ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Решение задач
Дисциплина: Проектирование информационных систем
Добавлен: 15.11.2018
Просмотров: 451
Скачиваний: 8
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Томский государственный университет систем управления
и радиоэлектроники» (ТУСУР)
Лабораторная работа № 2
по дисциплине «Проектирование информационных систем»
2016
ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Цель разработки – облегчить процесс формирования графика мероприятий и обеспечить контроль его выполнения.
Постановка задачи представлена на рис. 1. Так как, информация, поступающая от одного пользователя, может использоваться другим пользователем, то нужно разделить действия на стороне пользователей и на стороне сервера.
Рис. 1 – Задачи решаемые ИС культурного центра
Часть задач можно автоматизировать за счет приобретения готовой разработки на базе технологической платформы «1С:Предприятие» конфигурацией «1С: Бухгалтерия».
Самостоятельной автоматизации подлежат задачи решаемые режиссером. Режиссер составляет график мероприятий с учетом поступления заявок на проведение мероприятия и собственных запланированных мероприятий. Кроме того, режиссер составляет заявки на проведения выставок. Исходные данные для решения данных задач подсистемы получают в процессе взаимодействия с сервером, который должен корректно обрабатывать запросы. Система должна вести записи, обеспечивать безопасность данных и формировать нужные отчеты и документы.
В результате выделения понятий из описания задачи можно получить потенциальные классы, перечисленные на рис. 2.
Рис. 2 – Классы объектов в модели культурного центра
Запишем определения выделенных классов.
ПланМероприятий – план будущего мероприятия. Если мероприятия заказное, то план разрабатывается по заявке клиента и его на основании формируется смета и счет заказчику. План утверждает режиссер и сценарист.
ГрафикМероприятий – график мероприятий, отражающий даты проведения мероприятий, отметку о проведении, информацию об ответственных лица хи проданных билетах. Утверждается директором и режиссером. В одну дату может проводиться несколько разных мероприятий. На основании графика формируются акты выполненных работ, отчеты, афиши и билеты.
ВыборРеквизита – список реквизитов, необходимых для проведения данного мероприятия. В одном мероприятии может использоваться несколько реквизитов. На основании данного списка формируется заявка на склад. Выбирает реквизит режиссер.
ВыборЭкспозиции – список материалов для сопровождения мероприятия, например выставки, фильмы и т.д. В одном мероприятии может использоваться несколько экспозиций от разных выставочных центров. На основании данного списка формируется заявка на экспозиции. Выбирает экспозиции режиссер и сценарист.
Должность – список должностей центра. Один сотрудник может совмещать несколько должностей.
ВыставочныйЦентр – список лиц и организаций предоставляющие экспонаты для экспозиции в культурном центре. В заявке на выставку владелец выставки может встречаться более одного раза. Изначально заполняется сотрудником бухгалтерии, корректируется сотрудником труппы.
Экспозиция – список материалов, имеющихся у выставочных центров в наличии. У одного владельца может быть несколько материалов. Заполняется сотрудником труппы.
СотрудникБухгалтерии – обращения системы к подзадаче бухгалтерского учета и работник бухгалтерии центра.
Реквизит – список реквизитов имеющихся в организации. Заполняет сотрудник бухгалтерии.
Смета – основание для формирования счета. Формирует режиссер.
Директор – руководитель культурного центра, ответственный за функционирование центра. Утверждает и подписывает всю документацию по организации.
СотрудникТруппы – работники культурного центра из отдела Труппа, ответственный за все мероприятия проводимые в центре.
Клиент – список клиентов, которые подают заявку на мероприятия. Один клиент встречается более одного раза в заявке на мероприятие. Заполняет список клиентов сотрудник бухгалтерии.
Сотрудник – список сотрудников культурного центра, на основании которого выбираются исполнители. Один сотрудник встречается более одного раза в плане мероприятия.
Сервер – компьютер, на котором хранится база данных организации.
Исполнитель – список сотрудников-актеров, которые могут быть выбраны в качестве исполнителей.
СотрудникСклада - обращения системы к подзадаче складского учета и работник склада центра
На рис. 3 приведена диаграмма классов с ассоциациями, на рис. 4 – диаграмма классов с атрибутами.
Проведем организацию классов при помощи наследования путем выявления общей структуры классов (рис. 5).
Рис. 3 - Диаграмма классов
Рис. 4 – Модель классов с атрибутами
Директор, СотрудникТруппы, Исполнитель – это сотрудники центра. Так же СотрудникБухгалтерии и СотрудникСклада являются не только обращениями к определенным подзадачам, но и сотрудниками центра. Поэтому их можно объединить с классом Сотрудник.
ВыборРеквизита, ВыборЭкспозиции и Исполнитель - это табличные части плана мероприятий, поэтому можно объединить их с классом Мероприятия, введя соответственные поля в этот класс.
Так как в данной подзадаче ПланМероприятий и ГрафикМероприятий содержат добирающуюся информацию, то можно объединить их в класс Мероприятие.
Экспозиция является табличной частью ВыставочныйЦентр.
Сервер является с одной стороны компьютером, на котором хранится вся информация, с другой программа обрабатывающие данные на стороне сервера. Так как взаимодействие между компьютерами осуществляется с помощью сервера является фактом, то данный класс можно опустить.
