ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.06.2020
Просмотров: 131
Скачиваний: 4
8 Безопасность жизнедеятельности
8.1 Охрана труда
Охрана труда представляет собой систему законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
В данном дипломном проекте рассматривается разработка программы по курсу «Вычислительные машины и системы». Данная программа предназначена для выполнения лабораторных работ студентами с помощью персонального компьютера. Комфортные и безопасные условия труда – один из основных факторов влияющих на эффективность работы студента.
Работа студентов в лабораторном кабинете непосредственно связана компьютером, а соответственно с дополнительными вредными воздействиями группы факторов. К таким факторам можно отнести:
-
не комфортные метеорологические условия;
-
высокое напряжение;
-
неправильная освещенность;
-
воздействие электромагнитных излучений.
Рассмотрим обоснование и выбор принципов, методов и средств защиты или уменьшения воздействия вредных факторов на человека.
8.2 Требования к помещениям для эксплуатации ПЭВМ
Лабораторные занятия предполагается проводить в специально оборудованном лабораторном кабинете, который должен обеспечивать пониженный уровень освещенности, необходимый для успешного восприятия видеоинформации, выводимой экран.
Согласно СанПиН 2.3.2/2.4.1340-03, оконные проемы в помещений в которых используются ПЭВМ, должны быть оборудованы регулируемыми жалюзями или занавесями, позволяющими полностью закрывать оконные проемы.
Рабочие места с ПЭВМ должны располагаться от стен с оконными проемами на расстоянии не менее 1,5 м, от стен без оконных проемов на расстоянии не менее 1,0 м, расстояние между рабочими столами с ПЭВМ должны быть не менее 1,5 м. По отношению к световым проемам они должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Рабочие места с ПЭВМ должны располагаться по периметру помещения, вдоль стен.
Расположение рабочих мест с ПЭВМ в цокольных и подвальных помещениях не допускается.
Лабораторные занятия предлагается проводить в составе группы студентов в количестве 10 человек.
Площадь на одно рабочее место с ВДТ и ПЭВМ во всех учебных учреждениях должна быть не менее 6,0 м, а объем - не менее 24,0 м3. Необходимая площадь для лабораторного кабинета на 10 рабочих мест:
,
где N - число пользователей;
S0 - нормируемая площадь на одного взрослого пользователя.
S = 10·6.0 = 60.0 (м2)
Требуемый объем рабочего пространства для данного лабораторного кабинета:
V = N·q,
где N - число пользователей;
q – необходимый объем воздуха на одного взрослого пользователя.
V = 10·24 = 240.0 (м3)
Данным условиям соответствуют следующие размеры лабораторного кабинета:
L = 10 м – длина кабинета,
B = 7 м – ширина кабинета,
H = 3.5 м – высота кабинета.
При данных габаритных размерах объем лабораторного кабинета составит 245 м3 , что соответствует необходимым требованиям.
8.3 Метеорологические условия производственной среды
Под микроклиматом производственных помещений понимают совокупность нескольких факторов, воздействующих на человека внутри этих помещений: температура, влажность и скорость движения воздуха, а также барометрическое давление и тепловое излучение.
Так как работа с рассматриваемой программой осуществляется в специально оборудованном помещении, производиться сидя и не требует физического напряжения (расход энергии составляет до 120 ккал/ч), то данный тип работ относится к категории работ легкая-1а.
Согласно ГОСТ 12.1.005 – 88 оптимальная температура производственного помещения являются 22 – 24 C - в холодный и переходный периоды года и 23 – 25С - в теплый период года. Влажность воздуха при этом должна составлять 58%.
Допустимыми параметрами температуры являются 18 C, влажность воздуха при этом должна составлять 39%. Скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с. Соблюдаемый в помещении тепловой режим соответствует оптимальным нормам, задаваемым ГОСТ 12.1.005 - 88, как для холодного, так и для теплого времени года.
Уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе помещений с ПЭВМ должны соответствовать нормам [СанПиН 2.2.4.1294-03] таблицы9.
Таблица 9 – Уровни ионизации воздуха помещений при работе на ПЭВМ
-
Уровни
Число ионов в 1 см куб. воздуха
Коэффициент
униполярности, у
n+
n-
1
2
3
4
продолжение таблицы 9
-
1
2
3
4
Минимальный
допустимые
400
600
0,4 ≤ у < 1,0
Максимально
допустимые
50000
50000
8.4 Электробезопасность
Электробезопасность - система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электромагнитного поля и статического электричества (ГОСТ 12.1.009-76).
