Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
1.1 Сущность и типы бюджетного федерализма
1.2 Характеристика типов и моделей бюджетного федерализма
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И АНАЛИЗ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА РФ
2.1 Бюджетный федерализм в разрезе межбюджетных отношений
2.2 Проблемы и пути совершенствования бюджетного федерализма
ВВЕДЕНИЕ
В курсовой работе рассмотрен порядок реализации методологической основы бюджетного федерализма через призму межбюджетных отношений на примере основного инструмента реализации межбюджетной политики - трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций).
Актуальность выбранной темы подтверждается нарушением принципа прозрачности общественных финансов, что находит отражение в нецелевом расходовании бюджетных средств, в поведении субфедеральных и субрегиональных уровней бюджетной системы в отношениях с субъектами хозяйствования и государственными структурами в плоскости государственного управления, степень бюрократизации которого указывает на отсутствие ориентации на развитие бюджетного потенциала территории.
Целью данной курсовой работы является раскрыть сущность, роль и основные проявления бюджетного федерализма, рассмотреть основные модели данного инструмента через призму основных показателей состояния межбюджетных отношений: уровня и качества учета факторов развития отдельных территориальных субъектов при распределении финансовой поддержки в государственном бюджете.
Задачей исследования является рассмотрение теоретических аспектов бюджетного федерализма в управлении различными типами и моделями межбюджетных отношений, а так же на практическом примере провести анализ качества финансового выравнивания, как одной из основной функции бюджетной системы РФ.
Методологической базой исследования являются труды российских авторов в области бюджетной системы, в том числе данные гос.статистики,
принципах бюджетной политики, в том числе нормативно-правовая база в отношении исследуемого предмета.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
1.1 Сущность и типы бюджетного федерализма
Обратимся к самому понятию “федерализм” (лат. feoduos – объединение, союз, союз) – форма административно-территориальной организации государства, в том числе и внутренних межправительственных отношений, при которой высшие административно-территориальные единицы имеют определенную политическую самостоятельность. Составные части федерации – это своеобразные государство подобные образования, которые называют ее субъектами. Они сохраняют самостоятельность, создают единые федеральные государственные органы, единое гражданство и федеральную армию и в большинстве своем имеют аналогичные права с самой федерацией.
С точки зрения бюджетной системы учеными выделяется такой феномен организации межбюджетных отношений как фискальный или бюджетный федерализм.
Развитие идеи бюджетного федерализма является неразрывным с идеями бюджетной децентрализации и нашел свое отражение в трудах В. Оутса (“Фискальный федерализм”, “Политическая экономия фискального федерализма”), Г. Масгрейва (“Очерки фискального федерализма”), Г. Роузена (“Исследование штатных и локальных публичных финансов”). Шумахера (“Фискальный федерализм в ФРГ”), Ш. Бланкарта (“Анализ немецкого фискального ферералізму”), Б. Фрая и Г. Айхенберга (“Дискуссионные вопросы политико-экономических перспектив федерализма” и “Новый федерализм: идея”) и других всемирно известных ученых.
На сегодня в профессиональных источниках не существует окончательного трактовка дефиниции "бюджетный федерализм". Свидетельством этого является плюрализм взглядов украинских и зарубежных ученых относительно понятия и сущности бюджетного федерализма (см. табл. 1).
