Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы социальной политики государства
1.1. Сущность социальной политики
1.2. Основные принципы социальной политики
2.1. Социальная политика поддержки многодетных семей
2.2. Государственная социальная поддержка пенсионеров и малоимущих граждан
2.3. Направления совершенствования социальной политики в сфере поддержки слабозащищенных граждан
Стоит сказать о том, что в Москве многодетными считаются те семьи, в которых младший ребенок не достиг 16 лет, а обучающийся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет. Мы видим, что в Московской области государство поддерживает семей более длительный срок, нежели в Москве.
Основные меры социальной поддержки многодетных семей в Московской области:
- социальные пособия;
- компенсации;
- другие меры социальной поддержки.
Основной закон Московской области, регулирующий социальную поддержку многодетных семей, определяет социальное пособие как денежную помощь, оказываемую гражданам за счет средств бюджета Московской области.
Многодетные семьи в регионе получают следующие пособия:
- единовременное пособие при рождении третьего и последующего ребенка - 30 000 рублей;
- ежемесячное пособие студентам из многодетных семей - 4000 рублей.
Компенсации представляют собой денежное возмещение произведенных расходов. Компенсации, которые получают многодетные семьи в Московской области:
- частичная компенсация оплаты коммунальных услуг многодетным семьям;
- частичная компенсация стоимости одежды обучающихся.
Многодетным выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 50% оплаты коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива).
Компенсация предоставляется многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяется на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Если сравнивать данную меру социальной поддержки многодетных семей в Московской области и Москве, то прослеживаются явные различия. В Законе «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» говорится не о частичной, а о полной компенсации на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, размеры которой устанавливает Правительство Москвы [5].
Частичная компенсация стоимости одежды обучающихся в Московской области предоставляется одному из родителей (законных представителей) детей из многодетных семей, обучающихся в государственных образовательных организациях и муниципальных образовательных организациях Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, за исключением случаев обеспечения обучающихся одеждой, форменной одеждой, иным вещевым имуществом (обмундированием), установленных законодательством Московской области. Что касается размеров и сроков выплаты компенсации, то она предоставляется в размере фактически произведенных затрат на одежду обучающегося, но не более 3000 рублей один раз в текущем календарном году. Закон «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» не регламентирует порядок назначения данной выплаты и ее размер.
К другим мерам социальной поддержки многодетных семей в Московской области, согласно закону, относятся:
- право на частичную или полную компенсацию стоимости путевки в санаторно-курортные организации и организации отдыха детей и их оздоровления (размер компенсации зависит от того, какой процент от прожиточного минимума составляет среднедушевой доход семьи);
- право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (распространяется на детей из многодетных семей в возрасте до шести лет);
- право на бесплатное посещение музеев, выставок, парков культуры и отдыха (один раз в месяц);
- право на бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам по социальной карте жителя Московской области (распространяется на детей из многодетной семьи и на одного родителя, если в составе семьи имеется ребенок, не достигший возраста семи лет).
В число выплат включается также ежемесячная денежная выплата многодетной семье, имеющей место жительства в Московской области, если ее среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Московской области. Ежемесячная денежная выплата семье предоставляется на одного ребенка (третьего или последующего) до достижения им возраста трех лет.
Размер ежемесячной денежной выплаты семье равен величине прожиточного минимума, установленной в Московской области для детей, за вычетом размера пособия на ребенка, назначенного на ребенка, в связи с рождением которого предоставляется ежемесячная денежная выплата семье.
Необходимо сказать еще об одной существенной разнице в системе поддержки семей с детьми в Москве и Московской области. Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» устанавливает право на приобретение регионального материнского капитала. То есть семьи в Московской области при рождении второго и последующего ребенка могут получить материнский капитал по федеральной и региональной программе, а в Москве - только по федеральной программе. Вместо регионального семейного капитала, который действует в других регионах страны, москвичам положены единовременные выплаты на каждого ребенка, начиная с первого. В городе есть несколько единовременных социальных выплат по случаю рождения ребенка, которые дадут не меньшую (и даже большую) сумму по сравнению с материнским капиталом, выделяемым многими областями. Одно из преимуществ столичной программы - выплаты можно оформить уже после рождения первого ребенка и тратить их по своему усмотрению. К таким выплатам относятся: дополнительное пособие по беременности и родам, единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка, дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям и др.
Этим обусловлено и большее по сравнению с Московской областью количество выплат для многодетных семей в Москве.
В их число входят следующие:
- ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет (в том числе детям из многодетных семей);
- ежемесячная компенсационная выплата за пользование телефоном семьям, имеющим трех и более детей;
- ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни семьям, имеющим трех и более детей;
- ежемесячная компенсационная выплата на приобретение товаров детского ассортимента многодетным семьям.
Далее сравним две региональные модели социальной помощи многодетным семьям (табл. 1).
Таким образом, система поддержки многодетных семей в Москве более диверсифицирована, чем в Московской области. Это связано сТаблица 1
наличием в столице большего числа мер социальной поддержки - денежных выплат, пособий и льгот, а также большего, по сравнению с Московской областью, размера выплат и пособий для многодетных. Но, в отличие от Москвы, в систему социальной поддержки семей в Московской области входит региональный материнский капитал, размер которого покрывает недостающие льготы и выплаты. Также в Московской области поддержка многодетных семей осуществляется более длительный срок - до 23 лет (а не до 18 лет, как в Москве) старшего ребенка, при условии, что он получает очное профессиональное образование.