С точки зрения мер, принимаемых для обеспечения электробезопасности, ПЭВМ относится к электроустановкам первого класса напряжением до 1000 В с заземленной нейтралью. Для обеспечения электробезопасности людей принимаются следующие технические способы и средства: защитное заземление.
Питание осуществляется от трех фазной четырехпроводной сети с заземленной нейтралью.
Помещение, в котором находится ПЭВМ, относится к помещениям без повышенной опасности, то есть к первой группе по электроопасности. Так как в нем отсутствуют условия, создающие опасность: сырость (относительная влажность воздуха длительное время превышает 75%), высокая температура (температура воздуха длительное время превышает 35°С), токопроводящая пыль (угольная, металлическая).
Все электрические блоки ПЭВМ являются стандартными, заводского изготовления. ПЭВМ не содержит открытых токоведущих частей, но имеет в своем составе элементы, способные накапливать статическое электричество (монитор). Однако используется защитное заземление, которое сводит действие статического электричества к нулю. При работе используется напряжение 220 В. Проводка выполнена стандартными изолированными проводами. Таким образом, эксплуатация ПЭВМ не требует введения дополнительных мер по обеспечению электробезопасности /11, с.48/.
8.5 Расчет оптимальной яркости поверхности экрана
Для формирования контрастного изображения на экране, необходимо обеспечить пониженную освещенность в лабораторном кабинете. Рассчитаем яркость экрана, при которой изображение будет иметь достаточное детальное контрастное отношение.
Согласно СанПиН 2.3.2/2.4.1340-03, детальное контрастное отношение для монохромного режима должно быть не менее 3:1.
(2)
где Всим - яркость символа, кд/м2;
ВП - яркость белого поля, кд/м2.
При яркости белого поля ВП = 35 кд/м2 получим яркость символа Всим =
= 115 кд/м2.
8.6 Системы и средства противопожарной защиты
Несовершенство конструкции и неправильная эксплуатация приборов и электрооборудования приводит к пожару или взрыву.
Согласно ППБ 01-03 помещения по пожаро - взрывобезопастности подразделяются на пожароопасные и взрывоопасные. Согласно ПУЭ-85 электрические установки разделяют по пожароопасным (П-1, П-2) и взрывоопасным (В-1 и В-2) зонам. Пожарные зоны подразделяются на четыре класса, а взрывоопасные на шесть классов.
Пожар может возникнуть как вследствие причин электрического, так и не электрического характера. К причинам электрического характера относятся короткое замыкание, перегрузка, большое переходное сопротивление, статическое электричество. к причинам не электрического характера можно отнести нарушение режимов эксплуатации, курение, оставление без присмотра нагревательных приборов, неисправность оборудования, самовоспламенение и самовозгорание веществ и другие факторы.
Мероприятия, устраняющие эти причины разделяются на организационные, эксплуатационные, технические и режимные.
Поскольку электронное оборудование находится под напряжением, то в случае возникновения пожара запрещается пользоваться водой, как средством тушения пожара. Для данного класса помещений рекомендуется использовать химические средства тушения пожара. В частности, для тушения пожаров в помещениях с опасностью поражения электрическим током, применяют углекислый газ для прекращения подачи кислорода к очагу возгорания.
8.7 Защита обслуживающего персонала и прилегающих к экономическо-
му объекту территорий в ЧС
8.7.1 Классификация и общая характеристика чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайная ситуация (авария) – внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка, характеризующаяся резким нарушением установившегося процесса или явления и оказывающая значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду.
Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы, характер и стадии развития, свои особенности воздействия на человека и среду его обитания.
Катастрофа – авария, сопровождающаяся гибелью людей.
Классификация чрезвычайных ситуаций:
-
природного характера:
-
стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, ураганы, снежные заносы, грозы, ливни, засухи);
-
техногенные катастрофы (аварии на энергетических, химических, биотехнологических объектах, транспортных коммуникациях при перевозке разрядных грузов, продуктопроводах);
-
антропогенные катастрофы (катастрофические изменения биосферы под воздействием научно-технического прогресса и хозяйственной деятельности;
-
социально-политические конфликты (военные, социальные);
-
по масштабу распространения с учетом тяжести последствий: локальные, объектовые, региональные, национальные и глобальные;
-
по скорости распространения опасности (темпу развития): внезапные, быстро распространяющиеся, умеренные, плавные «ползучие» катастрофы.
