1661 году царь Алексей Михайлович повелел уволенных за ранами от службы военачальников определять в воеводы и другие должности, а также разрешил архимандриту Дионисию и Соломону учредить в Москве первую богадельню для помещенья в ней престарелых и увечных воинов. Это была первая в России богадельня для раненых и увечных воинов[2].

Во второй половине XVII века при определении мер материальной помощи законодатель начинает учитывать тяжесть полученных на службе ранений. Так, в царствование Федора Алексеевича, после Чигиринского сражения с турками (1676 год), было приказано наградить всех раненых, которые по степени их увечья были разделены на три разряда (класса).

В XVIII веке внимание к обеспечению («призрению») раненых и увечных воинских чинов усиливается. В царствование Петра I было приказано епархиям собирать деньги в церквях и распределять часть монастырских доходов на раненых. Кроме того, призрение и содержание раненых вменялось в обязанности тех же монастырей, причем рядовые пользовались таким же довольствием, как чернецы (монахи), а офицеры и унтерофицеры - «по регламенту».


Выплаты денежных пособий инвалидам («увечным») были впервые предусмотрены в Морском уставе 1720 года, утвержденном Петром I. Данный закон учитывал степень утраты лицом трудоспособности. При частичной утрате трудоспособности, препятствовавшей продолжению корабельной службы, Морской устав предписывал трудоустраивать увечных на иные должности государственной службы («к магазейнам, в гарнизоны или статскую службу употребить, повысив чином»)[3].

В случае полной утраты лицом трудоспособности закон предоставлял ему право выбора: либо пожизненное содержание за государственный счет в госпитале либо получение паспорта и единовременной выплаты в размере годового жалования. Данные правила распространялись как на получивших ранения и увечия в бою, так и на потерявших трудоспособность по иным причинам, связанным с военной службой, а также вследствие старости.

Существенным образом государственное отношение к инвалидам было пересмотрено в годы правления Екатерины II. Одновременно с проведением секуляризационной реформы было принято решение снизить нагрузку на монастыри и освободить их от обязанности содержать увечных воинов (Указ императрицы от 26 февраля 1764 года).

Отставные инвалиды, содержавшиеся на момент издания данного указа, подлежали «разбору». Годные к какой-либо службе при наличии способности и желания трудиться должны были трудоустраиваться, остальных же инвалидов как офицеров, так и рядовых предписывалось направлять в специально установленные города: Муром, Хлынов, Касимов, Арзамас, Шацк, Тамбов, Пензу, Лебедян, Кузмо-демьянск, Чебоксары, Кадом, Алатарь, Темников, Керенок, Саранск, Нижний Ломов и др.

Для направляемых в указанные города инвалидов закон впервые устанавливает пенсии как регулярные денежные выплаты. Размер пенсий устанавливался в виде фиксированной суммы в зависимости от категории войск и воинского звания инвалида: например, в гвардии обер-офицерам пенсия назначалась в размере 100 рублей в год, унтер-офицерам - по 20, капралам и рядовым - по 15 рублей и т.д.

При этом количество получателей пенсии по каждой категории было строго лимитировано: общее количество инвалидов-пенсионеров не могло превышать 4353 человека, а общая сумма бюджетных расходов на их содержание составляла 80 600 рублей. Кроме того, закон связывал назначение пенсии с имущественным положением инвалида.

Следующая существенная реформа социального обеспечения инвалидов была проведена Александром I (Указ от 23 февраля 1803 года), которая упраздняла количественные лимиты («комплекты») для назначения пенсий военным инвалидам, а также повышала пенсионные оклады отдельным категориям пенсионеров. Однако данный порядок распространялся лишь на старших (штаб- и обер-) офицеров. На пенсии могли расчитывать только инвалиды, «не имеющие собственного пропитания».


В том же 1803 году правила назначения пенсии инвалидам из числа старших офицеров и генералитета были вновь пересмотрены. В указе «О сроках службы к награждению отставляемых генералитета, штаб- и обер-офицеров армейских» устанавливалось, что генералитету, штаб- и обер-офицерам в случае отставки «за ранами, полученными в сражениях» назначается «половинное жалование» и «позволяется носить мундир».

На волне патриотического подъема, вызванного победой в Отечественной войне 1812 года, усилилось общественное внимание к судьбам людей, пострадавших в войнах. Собираются средства, формируются капиталы, создаются общественные организации, целью которых становится материальная поддержка лиц, не имеющих достаточных средств к существованию.

