ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2020
Просмотров: 454
Скачиваний: 4
31
Наглядной демонстрацией эффекта специального обучения могут служить результаты экспериментов Т.В.Егоровой с младшими школьниками с задержкой психического развития и с умственно отсталыми того же возраста, обучающимися во вспомогательной школе. В качестве контрольной группы были обследованы учащиеся массовой школы. Детям была предложена для устного описания цветная картинка с изображением веточки вишни с несколькими плодами. Всего на изображенном объекте можно было выделить 20 признаков. Нормально развивающиеся школьники назвали в среднем 12 признаков; дети с задержкой психического развития — 6,5; умственно отсталые выделили лишь 4,5 признака. После этого на другой картинке, изображавшей ветку яблони, детям объяснили, какие признаки могут быть выделены, включая цвет, форму, количество деталей, т.е. было проведено обучение использованию определенных мыслительных операций.
Затем вновь была предложена первая картинка. Нормально развивающиеся дети назвали после этого 18 признаков. Дети с задержкой психического развития значительно улучшили свои результаты и, назвав в среднем 10,5 признака, приблизились к первона чальньш результатам нормально развивающихся детей. Умствен но отсталые дети указали лишь 5,7 признака.
Приведенный пример из многочисленных экспериментальных исследований на разных группах детей с недостатками развития важен в нескольких отношениях.
Во-первых, он свидетельствует о роли специального обучения в психическом развитии детей с разными проявлениями недостаточности. Во-вторых, он говорит о том, что у всех детей имеется «зона ближайшего развития» (Л.С.Выготский), потенциальные возможности, которые могут быть раскрыты и использованы при правильно организованном обучении. В-третьих, он подтверждает первостепенную важность формирования у детей обобщенных умственных операций, чему уделяется большое внимание в отечественной психологии. Эта проблема занимала важное место в исследованиях таких крупных отечественных психологов, как П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, А. В. Запорожец, Л.А.Венгер и др.
Психологическое изучение средств эффективной коррекции недостатков развития составляет одну из важнейших задач специальной психологии на современном этапе. Особую важность оно приобретает в связи с тем, что в стране начинает развиваться интегрированный подход к обучению детей с недостатками развития, т.е. обучение таких детей в обычных школах вместе с нормально развивающимися детьми. В этой ситуации наибольшее значение будут иметь те методические приемы, использование которых будет полезным и эффективным применительно как к детям с недостатками развития, так и к нормально развивающимся. Фор-
32
мирование обобщенных умственных операций и действий является одним из таких подходов.
В связи с развитием интеграции в образовании важное значение приобретает и психологическое изучение наиболее благоприятной для развития детей окружающей среды.
Создание «наименее ограничивающей среды» является одной из основных идей концепции интегрированного обучения. Однако предстоит еще исследовать, для всех ли детей с недостатками развития среда массовой школы является «наименее ограничивающей» и как она влияет на психическое состояние и развитие детей с различными недостатками. По предварительным данным, это влияние неоднозначно. Очевидно, оно наиболее благоприятно для детей со слабо выраженными недостатками развития и может вызвать трудности у детей с глубокими нарушениями развития.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте предмет и задачи специальной психологии.
2. Каковы важнейшие требования к исследованиям в области специальной психологии и чем они обусловлены?
3. Приведите примеры закономерностей психического развития детей с разными видами недостаточности:
а) общие для нормального и нарушенного развития;
б) свойственные только детям с нарушениями развития.
4. Дайте определение первичного и вторичного нарушений.
5. Выделите признаки проявлений недостатков развития в приведенных на с. 22 характеристиках речевых обобщений детей двух разных категорий.
6. Приведите примеры проявления снижения скорости приема и переработки информации у детей с разными типами нарушения развития.
7. Перечислите возможные причины снижения скорости приема и переработки информации у детей с разными типами нарушения развития.
8. Какие иные специфические особенности развития могут вызвать, по вашему мнению, эти причины?
9. Охарактеризуйте особенности развития детей с физической или психической недостаточностью в первые месяцы жизни.
10. Что такое сензитивные периоды и в чем различия этих периодов у нормально развивающихся и отстающих в развитии детей?
11. Дайте определения зон актуального и ближайшего развития.
12. По результатам эксперимента Т.В.Егоровой подсчитайте в процентах относительный прирост числа признаков, выделенных детьми трех исследованных категорий.
Литература
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М., 1956. ГозоваА.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. Изучение психического развития аномальных детей //Дефектология. — 1983. — №6. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. — М
1978.