Основные последствия ЧС:
-
разрушения;
-
затопления;
-
массовые пожары;
-
химические заражения;
-
радиоактивные загрязнения (заражение);
-
бактериальное (биологическое) заражение.
Масштаб последствий (ущерб) ЧС (количество заболеваний, травм, смертей, экономические потери) является следствием взаимодействия многих явлений – причин (факторов).
Основными причинами аварий и катастроф на объектах являются:
-
ошибки допущенные при проектировании, строительстве и изготовлении оборудования;
-
нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования, требований безопасности;
-
низкая трудовая дисциплина;
-
стихийные бедствия, военные конфликты.
Наиболее характерными последствиями аварий являются взрывы, пожары, обрушение зданий, заражение местности сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами.
В случае возникновения войны с применением противником ОМП возникают поражающие факторы:
-
ударная волна;
-
световое излучение;
-
проникающая радиация;
-
радиоактивное заражение;
-
электромагнитный импульс.
Для защиты от поражающих факторов ОМП используют:
-
коллективные средства защиты;
-
индивидуальные средства защиты;
-
средства медицинской профилактики.
8.7.2 Условия возникновения и стадии развития чрезвычайных ситуаций. Характерными условиями возникновения ЧС являются:
-
существование источника опасных и вредных факторов (предприятия и производства, продукция и технологические процессы, в которых предусматривают использование высоких давлений, взрывчатых, легковоспламеняющихся, а также химически агрессивных, токсичных, биологически активных и радиационно опасных веществ и материалов; гидротехнические сооружения; транспортные средства; продуктоводы; места захоронения отходов токсичных и радиоактивных веществ; здания и сооружения, построенные с нарушением СНиП; военная деятельность);
-
действие факторов риска (высвобождение энергии различных видов, а также токсичных, биологически активных или радиоактивных веществ в количествах или дозах, представляющих угрозу жизни и здоровью населения и загрязняющих окружающую среду);
-
экспозиция населения, а также среды его обитания (зданий, орудий труда, воды, продуктов питания), способствующих повышению факторов риска.
В развитии ЧС любого типа можно выделить четыре характерные стадии:
-
первая – стадия накопления проектно-производственных дефектов сооружений (зданий, оборудования) или отклонений от норм (правил) ведения того или иного процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, а иногда годы и десятилетия;
-
вторая – инициирование чрезвычайного события;
-
третья - процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска – энергии или вещества, оказывающих неблагоприятное воздействие на население и окружающую среду;
-
четвертая – стадия затухания, которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации ЧС, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных последствий. Продолжительность данной стадии может составлять годы, а то и десятилетия.
8.7.3 Принципы и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Основными принципами защиты населения в ЧС являются:
-
заблаговременная подготовка и осуществление защитных мероприятий на всей территории страны. Этот принцип предполагает прежде всего накопление средств защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержания их в готовности для использования, а также подготовку и проведение мероприятий по эвакуации населения из опасных зон (зон риска);
-
дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения этих мероприятий. Дифференцированный подход выражается в том, что характер и объем защитных мероприятий устанавливается в зависимости от вида источника опасных и вредных факторов, а также от местных условий;
-
комплектность проведения защитных мероприятий для создания безопасных и здоровых условий во всех сферах деятельности человека в любых условиях обстановки. Данный принцип обуславливается большим разнообразием опасных и вредных факторов среды обитания и заключается в эффективном применении способов средств защиты от последствий стихийных бедствий. производственных аварий и катастроф, а также современных средств поражения, согласованном осуществлении их со всеми мероприятиями по обеспечению безопасности жизнедеятельности в современной техносоциальной среде.
В современных условиях безопасность жизнедеятельности при ЧС достигается путем проведения комплекса мероприятий, включающих три основных способа защиты:
-
эвакуация населения из мест (районов) где для них реально существует риск неблагоприятного воздействия опасных и вредных факторов;
-
использование населением средств индивидуальной защиты, а также средств медицинской профилактики;
-
применение коллективных средств защиты.