Рис. 5 - Преобразованная модель классов
Выявим состояние классов. В частности у класса Смета может быть два состояния: утвержден и не утвержден. У Мероприятие может быть четыре состояния: утвержден, не утвержден, выполнен и не выполнен.
Приведем модель состояний работы выставочного центра (рис. 7).
Для создания диаграммы взаимодействий определим количество пользователей системы. Сервер это не только компьютер, но и пользователь одновременно, так как он выполняет определенные действия по запросу пользователя. Аналогично, сотрудник бухгалтерии - это не только реакция на запросы со стороны данных подзадач, но и реальные пользователи системы. Для ИС культурного центра пользователями будут сотрудник труппы, сотрудник бухгалтерии, директор, сервер.
Рисунок 6 – Модель состояния предметной области
Варианты использования ИС культурного центра (рис. 7):
-
Ввод плана мероприятия. Сотрудник труппы вводит план и сохраняет его на сервере, выбирает исполнителей, реквизит и утверждает план. Сервер обрабатывает запрос и формирует списки исполнителей и реквизитов, сохраняет результат.
Рис.7 – Диаграмма вариантов использования ИС культурного центра
-
Формирование сметы. Сотрудник труппы формирует смету на основании плана и утверждает её у директора. Сервер выполняет запрос и сохраняет документ.
-
Ввод заявки от клиента. Сотрудник труппы вводит заявку от клиента и сохраняет её на сервере.
-
Формирование графика мероприятий. Сотрудник труппы вводит данные, отправляет запрос на сервер для формирования списка планов мероприятий и сохраняет график на сервере. Сервер обрабатывает запрос и формирует список. Директор изучает график и утверждает его.
-
Формирование заявки на выставки. Сотрудник труппы формирует заявку на выставку и сохраняет на сервере.
-
Формирование афиши. Сотрудник труппы отправляет запрос на формирование афиши по данным из графика мероприятий. Сервер обрабатывает запрос и формирует афишу.
-
Формирование акта выполненных работ. Сотрудник труппы формирует акт выполненных работ на основании графика мероприятий и сохраняет его на сервере. Директор просматривает акт и подписывает его.
-
Формирование отчета. Сотрудник труппы отправляет запрос на сервер для формирования списка проведенных мероприятий за отчетный период и количества проданных билетов. Сервер обрабатывает запрос и выдает список. Директор просматривает список.
-
Формирование сметы. Сотрудник труппы формирует смету на основании плана и заявки от клиента и сохраняет документ на сервере. Сервер обрабатывает запрос. Директор утверждает смету.
-
Формирование счета. Специалист создает счет на основании сметы. Директор читает и пописывает его.
-
Формирование списка клиентов. Специалист вносит данные о клиентах и сохраняет их на сервере.
-
Формирование списка сотрудников. Специалист вносит данные о сотрудниках и сохраняет на сервере.
-
Формирование списка выставочных центров. Специалист вносит первичную информацию и сохраняет на сервере. Сотрудник труппы редактирует данные и вводит данные об экспозиции и сохраняет результат на сервере.
-
Формирование билетов. Сотрудник труппы отправляет запрос на сервер для формирования билетов. Сервер обрабатывает запрос и выдает документ.
-
Формирование списка реквизитов. Специалист вносит список реквизитов имеющихся на складе и сохраняет результат на сервере.
Определим начальное и конечное событие для каждого варианта использования:
-
Ввод плана мероприятия. Начальное событие – создание документа или его редактирование, конечное – сохранение документа.
-
Формирование сметы. Начальное событие – формирование документа и его редактирование, конечное:
-
сохранение документа;
-
вывод документа.
-
Ввод заявки от клиента. Начальное событие – создание документа или редактирование его, конечное - сохранение документа.
-
Формирование графика мероприятий. Начальное событие - создание документа или редактирование его, конечное событие:
-
сохранение документа;
-
вывод документа.
-
Формирование заявки на выставки. Начальное событие – создание документа или его редактирование, конечное событий:
-
сохранение документа;
-
вывод заявки.
-
Формирование афиши. Начальное событие – отправка запроса, конечное – вывод документа.
-
Формирование акта выполненных работ. Начальное событие – создание документа или его редактирование, конечное событий:
-
сохранение документа;
-
вывод акта.
-
Формирование отчета. Начальное событие – отправка запроса, конечное – вывод документа.
-
Формирование сметы. Начальное событие – создание документа или его редактирование, конечное событий:
-
сохранение документа;
-
вывод акта.
-
Формирование счета. Начальное событие – создание документа или его редактирование, конечное событий:
-
сохранение документа;
-
вывод счета.
-
Формирование списка клиентов. Начальное событие - создание и редактирование списка, конечное - получение списка.
-
Формирование списка сотрудников. Начальное событие - создание и редактирование списка, конечное - получение списка.
-
Формирование списка выставочных центров. Начальное событие - создание и редактирование списка, конечное - получение списка.
-
Формирование билетов. Начальное событие - создание и редактирование списка, конечное - вывод документа.
-
Формирование списка реквизитов. Начальное событие - создание и редактирование списка, конечное - получение списка.