Файл: Процесс принятия управленческого решения (Понятие, сущность и классификация управленческих решений).pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
а) специалистов I категории:
Тоб = Тн + Тнн = 13 975 + 0 = 13 975 (ч);
Чн = Тоб/ Фп = 13 975 : 2000 = 7 (чел.).
б) специалистов II категории:
Тоб = Тн + Тнн = 14 925 + 100 = 15 025 (ч);
Чн = То6 / Фп = 15 025 : 2000 = 7,5 (чел.).
Таким образом, для надлежащего информационного обеспечения системы управления в предстоящем календарном году АО «Спецпром-Монтаж»потребуется семь специалистов I категории и восемь специалистов II категории, в том числе один (0,5) - на условиях совмещения или неполной занятости (например, с продолжительностью рабочего дня, равной четырем часам).
Аналогичным образом рассчитаем численность работников по всем остальным структурным подразделениям предприятия. На основании расчетов сформируем сводные данные о численном составе службы ДОУ. Сведения о предполагаемом численном составе работников службы ДОУ представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1. Сведения о примерном численном составе работников службы ДОУ АО «Спецпром-Монтаж»
№ п/п |
Наименование (вид) работ |
Категории работников |
Всего, чел. |
||
Руководящий состав |
Специалисты |
Технические исполнители |
|||
1 |
Рассмотрение письменных обращений |
2*, ** |
2 |
1 |
5 |
Продолжение таблицы 3.1
2 |
Контроль исполнения |
1 |
2 |
1 |
4 |
|||
3 |
Экспедирование, курьеры |
1 |
- |
3 |
4 |
|||
4 |
Обработка документов |
1 |
2 |
2 |
5 |
|||
5 |
Обеспечение протокольных мероприятий |
1 |
2 |
1 |
4 |
|||
6 |
Организационно-методическое обеспечение |
1 |
1 |
2 |
4 |
|||
7 |
Оперативное хранение |
1 |
- |
2 |
3 |
|||
8 |
Архивное хранение |
1 |
- |
2 |
3 |
|||
9 |
Подготовка договоров и проектов |
1 |
1 |
3 |
5 |
|||
10 |
Тиражирование |
1 |
- |
2 |
3 |
|||
Итого: |
11 |
10 |
19 |
40 |
* В том числе руководитель службы ДОУ - 1 чел.
** Начальник административного отдела может исполнять по совместительству обязанности заместителя руководителя службы ДОУ.
Схема новой организационной структуры АО «Спецпром-Монтаж» представлена в Приложении 3.
Численный состав службы ДОУ предполагается сформировать за счет создания новых штатных единиц и штатных единиц других подразделений, которые осуществляют непосредственное информационное обеспечение деятельности предприятия, а именно:
- Отдел кадров и планово-экономический отдел – 2 чел.;
- Административно-хозяйственный отдел – 1 чел.;
- Отдел маркетинга – 2 чел.;
- Вновь созданные штатные единицы – 25 чел.
Затраты на разработку, организацию и внедрение службы ДОУ (приобретение базовой клиентской лицензии) составят 12,2 тыс. рублей и будут включать стоимость базового клиентского пакета 10,2 тыс. руб. и 2,0 тыс. руб. на установку и обучение.
Кроме того, запланированное приобретение программного обеспечения Компании Fox Manager, стоимостью 7,080 тыс. руб. и ПО KPI MONITOR стоимостью 9,05. тыс. руб., повлечет дополнительные расходы в сумме 16,130 тыс. руб.
3.2. Обоснование приятия решения с использованием модели экономического анализа
Далее, с использованием модели экономического анализа приведем обоснование принимаемого решения [8, C. 12-16]. Определим суммарные результаты расчетов эффективности разработанного нововведения, т.е. общий прирост выручки, высвобождение численности сотрудников, снижение издержек, увеличение прибыли и др.
Рассчитаем объем выручки по проекту (),
(3)
где - базовый объем выручки, т.р.,
— прирост объема выручки после внедрения мероприятий:
= 81240,600 + 69981,068 = 151221,668 (тыс. руб.)
Определим численность персонала по проекту:
(4)
где - численность персонала по базовому варианту, чел.,
- высвобождение (-), увеличение (+) численности, чел,
Чпр = 205 + 25 = 230 (чел.)