Таблица 1 - Трактовка российскими и зарубежными учеными понятия "бюджетный федерализм"
Автор |
Определение термина |
Т. Грицюк |
Бюджетный федерализм - это система отношений, направленных на поиск баланса интересов федерации и ее субъектов с целью достижения устойчивого территориального развития и обеспечения доступности потребления основных общественных благ населения |
Н. Єрмасова |
Бюджетный федерализм - это политико-экономическая категория взаимоотношений между бюджетами разных уровней, которая способствует справедливому распределению ресурсов, достижению экономической эффективности в данной государственной системе и обеспечению баланса экономических и политических интересов в обществе |
А. Игудин |
Бюджетный федерализм - это отношения на основе сочетания принципов централизма и децентрализма между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации по поводу формирования и реализации бюджетной политики государства, разграничения бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов, распределения последних между федеральным бюджетом и консолидированным бюджетом субъектов федерации при низкой самодостаточности территориальных бюджетов, исходя из необходимости сочетания общегосударственных интересов и интересов населения |
Н. Кропівцова |
Бюджетный федерализм - не только форма внутренних межправительственных финансовых отношений, это и определенная философия организации политических отношений между различными уровнями власти |
Кэмпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю |
Бюджетный федерализм - система трансфертов (дотаций), на основе которой федеральное правительство делится своими доходами с правительствами штатов и местными органами власти |
П. Рассел |
Бюджетный федерализм - трансферт богатства путем уравнительных платежей от "имущих" и "неимущих" провинций с целью передачи доходов, достаточных для обеспечения сравнительно приемлемых уровней общественных услуг за более-менее допустимых уровней налогообложения |
Гавре С. Росен |
Бюджетный федерализм - это правильное распределение сфер деятельности за правительственными уровнями |
Джозеф Е. Стиглиц |
Бюджетный федерализм - это финансовое взаимодействие разных уровней власти |
А. Сунцова |
Бюджетный федерализм - это не только форма внутренних межправительственных финансовых отношений, это и определенная философия организации политических отношений между различными уровнями власти |
К. Шоуп |
Бюджетный федерализм – сложный комплекс налоговых кредитов, распределения налогов, финансовых пособий и гарантов, который соединяет муниципалитеты со штатом или провинцией, а штаты и провинцию с вершиной - национальным правительством |
С. Юрий, В. Федосов |
Бюджетный федерализм - это передача полномочий, функций и компетентности от центрального правительства до органов местного самоуправления, что сопровождается передачей соответствующих финансовых ресурсов |
Чтобы понять сущность бюджетного федерализма, следует выяснить, на каких принципах он основывается. На основе информации в таблице приведен перечень общих принципов бюджетного федерализма:
1) территориальная организация власти должна включать в себя центральный, региональный и местный уровни власти;
2) единство бюджетной системы, несмотря на выделение нескольких уровней бюджетов;
3) согласование интересов центральной власти и органов местного самоуправления в части бюджетно-налоговой политики и разграничения расходных полномочий;
4) закрепление за каждым уровнем власти на законодательном уровне соответствующих расходных полномочий, а также бюджетной ответственности;
5) финансовая независимость каждого уровня власти – законодательное закрепление источников доходов за каждым уровнем бюджетов в объемах, необходимых для финансирования расходных полномочий;
6) обеспечение выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы, как по вертикальным, так и горизонтальным делениями, при недопущении трансферта дополнительных или неиспользованных доходов в бюджеты высшего уровня;
7) утверждение единых для каждого уровня бюджетов прозрачных и понятных методов регулирования бюджетной системы;
8) самостоятельность и равноправие каждого бюджета, которая прежде всего воплощается в самостоятельности местного бюджетного процесса (определении направлений использования бюджетных средств, налоговом регулировании, контроля за исполнением бюджета со стороны исполнительных органов власти и тому подобное).
На сегодня, в профессиональной литературе не существует единой точки зрения ученых относительно проблематики моделей бюджетного федерализма их групп и видов. Например, Л. Миргородская и О. Сунцова выделяют две основные группы моделей бюджетного федерализма [7, 16]:
1) децентрализованные модели (к примеру, в США) - характеризуются большой фискальной автономией региональных и местных властей, слабостью связей между различными уровнями власти; центральная власть фактически не занимается проблемами финансового выравнивания, мало обращает внимания на фискальные дисбалансы в развитии отдельных территорий.
Местная власть при такой модели должен полагаться прежде всего на собственные силы;
2) кооперативные модели (например, в Австрии, ФРГ, Скандинавских странах) - характеризуются тесным сотрудничеством разных уровней власти, активной политикой центральной власти в вопросах преодоления фискальных дисбалансов на разных уровнях управления и финансового выравнивания. Центральная власть активно заботится об обеспеченности единых стандартов общественных услуг в пределах всей территории государства.
