Добавлен: 06.11.2018
Просмотров: 3382
Скачиваний: 180
Практикум: Программное средство структурного моделирования процессов RAMUS
Практикум: Аннотация: Цель занятия: освоить интерфейс ИС РАМУС для моделирования БП в нотации IDEF0.
В результате выполнения заданий студент получит навык создания и редактирования функциональных моделей в программной среде Ramus. Работа предполагает последовательное выполнение заданий, поэтому необходимо сохранять модели, полученные по результатам каждого упражнения.
В качестве примера рассматривается деятельность промышленной компании. Компания занимается сборкой и продажей настольных компьютеров и ноутбуков. Компания не производит компоненты самостоятельно, а только собирает и тестирует компьютеры.
Деятельность компании состоит из следующих элементов:
-
продавцы принимают заказы клиентов;
-
операторы группируют заказы по типам клиентов;
-
операторы собирают и тестируют компьютеры;
-
операторы упаковывают компьютеры согласно заказам;
-
кладовщик отгружает клиентам заказ.
Компания использует приобретенную бухгалтерскую ИС, которая позволяет оформить заказ, счет и отследить платежи по счетам.
Перед выполнением упражнения 1. Запустите программу Ramus. Если программа не установлена на ПК, то при наличии доступа в Интернет самостоятельно произведите инсталляцию данного ПО с сайта разработчика: http://ramussoftware.com/.
Упражнение 1. Создание контекстной диаграммы
-
После запуска программы на экране появится окно начала работ ( рис. 1). Выберите опцию "Создать" и нажмите "ОК".
Рис. 1. Диалоговое окно начала работы в Ramus
-
Внесите имя автора, название проекта, название модели и выберите опцию "IDEF0". На следующем шаге укажите, что модель используется "отделом стратегического планирования и развития".
В описании проекта укажите "Это учебная модель, описывающая деятельность компании", перейдите к следующему шагу.
-
Раздел "классификаторы" оставьте незаполненным и нажмите "Дальше".
-
В следующем диалоговом окне нажмите "Окончить" и перейдите к рабочему интерфейсу программы.
-
Через меню Диаграмма -> Свойства модели можно отредактировать метаданные модели, а именно: название модели, описание, место ее использования.
-
Активируйте окно модели, кликнув на область моделирования. Создайте блок на контекстной диаграмме, нажав на кнопку .
-
Перейдите в режим редактирования контекстной диаграммы, нажав правой кнопкой мыши на объекте и выбрав опцию "Редактировать активный элемент". В закладке "Название" введите "Деятельность компании". Во вкладке "Описание" введите "Текущие бизнес-процессы компании". Обратите внимание, что вкладка "Описание" может быть недоступна в версии RAMUS Educational
-
Создайте стрелки на контекстной диаграмме в соответствие с информацией, приведенной в таблице 1. Для создания стрелок необходимо перейти в режим построения стрелок с помощью кнопки , навести курсор на исходную точку стрелки (левая, верхняя и нижняя граница области построения модели или правая граница контекстной диаграммы), после того, как область будет подсвечена черным цветом, кликнуть один раз и аналогичным образом обозначить конец стрелки (правая, верхняя и нижняя граница контекстной диаграммы или правая граница области построения модели). Перемещать стрелки и их названия можно по принципам стандартного механизма drag&drop.
-
При помощи кнопки внесите на контекстную диаграмму цель создания модели и точку зрения, с которой она создается. Разместите текст на свободном месте в левом и/или правом углу диаграммы. Цель: описать текущие бизнес-процессы компании. Точка зрения: генеральный директор.
Таблица 1. Описание стрелок контекстной диаграммы
Описание |
Тип |
|
Бухгалтерская система |
Оформление счетов, оплата счетов, работа с заказами |
Механизм |
Звонки клиентов |
Запросы информации, заказы, техническая поддержка и т.д. |
Вход |
Правила и процедуры |
Правила продаж, инструкции по сборке, процедуры тестирования, критерии производительности и т.д. |
Управляющее воздействие |
Проданные продукты |
Настольные и портативные компьютеры |
Выход |
На рис. 2 представлен результат построения контекстной диаграммы по результатам Упражнения 1.
Рис. 2. Контекстная диаграмма (результат выполнения Упражнения 1)
Упражнение 2. Создание диаграммы декомпозиций
-
Выберите кнопку перехода на уровень ниже в панели инструментов.
-
В диалоговом окне укажите число работ на диаграмме нижнего уровня - "3", а нотацию декомпозиции - IDEF ( рис. 3), затем нажмите "ОК". Автоматически будет создана диаграмма декомпозиции.
Рис.
3. Диалоговое
окно декомпозиции работ
-
Правой кнопкой мыши щелкните по 1-ой работе, выберите "Редактировать активный элемент" и на вкладке "Название" укажите имя работы. Повторите операцию для всех трех работ, а также внесите их описание в соответствующую вкладку на основе данных таблицы табл. 2. Обратите внимание, что вкладка "Описание" может быть недоступна в версии RAMUS Educational.
