Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Появление заведений под международной франшизой, стало отправной точкой в развитии франчайзинга, особенно в использовании франшиз с международным значением и брендом на рынке быстрого питания.

Таким образом, открываются широкие перспективы для данной формы ведения предпринимательской деятельности в Томске. Открывая рынок появлению франшиз с мировым именем и созданной репутацией, в Томске не просто формируется новая деятельность и возможность ведения бизнеса, но и город тем самым позиционирует себя как перспективный регион страны для развития и внедрения франчайзинга в развитие общественного питания.

К сожалению, российским франчайзерам на томском рынке в настоящее время в отличии от франшиз с мировым именем и созданной репутацией, несмотря на существенные преимущества в виде стартовых инвестиций, не удается демонстрировать положительную динамику.

Это связано прежде всего с неравномерностью расположения крупных торговых сетей, незначительной торговой площадью торговых сетей города Томска («Радуга Вкуса», «Ярче», «Абрикос» и т.д.) - что делает невозможным открытия торговой точки на правах субаренды, и конечно же высокой конкуренцией на томском рынке общественного питания, где успешно существуют крупные местные представители, такие как «Антонов Двор», «Сибирские блины».

Несомненно, перспективы развития очень широкие, особенно если говорить о возможном открытии «фаст-фуд» ресторана «McDonald’s» в Томске.

Это говорит о том, что существующие проблемы, которые касаются франчайзинга, будь то несовершенство правовой системы, нестабильность экономики, отсутствие большого опыта у предпринимателей, постепенно разрешаются.

И с каждым годом неопытность в сфере франчайзинга исчезнет, и будут открываться все больше и больше франчайзинговых предприятий на территории Томской области в частности.

Заключение

Франчайзинг представляет собой вид предпринимательской деятельности, регламентированный договором франчайзинга, основанный на сотрудничестве двух или нескольких независимых хозяйствующих субъектов, при котором одна компания (франчайзер) предоставляет на возмездной основе на определённый срок и на оговорённой территории другой компании или группе компаний (франчайзи) - право использования комплекса исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, а также осуществлять техническую, маркетинговую и консультационную поддержку в течение срока действия договора франчайзинг.


Сторона, предоставляющая по договору права пользования, по-английски именуется франчайзер (franchisor), а сторона, приобретающая франшизу, - франчайзи (franchisee).

Сущность франчайзинга заключается в том, что производитель-разработчик востребованного на рынке товара с известным, зарекомендованным у потребителей брендом предоставляет своему партнёру возможность реализовать этот товар от своего имени за определённую компенсацию. Франчайзи приобретает право на использование не принадлежащих ему средств индивидуализации товаров и услуг. Своим клиентам партнёр старается показать, что они приобретают товар или получают услугу, абсолютно тождественную аналогичным результатам деятельности производителя.

В работе рассматриваются ограничения и недостатки франчайзинга как бизнес-модели. В частности, для франчайзера имеет место:

- риск выхода франчайзи из сети и открытие конкурирующей компании;

- договор предусматривает ряд пунктов, делающих сложным для франчайзера расторжение контракта с франчайзи, что осложняет вывод из системы франчайзи, который не следует правилам сети франчайзи;

- плохое качество одного франчайзи может создать плохой имидж всей сети;

- возможность нарушения франчайзи графика платежей;

- трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны.

Для франчайзи сложности в другом:

- соблюдение правил сети франчайзи. Франчайзи могут вносить свои предложения, но они не могут менять систему;

- франчайзинговая сеть может ограничивать инициативу франчайзи в сфере рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю;

- запрет на агрессивную конкуренцию и неэтичные действия по отношению друг другу;

- недостаточная поддержка со стороны франчайзера в сфере отладки бизнес-процесов, управления, обучения;

- возможность банкротства франчайзера, что негативно скажется на купленных правах.

Таким образом, франчайзинг предполагает ряд серьезных вертикальных ограничений между франчайзером и франчайзи, а также довольно существенные риски. Тем не менее, данная бизнес-модель получила довольно серьезное развитие. Это показано в работе на основе анализа исторических закономерностей развития франчайзинга за рубежом и в России.

