Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Экономические последствия монопольной власти и пути их преодоления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Легальные монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

а) патентная система. Под патентом имеется в виду свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также называется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей.

б) ܰавторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода;

в) торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки).[7]

Искусственные монополии.Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

а) создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

г) применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

д) «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм:

-картели-объединения ряда предприятий одной отрасли, сохраняющих производственную и коммерческую самостоятельность. При этом регламентируются объем (квоты) производимого продукта, условия реализации, цены;

- синдикаты-объединения ряда предприятий одной отрасли, сохраняющих производственную деятельность, но теряющих коммерческую самостоятельность;

- тресты-объединения собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности. Тресты, объединяющие предприятия разных отраслей, называются комбинатами;

-концерны-объединения ряда предприятий различных отраслей, над которыми установлен единый финансовый контроль путем скупки их акций.

Перечисленные условия ведут к становлению и развитию рыночных структур несовершенной конкуренции. И одной из них, прямо противоположной типу рынка чистой конкуренции, является модель рынка чистой монополии.


1.3 Ценообразование в условиях монополии

Как уже отмечалось, монополия – рыночная структура, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей, для других продавцов вход на данный рынок закрыт.

В отличие от совершенного конкурента монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и ее цену, выбирая точку на кривой отраслевого спроса.

Поскольку монопольное предприятие сосредоточило в своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает с кривой спроса отрасли и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации (рис. 1).

Рисунок 1 – Кривая рыночного спроса монополиста

Чтобы не допустить превышения потерь от снижения цены над приростом дохода от реализации дополнительной продукции, монополист каждый раз должен сравнивать при расширении производства общий доход от реализации п единиц продукции с общим доходом от реализации п + 1 единиц продукции, т.е. он следует за величиной MR.[8]

Линия предельной выручки для монополиста вдвое круче линии спроса (при условии, что кривая спроса есть линейная функция).

Монополист максимизирует прибыль при МС = MR, при MR < Р.

В отличие от ситуации конкурентной фирмы, где вход на рынок свободен, барьеры входа в условиях монополии столь значительны, что не допускают появления новых производителей. Барьеры на входе – препятствия к появлению на рынке новых участников – имеют различную природу:

- большие капитальные затраты для начала производства, которые должны осуществить новые участники рынка;

- преимущество более низких затрат у фирм, уже укоренившихся на рынке;

- приверженность потребителей к определенному товару (торговой марке);

- контроль над источниками сырья, технологией и рынками со стороны укоренившихся фирм, осуществляемый через патенты, лицензии, франшизу и т.д.

Таким образом, проникновение в отрасль дополнительных производственных ресурсов невозможно, вследствие чего ܰмонополист будет получать прибыль и в длительном периоде.


Рисунок 2 – Ущерб, наносимый монополистом обществу

Долгосрочное равновесие в условиях монополии не обязательно должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных средних издержек.

Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с тем, что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных интервалах, чем на краткосрочных.

У монополии, максимизирующей прибыль, отсутствует функция предложения.

Взаимосвязь между предельным доходом монополиста, ценой на его продукцию и эластичностью спроса по цене можно выразить формулой, называемой правилом «большого пальца» для ценообразования:

(1)

Если в условиях совершенной конкуренции Р = МС, то монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса.

Когда монополии производят товар, который покупатели не могут перепродать, они часто находят возможным и выгодным назначать разные цены для разных покупателей, осуществляя тем самым ценовую дискриминацию. Для того чтобы практика ценовой дискриминации была успешной, необходимо наличие трех условий.

1. Фирма должна иметь возможность устанавливать цены на свою продукцию, т.е. в условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна.

2. Рынки, на которых действует фирма, должны быть сегментированы так, чтобы потребители «дешевого» рынка не могли продавать приобретенный товар на «дорогом» рынке.

3. Эластичность спроса по цене должна быть различной для разных рынков.

Таким образом, устанавливая монопольные цены, компании получают больше прибыли, а потребители теряют доходы. Это неизбежно приво­дит к застою в экономике, к безработице, к политической неста­бильности.