Рассчитаем проектируемый уровень производительности труда:
(5)
ПТпр = 151221,668 / 230 = 657,490 (тыс. руб.)
Определим проектируемый фонд заработной платы:
(6)
где - доля фонда заработной платы в объеме выручки в базовом периоде;
- проектируемые изменения в размере фонда заработной платы в связи с изменениями новых штатных единиц (+), введение системы премирования, надбавок; сокращение персонала (-).
Фпр = 24,98 х 151221,668 = 37778,000 (тыс. руб.)
Определим среднегодовую (), среднемесячную () заработную плату:
(7)
(8)
= 37778,000 / 230 = 164,250 (тыс. руб.)
= 37778,000 / (230 х 12) = 13,688 (тыс. руб.)
Рассчитаем планируемую себестоимость услуг:
Спр = 58391,800 + 1628,53 = 60020,330 (тыс. руб.)
Определим сумму прибыли от реализации услуг по проекту:
(9)
Ппр = 151221,668 – 60020,330 = 91201,340 (тыс. руб.)
Определим сумму налога на прибыль:
(10)
где - ставка налога на прибыль.
Нп = 91201,340 х 20% = 18240,270 (тыс. руб.)
Рассчитаем чистую прибыль (прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия):
(11)
Пч = 91201,340 – 18240,270 = 72961,070 (тыс. руб.)
Полученные финансово-экономические показатели по проекту внедрения мероприятий сведем в табл. 3.2.
Таблица 3.2. Основные финансово-экономические показатели по проекту внедрения мероприятий
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Величина показателя |
Изменение |
||
Базовая |
Проект |
Абсолют-ное, +/- |
Темп роста, % |
||
1. Выручка от реализации |
Тыс. руб. |
81240,600 |
151221,668 |
+69981,068 |
186,14 |
2. Численность персонала |
Чел. |
205 |
230 |
+25 |
112,20 |
В том числе рабочих |
Чел. |
185 |
211 |
+26 |
114,05 |
3. Среднегодовая выработка (среднегодовой объем выручки от реализации 1 работающего) |
Тыс. руб. |
396,300 |
657,490 |
+261,190 |
165,91 |
4. Фонд заработной платы персонала |
Тыс. руб. |
30463,000 |
37778,000 |
+7315,000 |
124,01 |
5. Среднегодовая заработная плата 1 работающего |
Тыс. руб. |
148,600 |
164,250 |
+15,65 |
110,53 |
6. Полная себестоимость услуг |
Тыс. руб. |
58391,800 |
60020,330 |
+1628,53 |
102,79 |
7. Затраты на 1 рубль реализации |
Руб. |
0,72 |
0,40 |
-0,32 |
55,56 |
8. Прибыль от реализации услуг |
Тыс. руб. |
22848,800 |
91201,340 |
+68352,548 |
399,15 |
9. Прибыль на 1 рубль реализации |
Руб. |
0,28 |
0,60 |
+0,32 |
214,29 |
10. Налог на прибыль |
Тыс. руб. |
4569,76 |
18240,270 |
+13670,510 |
399,15 |
11. Чистая прибыль |
Тыс. руб. |
18279,0 |
72961,070 |
+54681,95 |
399,15 |
12.Рентабельность продаж |
% |
28,12 |
60,31 |
+32,19 |
214,47 |
13. Рентабельность деятельности |
% |
39,13 |
65,81 |
+26,68 |
168,18 |
14. Фонд потребления |
Тыс. руб. |
4569,8 |
18240,27 |
+13670,47 |
399,15 |
15. Среднегодовой доход одного работающего |
Тыс. руб. |
170,9 |
223,67 |
+52,77 |
130,88 |
12. Годовой экономический эффект |
Тыс. руб. |
18279,12 |
54720,8 |
+36441,68 |
299,36 |
Таким образом, исходя из результатов табл. 3.2, можно прийти к следующим выводам.
Объем выручки после принятия решения и реализации проекта мероприятий увеличится на 86,14% и составит 151221,668 тыс. руб. При этом увеличится количество рабочих мест на предприятии с 205 чел. до 230 чел. (на 12,2%).
Таким образом, увеличивается среднегодовая выработка одного рабочего на 65,91% и составляет 657,49 тыс. руб.
Фонд заработной платы персонала также увеличивается ввиду создания новых рабочих мест.