В работе рассмотрено развитие франчайзинга в России и, отдельно, в городе Томске, в сфере общественного питания. Сделан вывод, что рынок общественного питания России имеет тенденцию устойчивого роста. На территории страны открыто и работает более 60 тысяч кафе, ресторанов и других заведений общепита. Это значительно меньше, чем в других странах. Только в Нью-Йорке работает больше 20 тысяч ресторанов и кафе. Несмотря на положительные показатели работы данной сферы бизнеса, предприниматели осторожно вкладывают деньги в её развитие.


Современный рынок общественного питания в России интересен и динамичен. Однако преуспеть на нем, начав свою деятельность «с нуля», очень непросто. Чтобы создать успешное предприятие питания, нужно отлично ориентироваться в том, как работает этот бизнес, знать конъюнктуру рынка, иметь оригинальные свежие бизнес-идеи и возможности для их воплощения, и т.д. Плюс к этому, нужно найти способ наполнить кофейню, бар или ресторан клиентами, сделать заведение популярным у аудитории. И все это на фоне множества именитых конкурентов, использующих уже отлаженные до мелочей бизнес-решения.

Работа по системе франчайзинга позволяет сразу же решить большинство проблем, характерных для начального периода ресторанного бизнеса. Ведь можно на правах новичка бороться с маститыми конкурентами, а можно просто стать одним из них. Достаточно купить франшизу одной из успешных ресторанных сетей, сетей кофеен или фаст-фуда, и начать работать под известным раскрученным брендом.

Томский рынок общественного питания в большинстве своем представлен в формате уличной торговли, активно развивается сегмент доставки еды. В настоящее время на территории города Томска присутствует около десяти единиц франшизы ресторанов и кафе, большинство из которых под международной франшизой.

Развитие отечественных франчайзеров на рынке общественного питания города Томска в настоящее время не наблюдается, некоторые участники и вовсе покинули томский рынок. Это обусловлено как присутствием узнаваемых местных крупных сетей, так и месторасположением самого города, не являющемся крупным транзитным, или промышленным центром.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): кодекс от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 23 мая 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. - Ст. 410.

Научная литература и периодические издания

  1. Авилов Г.Е. Коммерческая концессия (гл. 54) ГК РФ. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. - М.: Статут, 2013. – 584 с.
  2. Еремеева Н.В., Калачев С.Л. Конкурентоспособность товаров и услуг. – М.: КолосС, 2013. – 192 с.
  3. Илатовская М.А., Бабакина Е.А. Франчайзинг как новая форма развития предпринимательской деятельности: сущность, тенденции и проблемы развития // Экономический вектор. - 2017. - № 2 (9). - С. 44-55.
  4. Кулагин М.И. Избранные труды. - М.: Статут, 2007. – 320 с.
  5. Леонов А.Е. Франчайзинг в сфере малого предпринимательства: учеб. Пособие. - Новосибирск: изд-во НГТУ, 2003. – 260 с.
  6. Майер А. Франчайзинг как наиболее успешная система ведения малого бизнеса // Клуб франчайзи: журнал о бизнесе по франшизам. – 2010. - №1. – С. 7-17.
  7. Моргунов В.И. Международный маркетинг. Учебник для бакалавров - М.: Дашков и К, 2014. – 180 с.
  8. Остроумова М. Аренда брэнда // Коммерсантъ-Власть. - 2014. - № 20. - С.49-50.
  9. Поворин С.В. Тенденции развития франчайзинга в мировой экономике // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 3. - С. 29-34.
  10. Семенова А.С. Образовательный франчайзинг: сущность, принципы построения и функционирования сети, рукопись. - М.: Норма, 2012. – 178 с.
  11. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ "Академкнига", 2005. - 375 с.
  12. Тарануха Ю. Глобальная конкуренция: истоки и последствия // Экономист. - 2014. - № 11. - С. 58-72.
  13. Филиппов Р. Франчайзинг как фактор динамичной устойчивости бизнеса в сетевых отношениях // Власть. – 2016. - № 4. - С. 2-9.
  14. Korah V., Rothnie W. A. Exclusiv Distribution and the EEC Competition Rules: Regulations 1983/83 & 1984/83. 2d ed. London: Sweet & Maxwell, 1992. С.7

