ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2020
Просмотров: 142
Скачиваний: 3
Приборы освещения
Приборы делятся на:
a)внешнего освещения – освещение дороги головными фарами и фонарями заднего хода;
б)внутреннего освещения – освещение щитка приборов, кабины водителя, салона автобуса, моторного отсека и багажного отделения.
Различают фары типов:
С (НС) – предназначены для работы только в режиме ближнего света;
R (НR) – предназначены для работы только в режиме дальнего света;
CR (HCR) – могут работать как в режиме ближнего, так и в режиме дальнего света.Символ "Н" означает то, что в фарах установлены галогенные ламы.
Светотехнические характеристики различных типов фар:
По типу распределения светового потока на дороге различают фары американского и европейского светораспределения. Отличаются эти фары расположением нитей лампы относительно фокуса отражателя. Нити дальнего света во всех фарах (кроме двух режимных фар в 4-хфарной системы) располагают в фокусе отражателя. Нити ближнего света располагают выше и левее фокуса в американской системе, впереди и чуть выше фокуса – в европейской системе светораспределения. В европейской системе, кроме того, имеется металлический экран со срезом под углом 15º слевой стороны. Это позволяет получить асимметричное светораспределение с чётко выраженной светотеневой границей, снижающей ослепляющее действие.
Устройство фар.
Круглая фара состоит из корпуса , оптического элемента диаметром 178 мм, регулировочных винтов и ободка . Корпус выполнен из стали и покрыт с внутренней и наружной сторон стойким лаком. В корпусе фары приклёпаны кронштейны, к которому крепятся три пружины , прижимающие к корпусу держатель оптического элемента. К держателю при помощи наружного ободка прикреплён оптический элемент . Ободок крепится к фаре винтом. При регулировке направления светового потока (пучка) положение держателя , а вместе с ним и оптического элемента изменяется при помощи винтов . Один провод от контактной колодки соединён винтом к держателю , а проводники6 подключают к переключателю света.
Прямоугольные фары отличаются увеличенным до 210-250 мм диаметром круга оптического элемента, частично срезанного сверху и снизу. Это увеличивает площадь параболического отражателя света и соответственно световой поток на дорогу. Оптический элемент состоит из источника света (лампы) , отражателя и стекла рассеивателя света . Нити лампы подключаются соединительной колодкой .
Рассеиватель имеет форму выпуклого круга с гладкой поверхностью снаружи и с множеством призм по внутренней поверхности, отклоняющих световой поток вниз и в стороны, больше вправо.
Четырехфарная система освещения состоит из четырёх фар диаметром 136 мм, устанавливаемых попарно горизонтально или вертикально. Наружные (или верхние) фары всегда являются двухрежимными (типа CR). При этом нить ближнего света расположена в фокусе. Внутренние (или нижние) фары являются фарами только дальнего света.
Блок-фара объединяет в одном корпусе все или часть передних световых приборов и имеет общий или составной рассеиватель. При наличии общего рассеивателя упрощается его очистка. Недостатком блок-фар является невозможность их унификации для различных автомобилей. Правая и левая блок-фары одного автомобиля невзаимозаменяемы.
В США, Японии и в ряде других стран оптические элементы выполняют в виде неразъёмных стеклянных ламп-фар, в обозначении которых добавляется буква S.
Фары-прожекторы дают концентрированный световой луч и служат для освещения дальних участков дороги. Прожекторы-искатели предназначены для временного освещения предметов, расположенных вне зоны действия головного освещения, имеют узкий пучок света и устанавливаются на поворотном кронштейне.
Освещенность дороги зависит от яркости источника света, площади (диаметра) и формы (угла охвата) отражателя, а также от отражательной способности покрытия отражателя.
Автомобильные лампы.
Лампы фар могут быть:
a) одно- и двухнитевыми (двухрежимными);
б)вакуумными и заполненными инертным газом (аргоном, азотом, криптоном, ксеноном при мощности свыше 2 Вт);
в) галогенными, заполненными инертным газом с добавлением небольшого количества паров йода или брома;
г) с штифтовым или фланцевым цоколем.
Мощность ламп фар колеблется от 40 до 70 Вт.
Отражатели (рефлекторы) фар.
Наиболее распространена параболоидная форма отражателя. В настоящее время получают распространение пластмассовые эллипсоидные отражатели , обеспечивающие больший угол охвата источника света. Нить накала устанавливается в переднем фокусе эллипсоида. После отражения световой пучок концентрируется в зоне второго фокуса отражателя, где устанавливается экран с асимметричной светотеневой границей. Изображение из плоскости экрана проецируется на дорогу конденсаторной линзой, фокус которой совпадает со вторым фокусом эллипсоидного отражателя.
В четырёхфарных системах используются фары с бифокальным отражателем, состоящим из двух частей с положением фокусов по разные стороны от нити накала и границей раздела между частями. Последняя соответствует форме, создаваемой светотеневой границей асимметричного светораспределения ближнего света.
Для улучшения аэродинамических качеств автомобиля необходимо, чтобы фары имели наименьшую высоту и как можно меньше занимали места в подкапотном пространстве. Это достигается изготовлением гомофокальных отражателей, получаемых объединением нескольких усечённых параболоидных элементов с различным фокусным расстоянием при совмещенных положениях их фокусов. Рассеиватели бифокальной и гомофокальной фар имеют относительно простую преломляющую структуру.
Покрытие отражаетлей(рефлекторов) может быть:
а) хромовое – твёрдое, но отражающая способность 60%;
б) серебряное – мягкое, отражающая способность 90%, со временем темнеет;
Противотуманные фары.
В тумане лучи ближнего и особенно дальнего света фар отражаются от мельчайших капелек тумана, рассеиваются и создают молочно-белую пелену перед автомобилем, которая практически делает невидимой дорогу и объекты на ней. Противотуманные фары отличаются узким рассеянием светового пучка в вертикальной плоскости, более чёткой верхней светотеневой границей и широким рассеянием светового пучка в горизонтальной плоскости, что увеличивает видимость дороги и придорожной полосы. Такое светораспределение в горизонтальной плоскости обеспечивается вертикальными цилиндрическими линзами на внутренней поверхности рассеивателя и экраном перед лампой. Противотуманные фары устанавливаются ниже фар головного освещения.
Светотехнические нормы для фар европейского светораспределения регламентированы Правилами № 1 (с обычными лампами), № 20 (с галогенными лампами) ЕЭК ООН и ГОСТ 3544-75. Для проверки головных фар используют специальный контрольный экран, имитирующий перспективу дороги и устанавливаемый на расстоянии 25 от фар. Для контрольных точек и зон экрана установлены минимально и максимально допустимые освещённости. В практике для проверки фар используют специальные компактные приборы (реглоскопы) с установленными в них экранами светочувствительными элементами. Разметка экрана и расположение светочувствительных элементов соответствуют некоторым контрольным точкам Правил ЕЭК ООН.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 51709- 2001 суммарная сила света всех фар, расположенных на одной стороне АТС, в режиме «дальний свет» должна быть не менее 10000 кд, а суммарная сила света всех головных фар не должна быть более 225000 кд.
Предельные значения силы света в режиме «ближний свет» в 2-х точках на оси VV' или в вертикальной плоскости должны быть:
Угол “a”, в угловых минутах |
Направление отсчета от левой светотеневой границы |
Сила света, кд |
34’ |
вверх |
не более 750 |
52’ |
вниз |
не менее 1600 |