Файл: Сущность, основные причины и последствия конфликтов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить, что в ходе конфликта возможно различное сочетание рассмотренных выше стадий. Они могут приобретать вполне определенную значимость и быть разными по продолжительности.

Существуют различные классификации конфликтов в зависимости от:

1. Способа решения: насильственные и ненасильственные.

2. Потребностей: интересов; взглядов.

3. Природы возникновения: политические; социальные; экономические.

4. Степени проявления: открытые; скрытые.

5. Количества участников: внутриличностные; между личностью и группой; межличностные; межгрупповые.

6. Степени вовлечения сотрудников: горизонтальные; вертикальные; смешанные.

7. Результат их последствий для предприятия: конструктивные; деструктивные.

8. Формы проведения: институционализированные; стихийные.

9. Времени протекания: затяжные; скоротечные.

10. Масштабы распространения: локальные; широкомасштабные.

11. Временных параметров: единичные; периодические; частые [4, с. 127].

В рамках организации выделяют следующие виды конфликтов:

1. Внутриличностный конфликт.

Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

2. Межличностный конфликт.

Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю.

Межличностный конфликт также может проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

3. Конфликт между личностью и группой.

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличную от позиции группы. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.


4. Межгрупповой конфликт.

Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности [10, с. 145].

Выводы по первой главе

Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное.

Конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов, и помешать другой стороне, сделать то же самое.

Потенциальные причины конфликта – совместно используемые ресурсы, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в восприятиях и ценностях, различия в стиле поведения и биографиях людей, а также плохая коммуникация. Люди часто не реагируют на ситуации потенциальных конфликтов, если эти ситуации не связаны с минимальными личными потерями или угрозами.

Структурные методы разрешения конфликтов включают уточнение производственных ожиданий, механизмы координирования и интеграции, постановку высших по уровню заданий и систему вознаграждений.

К потенциальным негативным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, снижение морального состояния, увеличение текучести кадров, ухудшение социального взаимодействия, ухудшение коммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальных организаций. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия. Например, более углубленная работа над поиском решения, разнообразие мнений при принятии решений и улучшение сотрудничества в будущем.

Есть пять методов решения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, переговоры.

Глава 2 Особенности возникновения и последствия конфликтов в ООО «Мебель»


2.1 Общая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Мебель» основано в 1999 году.

В начале деятельности в одном из цехов предприятия было установлено деревообрабатывающее оборудование: циркулярная пила для продольной распиловки древесины, маятниковая пила для поперечной распиловки древесины и строгальный станок. Во втором цехе собирали мебельные изделия. Предприятие производило кухонную мебель и мягкие уголки, работало на предприятии 40 человек, работа в основном была ручной.

В 2000 году ООО «Мебель» были выкуплены складские помещения и помещения цехов. В связи с расширением производственных помещений был расширен ассортимент продукции. Изготавливали мягкие стулья, диваны, школьные парты, кухонные столы. Реконструкция производственных помещений велась в три этапа. Первая очередь строительства завершена в 2001 году. Свое второе рождение предприятие имело в 2003 году. На территории построен производственный корпус, котельная, складские помещения. В цехах было установлено высокопроизводительное оборудование: автоматическая линия облицовки кромок МФК-1, автоматическая линия отделки щитовых деталей МЛН-1 и др. Это позволило увеличить выпуск товарной продукции. Третье возрождение это – 2003-2004 годы, на смену отечественному оборудованию пришло высокопроизводительное иностранное оборудование: линия «Хомаг», «Дюрр» и др.

Центральным элементом организационного механизма предприятия является структура управления, с помощью которой сочетаются различные стороны деятельности предприятия (техническая, экономическая, производственная, социальная), регламентируются внутренние производственные связи и достигается устойчивая система служебных взаимоотношений между структурными подразделениями и работниками аппарата управления. То есть, от структуры управления во многом зависит действенность всего хозяйственного механизма на ООО «Мебель».

Организационная структура – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов системы, определяющий разделение труда и служебных связей между структурными подразделениями. Она организационно закрепляет функции по структурным подразделениям и регламентирующее потоки информации на предприятии (рисунок 1).

Рисунок 1. Организационная структура ООО «Мебель»

Для выполнения функции управления производством создается аппарат управления. Структура аппарата управления производством – это количество и состав звеньев и ступеней управления, их подчиненность и взаимосвязь. Она активно влияет на процесс функционирования системы управления развитием производства.


