Файл: МУ КУРС-РАБОТА БД.pdf

Добавлен: 15.11.2018

Просмотров: 1916

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

используемой в процессе выполнения курсовой работы; 

 

приобретение  умения  сформулировать  результаты  выполненной 

работы и делать научно-обоснованные выводы и рекомендации; 

 

приобретение  и  развитие  навыков  представления  результатов 

выполненной самостоятельной работы и их защиты. 
 

2. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ   

 

КУРСОВОЙ  РАБОТЫ 

2.1. Курсовая работа  в общем случае должен включать: 

  теоретическую часть (постановку задачи, анализ источников,  анализ 

методов  и  технологий,  изложение  и  обоснование  результатов, 
выводы); 

  практическую часть (модели базы данных, модели бизнес-процессов; 

модели предметной области и реализацию ресурса 

   презентацию результатов работы. 

Материал, предусматриваемый  в качестве теоретической части: 

-  обоснование  актуальности  выбранной  темы,  характеристики  цели  и 

задачи курсовой работы, характеристику функциональных задач предметной 
области,  для  которой  разрабатывается  база  данных;  анализ  исходной  и 
требуемой  результирующей  информации,  анализ  методов  и  технологий  для 
создания БД, анализ используемых источников; 

-  в  качестве  практической  части  -  разработанные  модели  представления 

данных  на  концептуальном,  логическом  и  физическом  уровнях,  а  также 
результаты нормализации; формы входных и выходных документов, отчеты, 
структуру  пользовательского  интерфейса,  алгоритмы  приложений  и 
соответствующие  программы,  соответствующие  спецификации  и  технико-
экономические расчеты. 

-  в качестве презентации результатов работы – презентация действующей 

базы  данных  в  выбранной  аппаратно-программной  среде,  поддерживающая 
ввод и вывод информации в виде приемлемом  для конечного пользователя. 

2.2. 

Объем курсового проекта  не менее 30 страниц машинописного 

текста 

2.3. 

Содержание  курсового  проекта  должно  быть  структурировано  и 

должно  включать  перечисленные  ниже  обязательные  элементы  и 
желательные дополнительные элементы. 

Обязательные элементы курсового проекта: 

  титульный лист; 
  содержание(оглавление); 
  введение; 
  основная часть (три главы с выводами  по каждой); 
  заключение; 
  список источников и литературы; 


background image

 

Дополнительные элементы: 

  вспомогательные указатели; 
  приложения. 

 

2.4.  ТИТУЛЬНЫЙ  ЛИСТ  является  первой  страницей  курсовой 

работы(проекта)  и  должен  содержать  следующие  сведения:  наименование 
учреждения  (учебного  заведения),  название  (тему),  сведения  о 
выполнившем  курсовую  работу,  сведения  о  руководителе,  наименование 
места и год выполнения. 

Образец титульного листа приведен в 

Приложении 2

. 

2.5.  СОДЕРЖАНИЕ 

включает  перечень  элементов  курсовой 

работы(проекта)  с  указанием  номеров  страниц,  с  которых  начинается  их 
месторасположение. 

Образец содержания приведен в 

Приложении 3

. 

2.6.  ВВЕДЕНИЕ 

характеризует  актуальность  и  социальную 

значимость рассматриваемой темы, состояние ее разработанности в мировой 
теории  и  практике  (роль  и  место  АИС  и  БД  в  современном  мире).  Оно 
должно содержать цель и задачи курсовой работы(проекта), в соответствии с 
жизненным  циклом  разработки  программного  обеспечения.  Формулируя 
задачи,  следует  учитывать,  что  описание  их  решения  должно  составить 
содержание  глав  курсовой  работы.  (При  определении  целей  и  задач 
исследований  необходимо  грамотно  их  формулировать.  Так,  при 
определении  цели  не  следует  использовать  глагол  «сделать»,  правильнее  – 
глаголы  «раскрыть»,  «определить»,  «установить»,  «показать»,  «выявить»  и 
т.д.) 

Далее возможен перечень используемых методов и инструментария, а 

также  описывается  структура  курсовой  работы(перечень  ее  структурных 
элементов) и основное смысловое содержание ее разделов. 

