Файл: Равновесие экономической системы. Уравновешенность потребления, инвестиций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Простая модель спроса и предложения отражает поведение потребителя и продавца во время купли-продажи какого-либо товара[11]. Однако усложнение экономической системы, изменение механизмов ее функционирования позволяют рассматривать достижение равновесия на рынках с учетом их специфики. Рассмотрим наиболее важные законы взаимодействия спроса и предложения на рынке инфокоммуникационных услуг.

Под спросом на ИКУ понимается такое количество услуг, которое потребители готовы и могут приобретать при определенной цене. Кривая спроса на ИКУ характеризует состояние цен и объема ИКУ в определенный момент времени и имеет отрицательный наклон в связи с желанием потребителей использовать большее количество услуг по наименьшей цене. Изменение величины спроса на ИКУ осуществляется при изменении цены на услуги. Увеличение количества спроса на ИКУ связано с повышением доступности использования ИКУ для населения с разным уровнем дохода и обусловлено снижением цены на услуги. Уменьшение количества спроса является реакцией на рост цен на ИКУ, в связи с которым некоторые потребители вынуждены отказаться от использования услуг.

На изменение спроса оказывают влияние и неценовые факторы. Помимо таких факторов, как изменение доходов потребителей, изменение вкусов и предпочтений, ценовые ожидания, изменение цен на товары-субституты и комплементарные товары, важное значение имеют факторы качества и полезности услуги. Под полезностью в данном случае понимается степень необходимости использования конкретной услуги с целью удовлетворения инфо- коммуникационных потребностей покупателя.

Например, студент, использующий интернет-ресурсы в качестве источников информации, необходимых для получения образования, будет использовать услуги доступа к сети Интернет, которые в данном случае будут обладать высоким уровнем полезности.

Спрос на ИКУ можно классифицировать по признаку утилитарности: рациональный и иррациональный. Рациональный спрос выражается зависимостью пользы от использования каждой дополнительной единицы услуги и затрат на ее приобретение. Иррациональный спрос обусловлен в большей степени психологией потребления. Иррациональный спрос на ИКУ выражается в таких эффектах, как:

  • эффект подражания;
  • эффект сноба.

Эффект подражания как стремление приобретать услуги «как у всех» или «не хуже, чем у всех» независимо от их полезности для данного потребителя активно стимулируется производителями ИКУ. Примером такого стимулирования является наличие бесплатных звонков на номера, обслуживаемые одним и тем же мобильным оператором. Эффект сноба во многом обусловлен научно-техническим прогрессом, т.е. потребитель будет охотно приобретать ИКУ, впервые появившуюся на рынке вне зависимости от его дороговизны. Именно эффект сноба повышает уровень потребления и обеспечивает развитие производства. Так, первый звонок с использованием мобильной связи в России был совершен 9 сентября 1991 г. Начиная с этого времени и до 1998 г. считалось нормальным тратить на мобильную связь 250-300 долл. в месяц, после 1998 г. — 100 долл. В 1991 г. количество абонентов мобильной связи составляло около 327 000 абонентов. К 2014 г. средняя стоимость услуг мобильной связи в месяц составляла уже около 300 руб. (приблизительно 10 долл.), а количество абонентов увеличилось до 241,46 млн абонентов[12].


Предложение ИКУ — это такой объем ИКУ, который производитель хочет и может оказать потребителю. Классическое выражение закона предложения объясняется наличием двух эффектов:

  • эффект возрастающих альтернативных издержек;
  • эффект убывающей предельной производительности.

Однако при оказании ИКУ данные эффекты перестают действовать. Альтернативные издержки, выраженные в потерях при отказе от производства другой услуги, как правило, возрастают. Однако в случае ИКУ альтернативные издержки могут быть нивелированы. Такое сглаживание объясняется тенденцией в развитии мультисервисных ИКУ, т.е. ИКУ в настоящее время может вмещать в себя несколько услуг: мобильная связь, доступ в интернет и пр.

Слабое выражение эффекта убывающей предельной производительности заключается в том, что при увеличении (до некоторого предела, обусловленного мощностью оборудования и зоны покрытия) количества потребителей ИКУ на каждую дополнительную единицу услуги не требуется затрачивать все больше ресурсов.

Особым неценовым фактором, влияющим на изменение спроса и предложения, является наличие объектов интеллектуальной собственности в составе ИКУ, а также особенности их спецификации. В данном случае речь идет об уровне защищенности объектов интеллектуальной собственности (с точки зрения потребителей) и издержках, связанных со спецификацией, охраной, защитой и оборотом объектов (с точки зрения производителей). С позиций потребителя ИКУ наличие интеллектуальной собственности может оказывать существенное влияние на спрос. Примером может служить отказ потребителя от использования информационных ресурсов, доступ к которым возможен лишь при дополнительной оплате. В это же время фирмы, оказывающие ИКУ, вправе ограничивать доступ к объектам интеллектуальной собственности в составе ИКУ (объекты литературы, науки, искусства), желая получать доход от их использования. Фактически возникает определенное противоречие в интересах покупателей и продавцов при потреблении ИКУ, где основным элементом купли-продажи является использование объектов интеллектуальной собственности.