На предприятии сложилась разная комбинация связей между элементами управленческой системы. Связи по вертикали отражают подчиненность звеньев и работников в аппарате управления, а по горизонтали – координации, инспекции и контроля, консультационные и методические связи и т.д. В зависимости от сочетания соответствующих функций с системой субординации на предприятии формируется определенный вид управленческой структуры, в нашем случае эта структура является линейно-функциональной и включает три уровня управления.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с уставом ООО «Мебель», в котором перечислены все виды деятельности предприятия. Согласно уставу, основными видами деятельности предприятия являются:

  • оптовая и розничная торговля мебелью;
  • изготовление мебели;
  • ремонт и гарантийное обслуживание мебели.

Следует отметить, что ведущим видом деятельности является именно торговля мягкой и корпусной мебелью, ведь именно этот вид деятельности приносит больше доходов. География поставок продукции охватывает несколько городков и поселков близ Ульяновска. Предприятие ООО «Мебель» имеет шесть розничных торговых предприятий для сбыта своей продукции.

Ассортимент мебели, которое предлагает ООО «Мебель» является достаточно широким и насыщенным. Он подробно рассмотрен в таблице 2, где приведены основные ассортиментные группы товаров, которые содержат в себе определенное количество видов мебели, каждый из них имеет свои разновидности.

Таблица 2

Характеристика товарного ассортимента по показателям ширины и глубины

Ширина = 6 ассортиментных групп

Наборы для спальных комнат

Наборы для кухни

Наборы для прихожей

Наборы для административных помещений

Мягкая мебель

Мебель вне наборов

«Соня»

«Глория»

«Лотос»

«Экстаз»

«Ким»

«Антонина»

«Галактика»

«Оля»

«Карина»

«Тина»

«Агата»

«Жемчужина»

«Афина»

«Рось»

«Сатурн»

«Толедо»

«Испания»

«Дебют»

«Герд»

«Сенатор»

«Ориент»

«Габриель»

Шкафы

Тумбы

Кровати

Столы

Глубина =6

Глубина=6

Глубина=5

Глубина=1

Глубина=4

Глубина=4


В 2019 г. 60% реализованной мебели было предназначено для группы потребителей со средним достатком, 25% – для потребителей с низкими доходами (мебель, вне наборов изготовленная из ДСП, облицованного синтетическим шпоном, комплектуемые простой фурнитурой) и только 15% было реализовано по высоким ценам – это уровень дорогой и элитной мебели.

Как уже отмечалось, наибольшей популярностью пользуются изделия среднего ценового уровня, поскольку товары этой группы предлагают покупателям компромисс цены и качества. На сегодняшний день предприятие предлагает потребителям товары широкого потребления, а именно мебель различного функционального назначения. Это мебель для спальных комнат, мебель для отдыха, офисная, кухонная мебель, столярные изделия.

Итак, основными видами деятельности ООО «Мебель» является оптовая и розничная торговля мебелью и изготовления мебели. Ведущим видом деятельности является торговля мягкой и корпусной мебелью. Предприятие реализует свою продукцию через шесть розничных торговых предприятий, целевым сегментом является группа потребителей со средним достатком.

Проведем анализ количественных и качественных характеристик персонала в «Мебель» на основе отчетов по труду; отчетов об использовании рабочего времени; отчетов о количестве работников, их качественном и количественном составе; отчетов о состоянии условий труда, штатного расписания.

Итак, приведем основные показатели количества работников и фонда рабочего времени на предприятии (таблица 3).

Мы видим, что среднее количество работников в ООО «Мебель» несколько возросло за последние годы. Так, в 2019 году количество по сравнению с 2018 годом хотя и уменьшилось на 2 человека, однако по сравнению с 2017 годом выросло на 3 человека. Соответственно растут и все остальные показатели, а именно количество отработанного времени.

Таблица 3

Количество работников и фонд рабочего времени в ООО «Мебель»

Показатели

2017

2018

2019

Отклонение в %

2018 г. к 2017 г

2019 г. к 2018 г.

Среднее количество всех работников в эквиваленте полной занятости, человек

58

63

61

108,6

96,8

Среднесписочная численность штатн. работников, человек

58

61

64

105,2

104,9

Фонд раб. времени, за который начислена зарплата штатн. работникам, чел.-час.

120268

119643

123275

99,5

103,0

из него отработано

103129

112507

116121

109,1

103,2