Таблица 2. Описание работ декомпозиции первого уровня
-
ОПИСАНИЕ
Продажи и маркетинг
Телемаркетинг, презентации, выставки
Сборка и тестирование компьютеров
Сборка и тестирование настольных и портативынх компьютеров
Отгрузка и получение
Отгрузка заказов клиентам и получение компонентов от поставщиков
-
Произведите связывание граничных стрелок с функциональными объектами, как показано на рис. 4. Для связывания граничных стрелок с функциональными блоками необходимо:
-
установить режим курсора ;
-
щелкнуть по началу (окончанию) несвязанной стрелки;
-
п одвести указатель мыши внутрь функционального блока, добившись появления черного треугольника у нужной стороны (см. рис.) и щелкнуть по этому треугольнику.
Рис. 4. Связывание граничных стрелок на диаграмме декомпозиции A0
-
Создайте две ветви стрелки «Правила и процедуры», связав их соответственно с функциональными блоками «Сборка и тестирование компьютеров», «Отгрузка и получение» как показано на рис. 4. Для создания ветви стрелки необходимо:
-
у становить режим работы со стрелками ;
-
щелкнуть в том месте стрелки, где необходимо произвести ветвление;
-
подвести указатель мыши внутрь функционального блока, добившись появления черного треугольника у нужной стороны (см. рис.) и щелкнуть по этому треугольнику.
-
Аналогичным образом создайте ветвь стрелки «Бухгалтерская система», связав ее с функциональными блоком «Отгрузка и получение».
-
Правой кнопкой мыши щёлкните по ветви стрелки "Правила и процедуры", переименуйте ее в "Правила сборки и тестирования" (рис. 5).
-
Правой кнопкой мыши щелкните по ветви стрелки механизма работы "Продажи и маркетинг" и переименуйте ее в "Система оформления заказов" (рис. 5)
Рис. 5. Присвоение названий ветвям стрелок диаграммы декомпозиции A0
-
Создайте новые внутренние стрелки, как показано на рисунке (рис. 6). Для создания внутренней стрелки необходимо:
-
у становить режим работы со стрелками ;
-
подвести указатель мыши внутрь функционального блока, в котором стрелка берет начало, добившись при этом появления черного треугольника у нужной стороны и щелкнуть по этому треугольнику;
-
п одвести указатель мыши внутрь функционального блока, к которому стрелка подключается, добившись при этом появления черного треугольника у нужной стороны (см. рис.) и щелкнуть по этому треугольнику.
Рис. 6. Внутренние стрелки диаграммы декомпозиции A0
-
Создайте стрелку обратной связи (по управлению) "Результаты сборки и тестирования", идущую от работы "Сборка и тестирование компьютеров" к "Продажи и маркетинг". Измените стиль стрелки - толщину (правая кнопка мыши -> "Редактировать активный элемент" -> вкладка "Линия"). Методом drag&drop возможно переносить стрелки и их названия. При необходимости возможно установить "тильду" (опция контекстного меню при нажатии на стрелке правой кнопкой мыши) для явной связи стрелки и подписи к ней ( рис. 7)
Рис. 7. Результаты редактирования стрелок на диаграмме декомпозиции A0
-
Создайте новую граничную стрелку "Маркетинговые материалы", выходящую из работы "Продажи и маркетинг" (создается аналогично внутренней стрелке, только окончанием стрелки будет служить не функциональный блок, а, в данном случае, правая граница диаграммы). Эта стрелка автоматически не попадает на д иаграмму верхнего уровне и имеет квадратные скобки у окончания . Щелкните правой кнопки мыши по квадратным скобкам и выберите в контекстном меню "Туннель" (см. рис. 8) одну их двух опций: "Создать стрелку" и "Обозначить туннель круглыми скобками", в нашем случае – первый вариант.
-
Перейдите к родительской диаграмме, воспользовавшись стрелкой .
Обратите внимание, что стрелка "Маркетинговые материалы" мигрировала на родительский блок.
Рис. 8. Результат туннелирования стрелок
Практикум: Программное средство структурного моделирования процессов RAMUS
Аннотация: Цель занятия: освоить интерфейс ИС РАМУС для моделирования БП в нотации IDEF0.
Упражнение 3. Создание диаграммы декомпозиций второго уровня
Декомпозируем работу "Сборка и тестирование компьютеров". В результате проведенного анализа получена следующая информация о процессе:
Производственный отдел получает заказы от отдела клиентов по мере их поступления.
Диспетчер координирует работу сборщиков, сортирует заказы, группирует и дает указания на отгрузку компьютеров, когда они готовы.
Каждые 2 часа диспетчер группирует заказы - отдельно для настольных компьютеров и ноутбуков - и направляет их на участок сборки.
Сотрудники участка сборки собирают компьютеры согласно спецификациям заказа и инструкциям по сборке. Когда группа компьютеров, соответствующая группе заказов, собрана, она направляется на тестирование. Тестировщик тестируют каждый компьютер и, в случае необходимости, заменяет неисправные компоненты.
Тестировщики направляют результаты тестирования диспетчеру, который на основании этой информации принимает решение о передаче компьютеров, соответствующих группе заказов, на отгрузку.