Полная себестоимость услуг АО МСУ – 18 «Техномонтаж» возрастает 2,79% и составляет 60020,33 тыс. руб. При этом затраты на 1 рубль реализации снижаются практически в двое.
Прибыль предприятия увеличивается на 68352,548 тыс. руб., а годовой экономический эффект – на 54681,95 тыс. руб. Также увеличиваются показатели налога на прибыль и рентабельности.
С учетом увеличения показателя чистой прибыли формируется фонд потребления в сумме 13670,47 тыс. руб., а среднегодовой доход одного работающего АО МСУ – 18 «Техномонтаж» при этом увеличивается на 52,77 тыс. руб.
Всего затраты на совершенствование ОСУ составят 281 200 рублей.
Как часть общей эффективности организации рассматривают эффективность управления. В экономической литературе эффективность рассчитывается как отношение экономии (прибыли) от внедрения конкретного результата к затратам на её создание по формуле:
Е = Э/З (12),
где, Е - экономическая эффективность, доли;
Э - экономия или прибыль, руб.;
З - затраты на создание экономии, руб.
Е = 3219000 / 281 200 = 11,4
Экономическая эффективность показатель относительный, это отношение прибыли от нововведений к затратам на их проведение.
Кроме этого, можно рассчитать срок окупаемости затрат. Срок окупаемости затрат показывает за сколько лет окупаются капитальные затраты и рассчитывается как отношение капитальных затрат к получаемой экономии (прибыли).
Т = З / Э (13),
где Т - срок окупаемости капитальных затрат, годы.
Т = 281 200 / 3219000 = 0,1 года
Затраты на увеличение штатной структуры АО «Спецпром-Монтаж» - введение должности менеджера по персоналу должны окупиться в среднем за 1,5 месяца.
Таким образом, установлено, что организационная структура соответствует общей цели организации, но требует небольшой доработки, существует проблема перегруженности главного бухгалтера.
Составлена модель рабочего места менеджера по персоналу и рассчитана экономическая эффективность принятия и реализации решения о разработке организационной системы управления, которая показала окупаемость новой должности за 1,5 месяца.
Заключение
Цель работы состояла в разработке основных направлений совершенствования процесса построения модели принятия управленческого решения на примере АО «Спецпром-Монтаж».
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения работы предстоит решить следующие задачи:
Рассмотрено понятие, сущность и классификация управленческих решений. По своей сути процесс принятия решений является циклической последовательностью действий субъектов управления, которые направлены на разрешение проблем организации и состоят из анализа ситуации, генерации альтернатив, принятия решения и организации его исполнения.
Технологией менеджмента управленческое решение рассматривается в качестве процесса, состоящего из трех стадий: подготовки решения; принятия решения; реализации решения.
Классификация управленческих решений связана с определением конкретно-специфических и общих подходов к их разработке, реализацией и оценкой, что предоставляет возможность для повышения их качества, эффективности и преемственности. Управленческие решения можно классифицировать самыми разнообразными способами.
Моделью является представление идеи или объекта системы в определенной форме, которая отлична от самой целостности. Модель - это упрощенное изображение конкретных жизненных (управленческих) ситуаций. Другими словами, модели определенным образом отображают реальные обстоятельства, события и т.д.
Построение модели, также как и принятие решения, представляет собой процесс. Количество всевозможных конкретных моделей также велико, как и количество проблем, в целях разрешения которых они были разработаны.
2. Проведен анализ процесса принятия управленческих решений на примере АО «Спецпром-Монтаж». В настоящее время «Спецпром-Монтаж» является надёжной организацией Ульяновской области по выполнению работ по строительству жилого и промышленного сектора. Качество всех выполняемых работ соответствует установленным требованиям. На все выполняемые работы АО «Спецпром-Монтаж» имеет лицензии. Направление - специализированные строительно-монтажные работы по строительству систем газоснабжения, наружных инженерных сетей и коммуникаций, внутренних инженерных систем и оборудования, по монтажу технологического оборудования, технологических трубопроводов, металлоконструкций.
В АО «Спецпром-Монтаж» линейно-функциональная структура управления. Линейно-функциональная - структура управления, в которой сочетаются как линейные, так и функциональные принципы организации между производственными управленческими элементами системы. Недостатками линейно-функциональной структуры управления являются: различие целей у структурных единиц; слабая увязка и ответственность при решении комплекса задач для достижения целей фирмы.