ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.06.2020

Просмотров: 584

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5 Методика описания программного продукта

5.1 Обоснование выбора методики описания программного продукта


У программистов есть поговорка: - Лучше плохая документация на программный продукт, чем вообще никакая. Часто нам в руки попадают программные продукты с плохим описанием (нередко на иностранном языке). Приходится долго разбираться с возможностями данной программы. Хорошо, если ее возможности вас устраивают. А если нет? Жалко потраченных часов (иногда дней). Существует еще одна проблема – деньги, потраченные на покупку программы. Лицензионные программные продукты стоят дорого. Правда большинства пользователей персональных компьютеров, проживающих на территории СНГ, это мало касается и, судя по размерам компьютерного пиратства в России, коснется не скоро. Но все же будем надеяться на лучшее, что лицензионные продукты вытеснят пиратские (хотя неизвестно, что лучше), что Россия станет самой процветающей державой в мире. Но каким бы ни был программный продукт на него должно быть хорошее описание.

Задачей данного диплома является разработка базы данных и программного обеспечения для ее обработки. База данных содержит информацию о том, сколько времени в неделю тратит студент на выполнение самостоятельной работы в течение семестра. Также в ней содержатся сведения о самостоятельной работе студентов из рабочих программ преподавателей кафедры УИТ БИТТУ. Задача программы обработки базы данных – сравнить фактическую занятость студентов самостоятельной работой с занятостью по рабочим программам.


Данная программа предназначена для преподавателей. Они являются основными пользователями. Но деньги на покупку программы выделяет руководство института. Поэтому необходимо разработать две методики описания – для преподавателя и руководителя.

Руководитель, скорее всего, не будет непосредственно работать с программой. Ему необходимо знать основные функции и задачи, выполняемые программой, а также преимущества данной программы по сравнению с другими. То есть его нужно убедить в том, что данная программ наилучшая из имеющихся на рынке программных продуктов и что это то, о чем мечтали его подчиненные.

Для людей, которые будут непосредственно работать с программой нужно подробное описание функций и задач, выполняемых программой. Но большинство из них не являются программистами, поэтому нет необходимости сильно углубляться в техническое описание программы. Достаточно подробно описать интерфейс пользователя программного продукта и коротко те операции, которые произойдут после нажатия соответствующей кнопки. Почему коротко? Данный программный продукт является узко специализированным, и нет необходимости профессионалу объяснять основы системы образования в России.


5.2 Описание программного продукта для пользователя


Поздравляем Вас с приобретением этого замечательного программного продукта. Многие люди работали над ним с единственной целью - облегчить Ваш труд, сделать его более эргономичным. Использование данного программного продукта поможет Вам сэкономить немалые средства, как финансовые, так и временные.

С помощью данного программного продукта Вы сможете определить среднестатистическую фактическую занятость студентов самостоятельной работой, и сравнить ее с загруженностью по рабочим программам преподавателей. Вы можете сравнить занятость студентов как по всему курсу, так и по каждому предмету в отдельности. Результаты сравнения выводятся в виде графиков. Вы можете провести это сравнение также и для определенных групп студентов по их статусу (троечники, хорошисты, отличники или все) или по форме обучения (бюджетная, коммерческая, все).

Минимальные системные требования. Процессор Pentium 133, ОЗУ 16 МБ, свободное место на жестком диске 20 МБ.

Установка программного продукта. Для работы программы необходим программный продукт Microsoft Access 97, который входит в пакет программ Microsoft Office 97 Professional, либо его более поздние версии. Разверните архив с дискеты с папку С:\Мои документы.

Работа с программой. Запустите MS Access и откройте базу данных С:\Мои документы\СРС101.mdb. Данная программа обладает дружественным программным интерфейсом, поэтому Вам не составит большого труда его освоить.

Описание кнопок:

«Курс» – с помощью этой кнопки происходит выбор курса специальности.

«Расширенный запрос» – генерирует таблицу фактической занятости студентов самостоятельной работой с использованием дополнительных параметров –статуса студента (троечник, хорошист, отличник) и формы обучения студента (бюджетная, коммерческая).


«Рабочие программы преподавателей» – открывает окно с данными о рабочих программах преподавателей.

«Фактическая занятость студентов» - открывает окно с данными о фактической занятости студентов самостоятельной работой.

«Отчет по предмету» - открывает окно с графиком сравнения фактической занятости студентов самостоятельной работой и нормами по рабочим программам преподавателей.

«Суммарная диаграмма» - открывает окно с суммарными графиками занятости студентов самостоятельной работой по рабочим программам и фактически.

«Печать» - печать текущего окна.

«Выход» - закрытие текущего окна.


5.3 Описание программного продукта для руководителя


Поздравляем Вас с покупкой этого замечательного программного продукта. Многие люди работали над ним с единственной целью - облегчить Ваш труд, сделать его более эргономичным. Использование данного программного продукта поможет Вам сэкономить немалые средства, как финансовые, так и временные.