Таблица 3. Описание функциональных блоков диаграммы декомпозиции A2
Описание |
|
Отслеживание расписания и управление сборкой и тестирование |
Просмотр заказов, установка расписания выполнения заказов, просмотр результатов тестирования, формирования групп заказов на сборку и отгрузку |
Сборка настольных компьютеров |
Сборка настольных компьютеров в соответствии с инструкциями и указаниями диспетчера |
Сборка ноутбуков |
Сборка ноутбуков в соответствии с инструкциями и указаниями диспетчера |
Тестирование компьютеров |
Тестирование компьютеров и компонентов. Замена неработающих компонентов. |
Таблица 4. Описание стрелок диаграммы декомпозиции A2
Название стрелки |
Начало стрелки |
Тип начала стрелки |
Окончание стрелки |
Тип окончания стрелки |
Диспетчер |
Персонал производственного отдела |
Механизм (ветка стрелки) |
Отслеживание расписания и управление сборкой и тестированием |
Механизм |
Заказы клиентов |
Граница диаграммы |
Управляющее воздействие |
Отслеживание расписания и управление сборкой и тестированием |
Управляющее воздействие |
Заказы на настольные компьютеры |
Отслеживание расписания и управление сборкой и тестированием |
Выход |
Сборка настольных компьютеров |
Управляющее воздействие |
Заказы на ноутбуки |
Отслеживание расписания и управление сборкой и тестированием |
Выход |
Сборка компьютеров |
Управляющее воздействие |
Компоненты |
Туннелированная стрелка |
Вход |
Сборка настольных компьютеров |
Вход |
Сборка ноутбуков |
Вход |
|||
Тестирование компьютеров |
Вход |
|||
Настольные компьютеры |
Сборка настольных компьютеров |
Выход |
Тестирование компьютеров |
Вход |
Ноутбуки |
Сборка ноутбуков |
Выход |
Тестирование компьютеров |
Вход |
Персонал производственного отдела |
Туннелированная стрелка |
Механизм |
Сборка настольных компьютеров |
Механизм |
Сборка ноутбуков |
Механизм |
|||
Правила сборки и тестирования |
Границы диаграммы |
|
Сборка настольных компьютеров |
Управляющее воздействие |
Сборка ноутбуков |
||||
Тестирование компьютеров |
||||
Результаты сборки и тестирования |
Сборка настольных компьютеров |
Выход |
Граница диаграммы |
Выход |
Сборка ноутбуков |
||||
Тестирование компьютеров |
||||
Результаты тестирование |
Тестирование компьютеров |
Выход |
Отслеживание расписания и управление сборкой и тестированием |
Вход |
Собранные компьютеры |
Тестирование компьютеров |
Выход |
Граница диаграммы |
Выход |
Тестировщик |
Персонал производственного отдела |
|
Тестирование компьютеров |
Механизм |
Указание передать компьютеры на отгрузку |
Отслеживание расписания и управление сборкой и тестированием |
Выход |
Тестирование компьютеров |
Управляющее воздействие |
-
Произведите туннелирование и связку граничных стрелок, если это необходимо. Результат выполнения упражнения 3 представлен на рис. 9.
Рис.
9. Результат
декомпозиции процесса «Сборка
и тестирование»
Практикум: Создание диаграммы DFD
Аннотация: Цель занятия: освоить интерфейс ИС РАМУС для моделирования БП в нотации DFD.
Упражнение 4. Создание диаграммы DFD
-
Создайте контекстную диаграмму процесса "Оформление заказов" (Файл -> Новый проект).
-
Декомпозируйте созданную контекстную диаграмму "Оформление заказов", для чего в диалоговом окне выберите количество элементов декомпозиции - 2, тип диаграммы - DFD. Нажмите "ОК" и внесите в диаграмму DFD имена работ:
-
Проверка и внесение клиента
-
Внесение заказа
Создайте классификаторы:
-
Список клиентов
-
Список продуктов
-
Список заказов
-
Заявки на заказ
Внесите в модель соответствующие хранилища данных при помощи кнопки , а также внешнюю ссылку "Заявки на заказ", используя кнопку .
На основе следующей информации постройте DFD-модель процесса "Оформление заказов":
-
Процесс "Оформление заказов" состоит из двух подпроцессов: проверка и внесение клиентов и внесение заказов. Для выполнения этих процессов необходим список клиентов, список продуктов и для регистрации результатов выполнения процессов реестр списка заказов. Проверка и внесение клиентов в базу данных клиентов осуществляется на основе информации из заявок на заказ, а также после анализа информации в списке клиентов.
-
Внесение заказов производится только при наличии информации о соответствующем клиенте в списке клиентов и только на те товары, которые занесены в список продуктов компании. Существуют возможность использовать ранее созданные заказы, сохраненные в списке заказов.
-
Имейте в виду, что связь между некоторыми функциональными объектами и хранилищами данных может быть двунаправленной (исходящая и входящая стрелки).
Сверьте построенную Вами модель с моделью на рисунке (см. рис. 12.1), объясните полученное несоответствие, в случае его наличия.
Рис.
1. Результат
выполнения упражнения 4 - DFD-диаграмма
декомпозиции процесса оформления заказа