Для понимания взаимодействия спроса и предложения на рынке ИКУ особое значение имеет фактор времени, так как в кратчайшем, краткосрочном и долгосрочном периоде модели равновесия будут иметь разный вид.

Для кратчайшего периода равновесие на рынке инфокоммуникационных услуг будет иметь классический вид, описываемый моделью Л. Вальраса: равенство величин спроса и предложения образуют равновесные количество потребляемых услуг и цену, т.е. в результате конкуренция покупателей приводит к такому изменению цены, при котором образуется равновесное состояние рынка (рис. 2.2).


Рис. 2.2 - Модель равновесия на рынке ИКУ в кратчайшем периоде

Предположим, что производитель установил цену на ИКУ выше равновесной (P2), тогда многие потребители ввиду дороговизны услуги будут вынуждены отказаться от ее потребления, и наоборот: если цена ниже равновесной, то большее число потребителей будут иметь возможность использовать ИКУ. На рисунке треугольник ExAB указывает на образовавшийся излишек производителя, т.е. объем услуг, который мог быть оказан, а треугольник FCEx отражает ограничение фирм по оказанию услуг (как правило, ограничения фирм имеют технологический характер).

B кратчайшем периоде все факторы производства являются постоянными, а повышение и понижение спроса приводит к понижению и повышению цен соответственно (рис. 2.3).

Рис. 2.3 - Изменение цен и объема предложения на ИКУ в кратчайшем периоде

Фирмы, оказывающие ИКУ, способны предоставлять услуги большему количеству потребителей в пределах мощности оборудования и телекоммуникационных сетей, а, следовательно, при увеличении количества спроса (Dx — D2) производители имеют возможности для критически безболезненного снижения цен (Px — P2) на свои услуги с целью привлечения все большего количества потребителей и стимулирования потребления (Qx — Q2). При уменьшении количества спроса под влиянием неценовых факторов (Dx — D3), производители претерпевают, во-первых, снижение выручки, а во-вторых, дополнительные издержки, связанные с совершенствованием услуг (преимущественно их качества), маркетингом, рекламой и пр., что, в свою очередь, может привести к удорожанию услуг (Px — P3).

B краткосрочном периоде фирма, оказывающая инфокоммуникационные услуги, будет претерпевать как постоянные, так и переменные издержки, а взаимодействие спроса и предложения на рынке будет объясняться моделью A. Маршалла. Главная особенность взаимодействия спроса и предложения на ИКУ в краткосрочном периоде заключается в том, что производители в результате конкуренции будут стремиться снижать цены на свои услуги, тем самым желая повысить количество их потребления (рис. 2.4).

Рис. 2.4 - Модель равновесия спроса и предложения на ИКУ в краткосрочном периоде

B краткосрочном периоде кривые спроса и предложения будут совпадать (S — D), т.е. каждая точка на кривой будет являться равновесной в определенный момент времени (Ex, E2, E3). B зависимости от установленной цены на ИКУ (Px, P2, P3) потребители смогут использовать тот или иной объем услуг (Qx, Q2, Q3). Излишек и дефицит в краткосрочном периоде отсутствуют. Это объясняется следующими особенностями:


  • производители управляют ценами на свои услуги, что, в свою очередь, создает определенные условия доступности услуг в ценовом разрезе;
  • ИКУ оказываются «по требованию» потребителя (т.е. количество запрашиваемых ИКУ равняется количеству предоставленных услуг).

Изменение цены (Pb P2, P3) позволяет выделить на кривой S — D отрезки, отражающие различный уровень доступности ИКУ:

  • отрезок I (от максимальной цены до точки Ei) указывает на высокую степень элитно- сти услуги (при высокой цене ИКУ доступны не многим потребителям);
  • отрезок II (EXE2) отражает среднюю степень доступности;
  • отрезок III (от E2 до минимальной цены) показывает уровень высокой доступности для потребителей.

При изменении спроса и предложения на ИКУ в краткосрочном периоде происходит смещение кривой (S — Db S — D2). При этом процесс установления новых равновесных цен регулируется производителями.