Так, по частной инициативе коллежского советника П.П. Пезаровиуса, был образован инвалидный капитал, который сформировался из пожертвований, собиравшихся в редакции начатого им в 1813 году издания «Русский инвалид», а частью из доходов от самого издания газеты. П.П. Пезаровиус на доходы издаваемого им журнала, другими словами, из своих собственных средств, содержал 1200 инвалидов.

В 1813 году русско-прусские войска разгромили корпус французского генерала Вандама под городом Кульм (ныне Хлумец). В честь этой победы Александр I одобрил создание «Комитета Высочайше учрежденного в 18 день августа 1814 года», который впоследствии именовался «Комитетом призрения заслуженных воинов» (с 19 марта 1858 года), а затем (с 12 декабря 1877 года) «Александровским комитетом» по случаю столетия со дня рождения учредившего эту структуру императора[4].

В инвалидный капитал Александровского комитета поступали пожалования от членов императорской фамилии, пожертвования частных лиц, а также ряд поступлений, указанных в законе. Инвалидный капитал, сформированный П.П. Пезаровиусом, также поступил в распоряжение Александровского комитета. Пенсии инвалидам выплачивались за счет процентов, полученных от использования инвалидного капитала.

По образцу Комитета о раненых 21 февраля 1823 года был образован «Комитет призрения заслуженных гражданских чиновников». Этой организации был выделен миллион рублей из инвалидного капитала. Комитет назначал пенсии и пособия тем отставным гражданским чиновникам, которые, «пишась сил от трудов», не имели средств к «приличному себя содержанию».

В начале XIX века пенсионное законодательство Российской империи содержалось в различных, разрозненных нормативных актах, в связи с чем назрела необходимость его кодификации. 6 декабря 1827 года Николаем I был принят Устав о пенсиях и единовременных пособиях, согласно которому были установлены новые правила назначения пенсий как военным, так и гражданским чиновникам. Назначение пенсии инвалиду впервые ставилось в зависимость лишь от срока его службы и характера ранений и увечий, полученных на службе. Сроки выслуги были сокращены, а пенсии увеличены, более высокие пенсии получали военные инвалиды[5].


Устав 1827 года также определял порядок назначения пенсий. Право инвалида на пенсию должно было подтверждаться определенными свидетельствами. Для гражданских чиновников такие свидетельства должны были выдаваться чиновниками медицинского ведомства. При этом в свидетельстве должны были указываться: качество и степень болезни; время ее возникновения; причины, по которым данная болезнь препятствует продолжению службы; когда и где данные ранения были получены; сколько и каких ран было получено.

Следует отметить, что длительное время пенсии назначались лишь получившим инвалидность офицерам, положение же нижних чинов было гораздо менее защищенным. Выплата государством пенсий по инвалидности нижним чинам была закреплена в 1867 году с изданием Положения об устройстве отставных и бессрочно-отпускных нижних чинов.

Система государственного обеспечения инвалидов была вновь подвергнута реформированию в 1912 году. Нормы, регулирующие пенсионное обеспечение военнослужащих российской армии, содержащиеся в различных нормативных правовых актах, были кодифицированы в двух законах: 1) «О пенсиях и единовременных пособиях чинам военного ведомства и их семействам» от 23 июня 1912 года и 2) «О призрении нижних воинских чинов и их семейств» от 25 июня того же года. Первый закон содержал Устав, а второй Положение, в которых были закреплены субъективные права и юридические обязанности военнослужащих-инвалидов.

В конце XIX - начале XX века в России встает вопрос о пенсионном обеспечении не только государственных служащих, но и рабочих промышленных предприятий. В связи с небывалым промышленным подъемом последней трети XIX века численность данной категории лиц в России увеличилась втрое и к 1900 году составила 3 млн человек.

В мае 1901 года Николай II утвердил «Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность на заводских или рудничных работах», согласно которым рабочим казенных горных заводов и рудников без различия пола и возраста, лишившимся возможности продолжать заводские или рудничные работы от увечья или других повреждений в здоровье (профессиональных болезней), полученных во время или вследствие обозначенных работ, а также семействам этих рабочих в случае их смерти должны были назначаться пенсии из казны.

Нормы «Временных правил...» стали базовыми в законодательстве о пенсиях наемных рабочих частных предприятий. Осенью 1902 года Государственный совет одобрил законопроект, а 2 июня 1903 года Николай II утвердил «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». С 1 января 1904 года закон вступил в силу[6].