С помощью данный программного продукта Вы сможете определить среднестатистическую фактическую занятость студентов самостоятельной работой, и сравнить ее с загруженностью по рабочим программам преподавателей. Вы можете сравнить занятость студентов как по всему курсу, так и по каждому предмету в отдельности. Результаты сравнения выводятся в виде графиков. Вы можете провести это сравнение также и для определенных групп студентов по их статусу (троечники, хорошисты, отличники или все) или по форме обучения (бюджетная, коммерческая, все).

В комплекте с программой поставляется база данных самостоятельной работы студентов специальности УИТ. На ее основе Вы можете создать аналогичную базу данных для любой специальности.

Минимальные системные требования. Процессор Pentium 133, ОЗУ 16 МБ, свободное место на жестком диске 20 МБ.

Установка программного продукта. Для работы программы необходим программный продукт Microsoft Access 97, который входит в пакет программ Microsoft Office 97 Professional, либо его более поздние версии. Разверните архив с дискеты с папку С:\Мои документы.

Работа с программой. Запустите MS Access и откройте базу данных С:\Мои документы\СРС101.mdb. Данная программа обладает дружественным программным интерфейсом, поэтому Вам не составит большого труда его освоить.

На рисунке 9 представлен плакат презентации программного продукта.


6 Безопасность жизнидеятельности

6.1 Специфика дипломного проекта


Данный дипломный проект посвящен разработке системы управления базой данных самостоятельной работы студентов специальности УИТ, с интерфейсом пользователя в рамках создания прикладных программ в Access 97 под Windows 95 на основе персонального компьютера типа IBM PC AT, предназначенного для проектирования вычислительных систем.


6.2 Обзор вредных факторов работы



6.2.1 Р а б о т а с м о н и т о р о м. Монитор является источником электромагнитного излучения. При выполнении основных работ на ПЭВМ согласно ГОСТ 12.1.006-86.ССБТ в конце каждого часа работы необходимо делать 5-минутный перерыв, а через 2 часа – на 15 минут выключать монитор и покидать рабочее место. Продолжительность непрерывной работы с ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать 2-х часов.

Поэтому суммарное время непосредственной работы с ЭВМ за рабочую смену должно составлять не более 6 часов за смену. При этом суммарное время регламентированных перерывов при 8 - часовой смене – 70 минут, а при 12 – часовой смене – 120 минут.

6.2.2 Ш у м ы. Источниками шума на предприятиях информационного обслуживания являются сами вычислительные машины (встроенные в ЭВМ


вентиляторы, принтеры и т.д.), центральная система вентиляции и кондиционирования воздуха и другое оборудование.

При выполнении основной работы на ПЭВМ уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 дБ согласно СанПиН 2.2.2. 542-96.

По возможности шумящее оборудование (АЦПУ, принтеры и т.д.), уровни шума которого превышают нормированные, должно находиться вне помещения с ПЭВМ. Шумы в машинных залах снижают, ослабляя шумы самих источников с помощью установки особо шумящих устройств на упругие войлочные и т.п. прокладки и специальными архитектурно-строительными решениями (установка перегородок между рабочими местами, устройство подвесного потолка, который служит звукопоглощающим экраном).


6.3 Анализ категории тяжести труда инженера-программиста


К настоящему времени разработаны и утверждены стандарты на уменьшение информационной нагрузки человека при работе с ЭВМ - ГОСТ 12.2.032-78 (введ. 01.01.79).

Немаловажную роль в работе с программой и утомляемости является выбранное сочетание цветов фона и знаков. Московским НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, проводились исследования на определение оптимальных сочетаний цветов фона и знаков. Функциональное состояние зрительного анализатора исследовалось методом определения критической частоты слияния световых мельканий (КЧССМ) с последующим вычислением коэффициента утомляемости по С.Л. Шаповалову. Опрос проводился до и после работы на ПЭВМ "Ямаха". Результаты исследований проведены в таблице 3.

Наихудшим сочетанием цветов оказался белый фон и черные знаки, а наилучшим темно-зеленый фон и белые знаки.

При проектировании электронной формы необходимо обратить внимание на следующие факторы, влияющие на информационную нагрузку человека:

1) Выбор цветовой индикации (реакция программы на ошибки пользователя)

2) Угловые размеры символов. Определяются по формуле:

; ,

где a - угол обзора экрана;

b - угловые размеры знака;

L - расстояние наблюдения;

H - высота экрана;

h - высота знака.

Для знаковой и буквенно-цифровой информации, отображаемой на ЭЛТ, рекомендуются размеры: высота знака h 3,5 мм при L = 0,6 - 0,7 м; ширина знака 0,75 h; межзнаковое расстояние - (0,5-0,3)h; межстрочное расстояние 0,75h.

Факторы, окружающие инженера-программиста, на рабочем месте:

1) напряжение зрения

2) напряжение внимания

3) нервно-эмоциональное напряжение

4) интеллектуальное напряжение

5) рабочее место, рабочая поза

6) сменность

7) продолжительность работы

8) температура воздуха на рабочем месте

Расчет интегрального показателя условий труда по методу арифметического усреднения баллов биологически значимых показателей заключается в следующем. На основании краткой характеристики технологического процесса или вида трудовой деятельности составляется карта условий труда на рабочем месте (таблица 4), где каждый из факторов получает оценку в баллах.