2. Процесс монополизации рынка

2.1 Оценка степени монополизации рынка

Монополизации - это ситуация на рынке, когда один крупный производитель продукции, или несколько, имеют большее преимущество относительно других, что может привести к некому диктату и монополизации цен на рынке. На сегодняшний день, существуют такие причины монополизации рынка:


1. Первая причина, это так называемая естественная монополизация. Если производство какого-либо объема продукции определённой компании обходится несколько дешевле, нежели его производство несколькими (двумя или более) компаниями, то это называют естественной монополией. Суть этой причины монополизации рынка заключается в экономии от масштаба. То есть, чем большее количество продукции произведено, тем будет меньше её стоимость.

2. Может быть так, что существует некая компания, которая держит под контролем какие-то уникальные ресурсы в виде сырья или знаний, технологий. Как пример, можно привести алмазную монополию «Де Бирс», которая контролирует ресурсы. Или компания «Ксерокс» с уникальной технологией, в ряде случаев защищённой патентами.

3. Есть ещё одна причина – государственное ограничение. Суть такой причины монополизации рынка, заключается в том, что государство в определённых случаях оставляет за собой право на монополизацию. К примеру, в некоторых странах, лишь государственные монополии имеют право распространять табак.

Монополии существуют абсолютно по всему миру, поэтому Россия здесь не исключение. И монополизация рынка в России такой же обычный процесс для нашего времени, как и везде. Если ранее допускалось абсолютное монополизирование одной компании на рынке России, когда она получала 65% рынка в своё распоряжение, то сейчас этот порог составляет 50%. Но, в отдельных случаях, процент может быть и завышен. Если доминирование на рынке какой-либо компании превышает 35%, то она сразу же попадает под контроль федеральной антимонопольной службы (ФАС). Этот орган исполнительной власти как раз и призван контролировать соблюдение законодательства о конкуренции на рынке. Монополизация рынка в России была несколько приостановлена благодаря экономическим реформам.

Обычно степень монополизации рынка оценивается исходя из таких показателей:

1. Количество компаний реализующих на рынке определённый товар и их деление на группы по специализации, размерам, а также другим признакам.

2. Степень монополизации рынка зависит от объёма продаж товара на рынке в общем, а также доли производителей.

3. Степень монополизации рынка оценивается исходя из доли в общем объёме рынка крупных, средних и малых компаний.

4. Оценивая степень монополизации рынка, учитываются специальные коэффициенты монополизации. Например, индекс Хиршмана-Херфинделя

Существуют аргументы, как за монополию, так и против неё. Положительные стороны монополии заключаются в том, что обычно монополистом является крупная компания, а значит, она имеет возможность:выделять финансы на разработку и исследование новых продуктов, что в свою очередь ускоряет научно-технический прогресс; снижать цены вследствие применения новых технологий и используя различные преимущества массового производства; в период кризисов крупные компании более устойчивы, тем самым меньше подвержены риску разорения и, как следствие, увеличения безработицы.


Тем не менее, существуют и минусы: возможна ситуация, когда компания пожелает увеличить прибыль за счет повышения цен на продукцию без снижения издержек производства; «эксплуатация» потребителей во время завышения цен не обращая внимания на их равновесный уровень; устранение конкурирующих компаний.

2.2 Экономические последствия монопольной власти и пути их преодоления

Монополистические тенденции в народном хозяйстве на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится, прежде всего, научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Все это начало приводить к централизации, то есть процессу поглощения крупными игроками на рынке более мелких фирм, которые до этого были их конкурентами.

С другой стороны НТР усиливает конкуренцию, когда на рынке появляется совершенно новый продукт, изобретенный не монополистом, что разрушает гегемонию монополиста. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений.

Современная монополия имеет ряд особенностей. Глобализация и вытекающиё из неё процесс транснационализации обусловил сегодняшние тенденции монополизма. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный «управленческий холдинг», который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность.

Одна из интереснейших особенностей сегодняшних монополий - это скрытность. С одной стороны они действуют в рамках жесткой конкуренции с малыми предприятиями, с другой - эти малые предприятия являются для крупных компаний всего лишь подрядчиками и т.д. Тем самым эти малые предприятия и зависимые, и независимые. В начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в области промышленности, но и вне ее пределах - в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.