Более широкую классификацию моделей бюджетного федерализма приведено Ю. Барским [1]. В частности, он классифицирует их по следующим классификационным признакам:
1. По способу разграничения доходов между уровнями бюджетной системы:
- американская - большая часть расходов по каждому из бюджетных уровней финансируется за счет собственных источников (США);
- канадская - классический социально-ориентированный бюджетный федерализм. Местные органы власти имеют собственные налоги и пользуются правом добавлять свои ставки к базовой федеральной ставки (Канада, Швейцария, Австрия);
- немецкий - межбюджетные отношения базируются на "общих" налогах, поступления по которым распределяется между всеми уровнями бюджетной системы. Прямая финансовая помощь из бюджетов высшего уровня относительно небольшая, одна существуют федеральные и совместные программы регионального развития (Германия, РФ);
- китайский - налоги собираются региональными властями, центр определяет частично по формуле, но чаще всего по согласию сколько кому оставить (Китай).
2. По соотношению преимуществ и недостатков централизации власти:
- распределительная модель бюджетно-налоговых взаимоотношений - распределение доходов используется в качестве инструмента регулирования "неравных" условий жизни (Германия);
- модель "конкурирующего" федерализма - каждый регион и муниципалитет конкурируют и могут проводить собственную бюджетную политику (США).
3. По типу организации:
- децентрализованные модели - функционирование двух относительно независимых уровней государственной власти федерального и субфедерального (США, Канада);
- кооперативные модели - делается ставка на совместное использование федерально-региональных налогов. Избыточная централизация налоговых функций ведет к ограничению финансовой самостоятельности региональных и местных органов власти (Германия, Швейцария, РФ).
4. По способу местного самоуправления:
- англосаксонская - высокий уровень автономии местного управления, отсутствие органов государственной власти местного уровня (Австралия, США, Канада, Великобритания);
- континентальная - сочетание местного самоуправления и местных администраций, ограниченная автономия местного самоуправления (Франция, Италия, Испания);
- смешанная - сочетание элементов англосаксонской и континентальной модели (Германия, Австрия, Япония, РФ).
Преобразования же местных бюджетов в эффективный инструмент социально-экономического развития административно-территориальных единиц возможно после выполнения следующих основных задач [11]:
- укрепление финансовой основы местного самоуправления;
- повышение эффективности процесса формирования расходной части местных бюджетов и децентрализация управления бюджетными средствами;
- совершенствование системы регулирования межбюджетных отношений;
- внедрение планирования местных бюджетов на среднесрочную перспективу;
- усиление инвестиционной составляющей местных бюджетов;
- повышение эффективности управления средствами местных бюджетов и усиления контроля и ответственности за соблюдение бюджетного законодательства;
- обеспечение прозрачности процесса формирования и исполнения местных бюджетов.
Таким образом, бюджетный федерализм целесообразно охарактеризовать, по нашему мнению, как законодательно закреплены отношения центральной власти и органов местного самоуправления по поводу распределения доходных источников и расходных полномочий на финансирование публичных услуг на основе их высочайшего качества, максимальной доступности, целесообразности, востребованности и экономичности, с обязательным соблюдением принципа финансовой независимости каждого уровня власти.
То есть бюджетный федерализм направлен на предоставление гражданам доступных публичных услуг надлежащего качества за объективную цену путем достижения рационального распределения расходных полномочий и всегда ограниченных доходов бюджета между центральной и местной властью с достижением баланса интересов потребителей услуг, налогоплательщиков, политических партий, общественных организаций и других властных институций.
1.2 Характеристика типов и моделей бюджетного федерализма
Рассматривая теоретические подходы к формированию моделей фискальной децентрализации, следует отметить, что мировая наука и практика уже имеют существенные наработки в данном вопросе. Так, Г.В. Марченко и А.В. Мачульский [1] выделяют три типа организации бюджетной системы для государств с федеративным устройством: централизованная, децентрализованная и комбинированная. При централизованном типе разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов, а самостоятельность функционирования нижестоящих уровней бюджетов сведена к минимуму. Децентрализованные типы организации бюджетной системы строятся на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Для комбинированной модели бюджетного федерализма характерны такие черты, как использование механизма горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания; повышенная ответственность федерального центра за создание условий для социально-экономического развития регионов, что ограничивает самостоятельность региональных властей и обусловливает необходимость контроля со стороны федеральных органов власти; значительная роль бюджетных трансфертов из бюджетов высшего уровня бюджетам низшего уровня для регулирования и бюджетного выравнивания регионов [1].