В условиях долгосрочного периода все факторы производства являются переменными, а, следовательно, фирма в состоянии минимизировать собственные издержки. В долгосрочном периоде равновесия спроса и предложения на рынке ИКУ является условным. Рассмотрим подробнее модель «условного равновесия» спроса и предложения на рынке ИКУ. Под влиянием следующих факторов закон предложения ИКУ в долгосрочном периоде проявляется иначе:

  • мощность телекоммуникационных сетей и оборудования позволяет оказывать большее количество ИКУ, чем требуют потребители в данный момент времени;
  • фирмы имеют возможность минимизировать издержки и использовать положительный эффект масштаба фирмами;
  • высокая степень инновационности ИКУ;
  • необходимость учета действий потенциальных конкурентов и поддержание положительной репутации бренда.

Таким образом, закон предложения будет сформулирован следующим образом: фирмы, оказывающие ИКУ, будут стремиться оказать как можно больший объем инфокоммуникаци- онных услуг по достаточно низкой цене в целях роста совокупной выручки.

Иной вид модель взаимодействия спроса и предложения приобретает в долгосрочном периоде. В долгосрочном периоде равновесие спроса и предложения в классическом представлении отсутствует (рис. 2.5).

Рис. 2.5 - Модель взаимодействия спроса и предложения в долгосрочном периоде

Кривые спроса и предложения приобретают одинаковую форму, но не совпадают как в случае краткосрочного равновесия. Потребители стремятся максимизировать полезность ИКУ, т.е. получать более качественные услуги по более низкой цене, а производители, в свою очередь, стараются обеспечить запрашиваемые потребителями объем и качество ИКУ. Более того, фирмы, оказывающие ИКУ, помимо удовлетворения текущего спроса, стараются сохранять некий инновационный люфт, обеспечивающий конкурентное преимущество, с одной стороны,и позволяющее управлять объемами спроса — с другой. Инновационный люфт представляет собой некий зазор между ИКУ, оказываемыми в текущий момент времени, и имеющимися возможностями фирм по совершенствованию ИКУ, являющихся результатом научно-технического прогресса. Графически такой зазор выглядит как расстояние между кривыми спроса и предложения: если предположить, что на рынке установились равновесная цена P4 и равновесное количество Q4, то инновационный люфт представляет собой отрезок EiE. Кроме того, следует предположить, что существует некоторая критическая точка k, при достижении которой фирмам, оказывающим ИКУ, необходимо внедрение инноваций. Критическая точка k является условным индикатором для перехода ИКУ к определенному сценарию развития. Рассмотрим следующие варианты:


  • фирма, оказывающая ИКУ, внедряет инновации;
  • фирма, оказывающая ИКУ, отказывается от внедрения инноваций.

В первом случае на кривых D^ и Si основная тенденция их взаимодействия сохраняется до тех пор, пока они снова не достигнут некой критической точки, требующей внедрения иных инноваций. Во втором случае отсутствие инновационных решений провоцирует стремительное снижение спроса на услугу и соответственно снижение предложения (D2 и S2), где крайними точками будут нулевые спрос и предложение на ИКУ. Нулевые спрос и предложение на ИКУ соответствуют конечной стадии жизненного цикла услуги.

Вне зависимости от фактора времени формирование равновесия спроса и предложения на рынке инфокоммуникационных услуг осуществляется путем взаимного достижения целей потребителей и производителей. При формировании спроса на ИКУ потребители стремятся удовлетворить потребности в хранении, обработке, передаче информации при минимальных затратах. Производители, в свою очередь, стремятся к максимизации прибыли и минимизации издержек, обеспечивая при этом удовлетворение текущего спроса на ИКУ. Таким образом, взаимодействие спроса и предложения на рынке ИКУ является результатом соединения целей производителей и потребителей.

Заключение

В работах Л. Вальраса и других основателей неоклассического анализа конца XIX в., а также их последователей, прежде всего П. Самуэльсона и Ж. Дебре, была начата важная работа: пересмотр и развитие экономической науки по примеру естественных. Основными ориентирами здесь стали классические физика и механика, которые к этому времени достигли высокого уровня понимания принципов построения материального мира и решения многих прикладных проблем. Основой этих успехов было использование математики как точного и лаконичного языка описания сложных явлений и метода получения доказательных знаний. Авторам методологической революции стало очевидно, что для экономики, изучающей особо сложные явления, которые определяются людьми, обладающими волей, вкусами и часто действующими спонтанно, необходимо применение математики на уровне, используемом в механике и физике. Ввиду этой особой сложности успехи математизации исследований в экономике существенно скромнее. Несомненны успехи решения задач экономического анализа в сфере производства и ряда макроэкономических проблем. Однако программа микрооснования макроэкономики оказалась невыполнимой. Особенно ярко это проявилось в кризисных моментах теории потребительского спроса и экономического равновесия, выделенных в цитированной работе В.М. Полтеровича.