Файл: 4 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛАБОРАТОРНОГО СТЕНДА.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.05.2020
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
4 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛАБОРАТОРНОГО СТЕНДА «СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ КОЛЛЕКТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ»
4.1Снятие характеристик двигателя
Для снятия характеристик с лабораторного стенда необходимо провести следующие операции
Выполнить указания мер безопасности:
- Не допускается работа обучающихся со стендом при снятых панелях корпуса стенда
- При подключенном к напряжению сети стенде в целях пожарной безопасности и предотвращения перегрева не допускается помещать на верхнюю крышку приборного блока посторонние предметы (листы бумаги, книги и тому подобное.), закрывающие вентиляционные отверстия
- Во избежание неприятных ощущений рекомендуется не допускать касания открытыми частями тела корпусов двигателей электромеханического агрегата.
Провести проверку работоспособности лабораторного стенда:
- установить органы управления стендом, расположенные на верхней крышке блока управления, в исходное положение
- проверить регулируемость скорости вращения двигателя, для чего выводить резистор в направлении положения 10. При этом скорость вращения должна возрастать;
Далее необходимо
п
53
- повторить эксперимент занося данные в таблицу с различным временем регулирования двигателя (t=1c, t=2c)
Таблица 3- Форма заполнения данных в таблицу
Положение резистора |
U,В |
I, А |
9 |
120 |
1,3 |
7 |
90 |
1,2 |
5 |
60 |
1,1 |
3 |
30 |
1 |
4.2 Уравнение электромеханической характеристики двигателя постоянного тока с независимым возбуждением
Двигатель постоянного тока состоит из трех основных частей: статора с обмоткой возбуждения, ротора с якорной обмоткой и щеточно-коллекторного узла, необходимого для подведения напряжения к обмотке якоря (далее ОЯ). При этом щетки неподвижны, а коллектор жестко связан с якорем.
В двигателе постоянного тока для улучшения условий коммутации могут быть также предусмотрены и дополнительные полюса, а для компенсации поперечной реакции якоря и компенсационные обмотки на полюсах статора.
В зависимости от способа электромагнитного возбуждения коллекторный двигатель постоянного тока подразделяют с независимым возбуждением, последовательным возбуждением и смешанным возбуждением. Иногда встречается название «двигатель постоянного тока с параллельным возбуждением», однако такой двигатель является частным случаем независимым возбуждением и этот термин применяется как доопределяющий.
В данной работе исследуются двигатель постоянного тока с независимым возбуждением
С
54
Рисунок- 27. Схема включения ДПТ с НВ.
Для ДПТ с НВ справедлива система уравнений, описывающая его статическое состояние:
где - напряжение питания якорной цепи, В;
- суммарное сопротивление якорной цени, Ом,
, - сопротивления обмотки якоря,
- добавочное сопротивление в цепи якоря;
- электромагнитный момент, Нм;
- ток якоря, А;
- угловая скорость вращения двигателя, рад/с;
- ЭДС вращения якоря, В;
и - коэффициенты пропорциональности;
55
- число активных проводников обмотки якоря;
- число пар параллельных ветвей обмотки якоря ;.
При использовании системы СИ имеет место численное равенство коэффициентов пропорциональности, которые можно обозначить : ,
где - конструктивный коэффициент двигателя,
- магнитный поток, Вб.
Решая совместно первые два уравнения в системе можно получить уравнение электромеханической характеристики ДПТ, которое определяет зависимость :
Из пропорциональной связи между и следует, что графики механической и электромеханической характеристик ДПТ с НВ при соответствующем масштабировании по оси абсцисс величин и совпадают, поэтому часто обозначение оси абсцисс приводится как .
Из анализа уравнения электромеханической характеристики следует, что она может быть представлена прямой линией (рисунок 28) при неизменных , и .
Если и , то электромеханическая характеристика называется естественной. При изменении хотя бы одного из указанных параметров электромеханическая характеристика называется искусственной. Таким образом, двигатель постоянного тока с независимым возбуждением обладает лишь одной естественной характеристикой и множеством искусственных.