Интернет-ресурсы

  1. Адамовская А. Лёгким движением руки коммерческая концессия превращается во франчайзинг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eg-online.ru/article/245365/ (дата обращения: 22.11.2017).
  2. Борейко Н.А. Экономическая сущность франчайзинга для целей бухгалтерского учета как объекта интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kniga.com/books/ (дата обращения: 22.11.2017).
  3. Геращенко Е., Трутнев О. Созидание на кофейной гуще. Сеть «Шоколадница» может купить «Кофе Хауз». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2531392?isSearch=True. (дата обращения: 22.11.2017).
  4. Довгань В.В. Франчайзинг - путь к расширению бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://franshiza.ru/article/ (дата обращения: 22.11.2017)
  5. Законопроектная деятельность государственной Думы РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/activities/(дата обращения: 22.11.2017)
  6. Каталог франшиз сетей кафе и ресторанов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.franshising.ru/franshizakafe-i-restoranov.html (дата обращения: 22.11.2017).
  7. Колесников В. Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kniga.eom/00#TOC (дата обращения: 22.11.2017).
  8. Официальный сайт сети ресторанов «Шоколадница» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://shoko.ru/moskva/ (дата обращения: 22.11.2017).
  9. Рождественская А. Семь фактов роста франчайзинга. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://franshiza.ru/article/read/sem_faktorov_rosta/ (дата обращения: 22.11.2017)
  10. Рыкова И.В. Франчайзинг в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fpsr.ru/f/Franchajzing-2008.pdf (дата обращения: 22.11.2017).
  11. Сайт Franshiza.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://franshiza.ru (дата обращения: 22.11.2017)
  12. Сайт Российской Ассоциации Франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusfranch.ru (дата обращения 22.11.2017).
  13. Франшиза онлайн-гипермаркета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusfranch.ru/presscenter/publications/3331/ (дата обращения: 22.11.2017).
  14. Шперлик К. Законопроект "О франчайзинге": эксперты о том, чего ждать бизнесу. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kontur.ru/articles/903 (дата обращения: 22.11.2017)
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): кодекс от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 23 мая 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. - Ст. 410.

  2. Шперлик К. Законопроект "О франчайзинге": эксперты о том, чего ждать бизнесу. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kontur.ru/articles/903 (дата обращения: 22.11.2017)

  3. Законопроектная деятельность государственной Думы РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/activities/(дата обращения: 22.11.2017)

  4. Илатовская М.А., Бабакина Е.А. Франчайзинг как новая форма развития предпринимательской деятельности: сущность, тенденции и проблемы развития // Экономический вектор. - 2017. - № 2 (9). - С. 45.

  5. Борейко Н.А. Экономическая сущность франчайзинга для целей бухгалтерского учета как объекта интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kniga.com/books/ (дата обращения: 22.11.2017).

  6. Korah V., Rothnie W. A. Exclusiv Distribution and the EEC Competition Rules: Regulations 1983/83 & 1984/83. 2d ed. London: Sweet & Maxwell, 1992. С.7

  7. Семенова А.С. Образовательный франчайзинг: сущность, принципы построения и функционирования сети, рукопись. - М.: Норма, 2012. С. 22.

  8. Сосна С.А., Васильева Е.Н. ФрСосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ "Академкнига", 2005. анчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ "Академкнига", 2005. С. 24.

  9. Колесников В. Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kniga.eom/00#TOC (дата обращения: 22.11.2017).

  10. Семенова А.С. Образовательный франчайзинг: сущность, принципы построения и функционирования сети, рукопись. - М.: Норма, 2012. С. 23.