Оценка многодетными родителями государственной семейной политики: материалы социологического опроса
В октябре 2016 года было проведен пилотажный социологический опрос. Целью исследования являлось выявление удовлетворенности многодетных семей государственной поддержкой - получаемыми льготами, пособиями, натуральной помощью и т.п.
В исследовании использовалась выборка доступных случаев, ее объем составил 40 человек. В анкете, кроме введения и «паспортички», были сформулированы вопросы на информированность, о факте получения льгот и выплат, на оценку различных направлений государственной семейной политики (Приложение).
Далее с помощью методов дескриптивной статистики опишем выборку.
Среднее число детей в многодетных семьях, попавших в выборку, - 3, что соответствует общероссийской статистике. Анализ ответов показывает, что трое детей встречается в 31 (77,5%) случае, четверо детей - в 8 случаях (20%), а пятеро детей - только один раз (2,5%).
Среднедушевые доходы участников опроса:
- менее 15 тыс. руб. - 23 случая (57,5%);
- 16-30 тыс. руб. - 12 случаев (30%);
- более 30 тыс. руб. - 5 случаев (12,5%) (рис. 1.)
Можно сделать вывод о том, что более половины многодетных семей из имеющейся выборки являются малообеспеченными, так как среднедушевой доход на каждого члена их семьи меньше установленного на 2016 год Правительством Москвы прожиточного минимума (15 382 руб.).
Также было выявлено, что 87,5% многодетных семей обращаются в органы социальной защиты населения города Москвы, 92,5% пользуются социальными льготами и пособиями. Значит, многодетные семьи заинтересованы в получении помощи от государства. А действительно ли они в ней нуждаются и в достаточной ли мере ее получают, выяснится при последующем анализе полученных результатов и ответов на отдельные вопросы.
В следующем вопросе анкеты представлены обязательные выплаты многодетным семьям, установленные Законом «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве». Информация об их получении, в свою очередь, размещена на официальном сайте Мэра Москвы [8]. Процент получающих ту или иную выплату свидетельствует о доступности и адресности мер социальной поддержки многодетных семей в Москве (рис. 2).
Диаграмма показывает, что наибольший процент многодетных семей (84,6%) получает ежемесячные компенсационные выплаты на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и за пользование телефоном. Далее идут ежегодные компенсационные выплаты на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения (69,2%) и возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни (66,7%), ежемесячное пособие на ребенка (если среднедушевой доход на члена семьи менее прожиточного минимума) - (64,1%). Вопрос о выплатах в какой-то степени может подтвердить предположение о том, что в многодетных семьях существуют иждивенческие настроения. На это указывает следующий факт: 25 человек получают ежемесячное пособие на
Рис. 1. Среднедушевые доходы на члена семьи
Вопрос: какие из приведенных ниже выплат Вы получаете? (Возможно несколько вариантов ответа)
- Единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением одновременно трех и более детей.
- Ежемесячное пособие на ребенка (если среднедушевой доход на члена семьи менее 15 тыс. руб.).
- Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни многодетным семьям.
- Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания на детей в возрасте до трех лет.
- Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
- Ежемесячная компенсационная выплата за пользование телефоном многодетным семьям.
- Ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения.
- Другое.
Рис. 2. Выплаты многодетным семьям
ребенка (если среднедушевой доход на члена семьи менее 15 тыс. руб.), а малоимущих семей (среднедушевой доход менее 15 тыс. руб.), согласно ответам на вопрос 3 («Каков среднедушевой доход на члена вашей семьи?») - всего 22. Так, три человека получают данную выплату, фактически в ней не нуждаясь. Это может быть вызвано следующими факторами: либо респонденты неправильно оценили свои доходы, либо они, действительно, получают то, что им не положено по закону.
Седьмой вопрос анкеты, сформулированный в виде шкалы Лайкерта, направлен на изучение регулярности получения различных льгот и пособий многодетными семьями. Шкала разрабатывалась на основе предположения, что чем чаще люди пользуются теми или иными видами социальной поддержки, тем доступнее и эффективнее государственная социальная политика. Данные о доступности мер социальной поддержки и регулярности их использования респондентами отражены в таблице 2.
Таблица 2 Уровень доступности мер социальной поддержки для многодетных семей (оценка респондентами на основе регулярности использования льгот, пособий и выплат)
Уровень доступности |
Количество респондентов |
Низкий |
9 (22,5%) |
Средний |
30 (75%) |
высокий |
1 (2,5%) |
Таким образом, мы можем сделать вывод, что существует средний уровень обеспеченности многодетных семей льготами и пособиями. Это не дает оснований считать государственную семейную политику высокоэффективной и полностью соответствующей требованиям концепции государственной семейной политики, но и не говорит о том, что проводимый региональными властями политический курс неэффективен и требует кардинального реформирования.
На основании ответов на вопрос об информированности многодетных семей о предоставляемых государством льготах и выплатах было выявлено: 56,4% опрошенных знакомы со всеми льготами и выплатами (рис. 3).
Но в то же время достаточно высок процент респондентов (38,5%) недостаточно осведомленных обо всех возможных льготах и выплатах, предоставляемых государством. Зачастую именно недостаточная информированность населения лишает его законных прав на получение помощи от государства. Чтобы снизить этот процент, необходимо создавать новые каналы информирования граждан о льготах и выплатах. Это поможет сделать государственную поддержку многодетных семей более адресной, а значит, и более эффективной.