Допустимо,  для  освещения  состояния  разработки  выбранной  темы,  дать 

краткий  обзор  литературы  (3-4  наименования)  с  аннотациями.  Этот 
краткий обзор литературы по теме должен показать знакомство студента со 
специальной  литературой,  его  умение  систематизировать  источники, 
выделять 

существенное, 

оценивать 

ранее 

сделанное 

другими 

исследователями, определять главное в современном состоянии изученности 
темы. Обзор работ следует делать только по вопросам выбранной темы, а не 
по  всей  проблеме  в  целом.  В  обзор  включается  только  та  литература,  с 
которой студент ознакомился (знаком) лично. 

2.7.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ должна содержать текстовые материалы и 

числовые данные, отражающие существо, методику и отдельные результаты, 
достигнутые в ходе выполнения курсовой работы. Материал основной части 
рекомендуется  делить  на  главы  (не  менее  трех  глав),  пункты  и  подпункты. 
Такое  деление  должно  способствовать  более  стройному  и  упорядоченному 


background image

 

изложению  материала.  При  этом  каждый  пункт  должен  содержать 
законченную  информацию,  логически  вписывающуюся  в  общую  структуру 
работы и способствующую достижению ее целей. 

Основная часть  в общем случае должна включать три главы

Глава  1  содержит  анализ  предметной  области  и  включает 

направления.  

Системный  анализ  предметной  области.  При  этом  тема  работы 

конкретизируется  до  конкретного  названия  объекта  автоматизации(ОА). 
Проводится  описание  организационно-функциональной  структуры  ОА, 
описание основных бизнес-процессов, информационных   объектов. 
Выделяются группы пользователей БД. Описываются задачи, которые будет 
решать каждая группа с БД, а также ограничения и busines rules предметной 
области. Описание входных и выходных документов. 

Обзор  информационных  технологий  (тех,  которые  можно использовать 

для  проекта  в  целом).  В  частности,  продемонстрировать  свою 
осведомленность  о  некоторых  CASE-средствах,  а  если  предполагается 
реализация  удаленного  доступа,  можно  показать  свое  понимание 
необходимости 

использования 

соответствующих 

языков 

веб-

программирования, СМS-систем и т.д. Также следует осветить классы СУБД. 

Обзор  продуктов-аналогов.  Необходимо  найти  в  сети  интернет  3-4 

«похожих»  по  предметной  области  ИС  или  БД,  кратко  описать  их 
функциональность  и  сравнить  с  предполагаемой  функциональностью  своей 
разработки. 

В  конце  главы  следует  сформулировать  требования  к  разрабатываемой 

базе данных, в том числе со стороны пользователей (можно основываться на 
ГОСТ 34.601-90). Желательно перечислить выходные документы и процессы, 
автоматизирующие  обработку  информации  в  БД  (те,  которые  будут 
обеспечиваться с помощью триггеров). 

В  конце  главы  формулируются  выводы,  кратко  отражающие 

основные результаты по главе. 

Глава  2  содержит  описание  проектирования  БД,  т.е.  практическую 

часть,  связанную  с  моделированием  предметной  области,  моделированием 
базы данных. 

Описывается  разработка  инфологической  модели  (ER-модели). 

Инфологическая  модель  должна  содержать  не  менее  10  сущностей  и  одну-
две  связи  «многие  ко  многим».  Затем  производится  обоснование  выбора 
даталогической  модели  данных  (иерархическая,  сетевая,  реляционная,  ОО-
модели). Если выбор произведен в пользу реляционной модели, применяется 
алгоритм перехода от инфологической модели к даталогической. Проводится 
нормализация схемы БД.  

Следует  обратить  внимание  на  то,  что  все  модели  строятся  в 

соответствующей    графической  нотации.  Однако,  при  разработке  моделей 
нельзя  ограничиваться  только  рисунками.  Весь  процесс  разработки  должен 


background image

 

сопровождаться комментариями.  

Здесь  же  производится  описание  проектирования  интерфейса  и 

необходимых приложений.  

В конце главы формулируются выводы. 
Глава  3  содержит  описание  реализации  с  помощью  обоснованно 

выбранного  инструментария  базы  данных  (физическая  модель)  и  других 
спроектированных объектов (формы, отчеты, приложения, интерфейсы), т.е. 
приводится описание их структуры, подтверждение функциональности и т.д.  

Реализация возможна в любой СУБД кроме ACCESS.  
Удаленный доступ к БД  - приветствуется. 
Обязательна реализация как минимум трех триггеров. 
Запросы конечного пользователя реализуются через формы. 
При  отображении  информации  в  представлениях  на  экране  следует 

использовать кириллицу. 