  11. Илатовская М.А., Бабакина Е.А. Франчайзинг как новая форма развития предпринимательской деятельности: сущность, тенденции и проблемы развития // Экономический вектор. - 2017. - № 2 (9). - С. 46.

  12. Там же. С. 47.

  13. Борейко Н.А. Экономическая сущность франчайзинга для целей бухгалтерского учета как объекта интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kniga.com/books/ (дата обращения: 22.11.2017).

  14. Там же.

  15. Колесников В. Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kniga.eom/00#TOC (дата обращения: 22.11.2017).

  16. Филиппов Р. Франчайзинг как фактор динамичной устойчивости бизнеса в сетевых отношениях // Власть. – 2016. - № 4. - С. 2.

  17. Илатовская М.А., Бабакина Е.А. Франчайзинг как новая форма развития предпринимательской деятельности: сущность, тенденции и проблемы развития // Экономический вектор. - 2017. - № 2 (9). - С. 48.

  18. Борейко Н.А. Экономическая сущность франчайзинга для целей бухгалтерского учета как объекта интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kniga.com/books/ (дата обращения: 22.11.2017).

  19. Леонов А.Е. Франчайзинг в сфере малого предпринимательства: учеб. Пособие. - Новосибирск: изд-во НГТУ, 2003. С. 6.

  20. Илатовская М.А., Бабакина Е.А. Франчайзинг как новая форма развития предпринимательской деятельности: сущность, тенденции и проблемы развития // Экономический вектор. - 2017. - № 2 (9). - С. 49.

  21. Адамовская А. Лёгким движением руки коммерческая концессия превращается во франчайзинг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eg-online.ru/article/245365/ (дата обращения: 22.11.2017).

  22. Кулагин М.И. Избранные труды. - М.: Статут, 2007. С. 265.

  23. Филиппов Р. Франчайзинг как фактор динамичной устойчивости бизнеса в сетевых отношениях // Власть. – 2016. - № 4. - С. 5.

  24. Там же. С. 6.

  25. Илатовская М.А., Бабакина Е.А. Франчайзинг как новая форма развития предпринимательской деятельности: сущность, тенденции и проблемы развития // Экономический вектор. - 2017. - № 2 (9). - С. 50.

  26. Моргунов В.И. Международный маркетинг. Учебник для бакалавров - М.: Дашков и К, 2014. С. 83.

  27. Авилов Г.Е. Коммерческая концессия (гл. 54) ГК РФ. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. - М.: Статут, 2013. С. 551.

  28. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ "Академкнига", 2005. С. 182.

  29. Илатовская М.А., Бабакина Е.А. Франчайзинг как новая форма развития предпринимательской деятельности: сущность, тенденции и проблемы развития // Экономический вектор. - 2017. - № 2 (9). - С. 50-51.

  30. Еремеева Н.В., Калачев С.Л. Конкурентоспособность товаров и услуг. – М.: КолосС, 2013. С. 14.

  31. Геращенко Е., Трутнев О. Созидание на кофейной гуще. Сеть «Шоколадница» может купить «Кофе Хауз». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2531392?isSearch=True. (дата обращения: 22.11.2017).

  32. Рыкова И.В. Франчайзинг в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fpsr.ru/f/Franchajzing-2008.pdf (дата обращения: 22.11.2017).

  33. Тарануха Ю. Глобальная конкуренция: истоки и последствия // Экономист. - 2014. - № 11. - С. 58.

  34. Майер А. Франчайзинг как наиболее успешная система ведения малого бизнеса // Клуб франчайзи: журнал о бизнесе по франшизам. – 2010. - №1. – С. 7-17.

  35. Каталог франшиз сетей кафе и ресторанов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.franshising.ru/franshizakafe-i-restoranov.html (дата обращения: 22.11.2017).

  36. Остроумова М. Аренда брэнда // Коммерсантъ-Власть. - 2014. - № 20. - С.49.

  37. Официальный сайт сети ресторанов «Шоколадница» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://shoko.ru/moskva/ (дата обращения: 22.11.2017).