56
Рисунок- 28. Механические (электромеханические) характеристики двигателя постоянного тока при различных значениях добавочного сопротивления <.
4.3 Расчет тахогенератора
В качестве датчика скорости выберем тахогенератор постоянного тока с коллектором и возбуждением от постоянных магнитов или от внешнего источника постоянного тока. Тахогенераторы применяются в САУ в качестве элементов первичной информации как измерительные преобразователи для измерения угловой скорости вращения валов рабочих механизмов, а также в качестве корректирующих элементов, выполняющих функции дифференцирования сигнала или введения обратной связи по скорости. Точность преобразования составляет 0.8 – 1%. По конструктивному исполнению и принципу действия тахогенераторы постоянного тока принципиально не отличаются от обычного генератора постоянного тока малой мощности. Стабилизация тока в обмотке возбуждения достигается посредством ее питания и применения температурной компенсации изменения сопротивления в обмотке.
О
57
,
Тогда
где р – число пар полюсов, N – полное число проводников в пазах якоря,
а – число пар параллельных ветвей обмотки якоря,
Ф – поток возбуждения, Ω – угловая скорость.
Выберем тахогенератор постоянного, предназначенного для использования в системах автоматического управления в качестве датчиков обратной связи.
d
Рисунок 29 – Габаритные размеры тахогенератора постоянного тока
Габаритные и установочные размеры тахогенератора:
L = 30 мм L1 = 22 мм
L
58
D = 32 мм D1 = 32 мм
d = 5 мм d1 = 5 мм
Для тахогенератора постоянного тока:
– относительная влажность 98%
– вибрация частотой 10 Гц и амплитудой 1 мм
– ударная нагрузка частотой 80 ударов в минуту при ускорении 70 м/сек2
– сопротивление изоляции не менее 250 Мом.
Расчет передаточной функции датчика скорости.
Если в качестве входной величины тахогенератора принять скорость вращения его вала, а выходной напряжение, то поведение тахогенератора с достаточной точностью описывается уравнением статики
,
где ω – угловая частота вращения якоря, с-1;
k – коэффициент преобразования.
Таким образом, передаточная функция тахогенератора примет вид:
.
То есть тахогенератор обладает свойствами усилительного звена.
Классификация датчиков скорости приведена на рисунке 30
Приведем описание механических датчиков скорости в соответствии с классификацией.
В качестве элементов вязкого трения используются системы:
59
Погрешности центробежных механизмов определяются трением в шарнирах и температурными изменениями размеров и упругих свойств элементов.
Рисунок 30 – Классификация датчиков скорости
Принцип действия датчиков с вязким трением основан на зависимости усилия от скорости перемещения тела, преодолевающего вязкое трение. Пренебрегая массой подвижных частей, уравнение движения представляется в виде:
F = R∙v,
где R – коэффициент вязкого трения; F – сила; скорость.
С
60
Центробежная сила, действующая на тело массы m, движущееся со скоростью v по радиусу r, равна:
где угловая скорость.
Использование этого уравнения кладется в основу построения датчиков скорости. Их расчет сводится к определению усилия или перемещения, передаваемого исполнительному органу. В основу гироскопических датчиков скорости положено вращения гироскопа со скоростью ω относительно оси Y, которое вызывает появление гироскопического момента относительно оси Z. Отличительной особенностью таких датчиков является то, что они реагируют на скорость вращения, не требуя связи с неподвижной опорой.
Принцип действия датчиков средней скорости состоит в измерении перемещения х (угла поворота α) за определенный промежуток времени или измерении времени Т, в течении которого совершается определенное перемещение.
Принцип действия датчиков насосного типа состоит в преобразовании вращательной (поступательной) скорости в измерения расхода или давления жидкости (газа). Преобразователями служат насосы различных систем.
Приведем описание электрических датчиков скорости в соответствии с классификацией.