Отчеты  представляют  собой  документы,  сопровождающие  бизнес-

процессы, поэтому они должны имитировать внутренние документы фирмы. 

Следует описать какие меры и средства использованы для обеспечения 

информационной безопасности БД. 

В конце главы следуют выводы. 

2.8.    В  ЗАКЛЮЧЕНИИ  приводятся  формулировки  основных 

результатов  и  выводы,  характеризующие  итоги  проделанной  работы; 
раскрывается  значимость  рассмотренных  вопросов  для  теории  и  практики; 
приводятся предложения и рекомендации.  

2.9.     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ – это упорядоченный в алфавитно-

хронологической 

последовательности 

перечень 

библиографических 

описаний  документальных  источников  информации  по  теме  курсовой 
работы.  В  списке  следует  указывать  автора,  наименование  источника, 
издательство,  год  издания.  ссылки  на  информационные  ресурсы  Интернет, 
сопровождаются текстом, указывающим на автора и наименование ресурса 

Список должен содержать не менее 15 источников, на 
каждый  должна  быть  ссылка  в  тексте  курсовой 
работы
(проекта)! 

Образец оформления списка литературы приведен в 

Приложении 4

. 

2.10.   В  состав  ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ  УКАЗАТЕЛЕЙ  могут 

входить: 

 

список  сокращений  (оформляется  в  виде  алфавитного  перечня 

принятых  в  курсовой  работе  сокращений  и  соответствующих  им 
полных обозначений понятий); 

 

список  условных  обозначений  (оформляется  в  виде  перечня 

используемых  в  тексте  курсовой  работы  условных  обозначений  с 
соответствующей расшифровкой); 


background image

10 

 

 

указатель  таблиц  и  иллюстраций  (оформляется  в  виде  перечня 

названий таблиц или иллюстраций, упорядоченных в соответствии с их 
порядковыми номерами, с указанием страниц их месторасположения в 
тексте курсовой работы). 
Образец оформления списка сокращений приведен в 

Приложении 5

 

2.11.  ПРИЛОЖЕНИЯ 

помещаются 

в 

конце 

курсовой 

работы(проекта).  Каждое  приложение  должно  начинаться  с  новой 
страницы  и  иметь  содержательный  заголовок.  Приложения  нумеруются 
арабскими  цифрами  по  порядковой  нумерации.  Номер  приложения 
размещается  в  правом  верхнем  углу  над  заголовком  приложения  после 
слова «Приложение», после цифры точку не ставят. Приложения должны 
иметь общую с остальной частью курсовой работы нумерацию страниц. На 
все приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки. 
В  ПРИЛОЖЕНИИ  приводятся  входные  и  выходные  формы  документов, 
программные коды и т.д. 

Примерами оформления приложений могут служить приложения 1-5. 
 

2.12.  При  оформлении  курсовой  работы(проекта)  следует  выдержать 

общие  правила  оформления,  требования  к  текстовым  документам, 
использование  формул,  таблиц,  рисунков,  сносок  и  других  элементов, 
изложенные в ГОСТах. 

Общие правила, список основных ГОСТов и выдержки из них приведены 

в 

Приложении 6.

 

 

3. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ 

В  течение  недели  каждый  студент  должен  выбрать  предполагаемую  для 

работы  тему  (ПРИЛОЖЕНИЕ  1)  и  через  лаборанта  кафедры/старосту 
группы/методиста  ЗО  записать  ее  в  журнал  регистрации  курсовых  работ. 
Студент  имеет  право  предложить  для  разработки  тему,  не  вошедшую  в 
примерную тематику. 

Для  организации  и  контроля  индивидуальной  работы  студента  над 

курсовой работой, консультирования по выбранной теме и подведения 
итогов работы студенту назначается научный руководитель 

Исследование вопросов по теме 

КУРСОВОЙ 

работы(проекта) включает 

следующие этапы: 

 

Составление  плана  основной  части  работы  и  определение  состава 
источников,  научной  литературы  и  других  материалов  по  каждому 
разделу,  выбор  методики  анализа,  систематизации  и  описания 
материалов, определение предполагаемых результатов разработки темы. 

 

Составление  совместно  с  научным  руководителем  календарного  графика 
написания  работы,  который  должен  предусматривать  сроки  выполнения 
всех этапов исследования.  

 

Самостоятельную работу студента над раскрытием темы и периодические