Действие индукционных (генераторных) датчиков основано на использовании закона электромагнитной индукции:
e = – B∙l∙v,
где В – магнитная индукция; l – длина проводника;
v
61
В качестве датчиков скорости вращения широко применяют тахогенераторы. Их выполняют в виде небольших (1 – 100 Вт) генераторов постоянного или переменного тока с независимым возбуждением от постоянного магнита или от постороннего источника тока. Бывают тахогенераторы переменного тока с вращающимся постоянным магнитом, тахогенераторы переменного тока с неподвижным постоянным магнитом, тахогенераторы в виде ярма, тахогенераторы переменного тока с короткозамкнутыми витками, тахогенераторы с короткозамкнутым ротором (асинхронный тахогенератор), тахогенераторы постоянного тока – генератор с коллектором и возбуждением от постоянных магнитов или от внешнего источника постоянного тока, униполярные тахогенераторы. Погрешности индуктивных датчиков скорости определяются: изменением магнитного поля с течением времени, температурными изменениями сопротивления обмоток и силы магнитного поля.
Принцип действия электростатических датчиков основан на следующем явлении: при изменении емкости С конденсатора, к которому приложено постоянное напряжение U, его зарядный ток i изменяется пропорционально скорости изменения емкости:
.
Если емкость изменяется пропорционально перемещению х, то есть С = k1∙ x, то ,
где q – заряд конденсатора; k1 – коэффициент пропорциональности.
Применение электрета позволяет обойтись без постороннего напряжения. Электрет представляет собой диэлектрик, имеющий постоянную поляризацию (аналогично постоянному магниту).
П
62
может быть представлен в виде синусоидального изменения величины (напряжения), постоянной величины, модулированной по периодическому (синусоидальному) закону, или в виде последовательности коротких импульсов. Частотные датчики можно разделитель на генераторные и модуляционные. Генераторные датчики строятся на индукционном принципе. К ним можно отнести тахогенераторы переменного тока. Широко используются оптические и радиационные датчики скорости. Вторичными приборами частотных датчиков скорости являются частотомеры различных систем.
В основу работы радиационных датчиков положено воздействие входной величины – перемещение линейное или угловое – на интенсивность потока электромагнитной энергии. В радиационных датчиках в зависимости от конкретных условий используют различные виды лучистой энергии и разные способы изменения ее интенсивности. Наиболее широкое применение получили устройства, работающие в видимом участке спектра электромагнитных волн. Датчики этой группы основаны на перемещении излучения относительно приемника (фотоэлемента). Световой поток, попадающий на фотоэлемент, вычисляется по формуле:
где I – сила света источника (св);
SФ – активная площадь фотоэлемента (м2);
x – расстояние от источника до фотоэлемента (м).
Датчики с дифференцирующими звеньями представляют собой последовательное соединение датчиков перемещения с дифференцирующими элементами.
Характеристика дифференцирующего элемента:
,
г
63
S – чувствительность датчика скорости.
4.3.1 Выбор оптимальной геометрии тахогенератора.Толщина корпуса генератора составляет , а наружный диаметр корпуса , тогда наружный диаметр пакета магнитопровода:
Определим геометрические размеры вырубки магнитопровода:
а) диаметр расточки
б) высота спинки статора
в) ширина зубца
г) диаметры паза
д) размеры шлица паза
,
Э
64
Рисунок 31 – Эскиз магнитной цепи тахогенератора
Полагая, что индукция на всех участках магнитной цепи примерно одинакова, для площади пазов сердечника тахогенератора справедливо следующее выражение:
Размеры зубцового слоя:
а) зубцовый шаг
б) ширина коронки зубца
Определим коэффициент воздушного зазора:
Тогда приведенный воздушный зазор тахогенератора будет равен:
,
где = 1.06 – коэффициент, учитывающий магнитное сопротивление оогггггмагнитопровода.
Таким образом, в результате расчёта датчика обратной связи были определены основные геометрические показатели тахогенератора.
65