Файл: Нотариат в Российской Федерации (Понятие и сущность нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- осуждения его за совершение умышленного преступления - после вступления приговора в законную силу;

- ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

- по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами РФ (например, в случае признания лица, являющегося нотариусом, безвестно отсутствующим).

Сложение полномочий нотариуса по достижении им 75-летнего возраста осуществляется без решения суда [2].

2.2 Нотариальные палаты: организация и полномочия

В современной России роль самоорганизующихся нотариальных корпораций выполняют нотариальные палаты. Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте Российской Федерации.

Помимо нотариусов членами нотариальной палаты могут быть также лица, сдавшие квалификационный экзамен, но не являющиеся нотариусами. Однако только нотариусы могут быть избранными в органы нотариальной палаты [13].

Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий. Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации устава общественных объединений. Нотариальная палата организует свою работу на принципах самоуправления: все руководящие органы подотчетны и подконтрольны собранию [14].

В соответствии со ст. 25 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная палата субъекта РФ обладает следующими полномочиями:

- представляет и изучает интересы нотариусов;

- оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности;


- организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса;

- организует повышение профессиональной квалификации;

- возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов;

- организует страхование нотариальной деятельности.

Значительно шире полномочия Федеральной нотариальной палаты, так как ее деятельность распространяется на нотариат в Российской Федерации в целом. Согласно ст. 30 Основ законодательства РФ о нотариате Федеральная нотариальная палата:

- осуществляет координацию деятельности нотариальных палат;

- представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях;

- обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;

- участвует в проведении экспертиз проектов законов РФ по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;

- обеспечивает превышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов;

- организует страхование нотариальной деятельности;

- представляет интересы нотариальных палат в международных организациях;

- обеспечивает создание и функционирование единой информационной системы нотариата;

- размещает в информационно-телекоммуникационных сетях для свободного доступа неограниченного круга лиц сведения, содержащиеся в единой информационной системе нотариата;

- обеспечивает электронное взаимодействие нотариусов и государственных и муниципальных информационных систем с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие таких информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

- обеспечивает возможность проверки нотариусами квалифицированных электронных подписей лиц, с которыми нотариусы осуществляют электронное взаимодействие;

- осуществляет формирование компенсационного фонда и управление им;

- осуществляет компенсационные выплаты из компенсационного фонда.

В соответствии со ст. 26 Основ законодательства РФ о нотариате в рамках нотариальной палаты (как Федеральной нотариальной палаты, так и нотариальных палат субъектов Российской Федерации) формируются следующие органы:

а) общее собрание членов нотариальной палаты;


б) президент нотариальной палаты;

в) правление нотариальной палаты;

г) ревизионная комиссия нотариальной палаты;

д) иные органы, создание которых предусмотрено уставом нотариальной палаты.

Президент, правление и ревизионная комиссия нотариальной палаты избираются общим собранием членов нотариальной палаты. Выборы президента и правления осуществляются тайным голосованием [2].

2.3 Нотариальное делопроизводство

Делопроизводство в любой сфере представляет собой отрасль деятельности, которая обеспечивает создание официальных документов и организацию работы с ними. Поскольку деятельность нотариата в отношении документов является строго формализованной, необходимы четкие правила оформления нотариальных документов для единообразия нотариальной практики. Делопроизводство ведется нотариусами на русском языке, являющемся в соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории.

В.С. Репин отмечал: «Все нотариальное производство можно разделить на три взаимосвязанные части: делопроизводство в нотариальных конторах; порядок ведения реестра регистрации нотариальных действий; заполнение нотариальных свидетельств и утвердительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах» [15].

Т.М. Шамба указывает на необходимость разделять понятия нотариального производства и нотариального делопроизводства. В частности, он утверждает, что нотариальное производство - это процедура, процесс совершения нотариальных действий, совокупность юридически значимых действий, в том числе и при вынесении постановления об отказе в совершении нотариального действия. При этом процедура совершения того или иного нотариального действия имеет определенные различия. Например, удостоверение любого договора, протест векселя, обеспечение доказательств, свидетельствование верности копии подлиннику документа или подлинности подписи различны по процедуре. Таким образом, нотариальное производство - это процесс совершения нотариального действия, последовательность действий, совершаемых нотариусом для его удостоверения. При этом нотариальное делопроизводство - это трудоемкая работа по систематизации, учету, хранению огромной документальной базы, скапливающейся в нотариальной конторе [16].


Нотариальное делопроизводство включает в себя следующие функции:

а) ведение документации по совершению различных нотариальных действий;

б) ведение организационно-распорядительной документации;

г) разбор жалоб, заявлений и писем от физических и юридических лиц, контроль за их рассмотрением;

д) составление номенклатур;

е) ведение канцелярии и архива нотариальной конторы [17].

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с Правилами, утверждаемыми федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. На данный момент действует Приказ Минюста России от 16 апреля 2014 г. № 78 "Об утверждении Правил нотариального делопроизводства" [18].

Правила нотариального делопроизводства регулируют следующие вопросы:

а) оформление (документирование нотариальной деятельности):

- организационно-распорядительных документов;

- реквизитов документов;

б) обработка входящих и исходящих документов;

в) использования печатей с воспроизведением Государственного герба РФ, штампов и бланков;

г) составление номенклатуры дел;

д) формирование дел;

е) оформление дел, проведение экспертизы ценности документа и составление описей дел;

ж) временное хранение и передача дел;

з) уничтожение дел;

и) особенности формирования и оформления отдельных видов дел:

- наследственных дел;

- принятие закрытого завещания;

- вскрытие и оглашение закрытого завещания;

- депозит нотариуса;

- вексельные протесты;

- порядок ведения и заполнения реестров для регистрации нотариальных действий;

к) порядок контроля за исполнением Правил нотариусами, занимающимися частной практикой;

л) особенности работы с электронными документами [18].

Нотариат развивается опережающими темпами и предлагает обществу новые решения для перехода в электронный, безбумажный документооборот. Так, граждане и юридические лица могут оформить у нотариуса не только бумажные, но и равнозначные им по юридической силе электронные документы. К примеру, можно составить нотариально заверенную электронную доверенность или заверить договор, заключенный в электронном виде. Создание удостоверенных нотариусом электронных документов более важно для лицензий, страховых документов, доверенностей, иными словами - документов, которые бывает необходимо оперативно использовать в сделках или при регистрационных действиях. Но в ряде случаев воспользоваться этой возможностью смогут лишь обладатели усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - ЭП), полученной в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - 63-ФЗ). В частности, без личной ЭП не обойтись, если условием совершения нотариального действия является проставление подписи заявителя - например, при нотариальном удостоверении сделки (ч. 2 ст. 44.2 Основ законодательства о нотариате). Однако, как справедливо отмечают специалисты, обладание электронной подписью - дело ответственное, чтобы получить квалифицированную электронную подпись, нужно совершить ряд определенных действий, более того, нужно следить за ее сохранностью, а также за тем, чтобы не истек срок действия сертификата, помнить пароль, что также немаловажно.


Все это создает некоторые трудности для тех граждан, у которых отсутствует потребность в регулярном использовании электронной подписи. Именно поэтому большинство граждан в России не имеют своей электронной подписи.

Юридическая значимость электронных документов, создаваемых нотариусом в электронной форме, подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса. В соответствии со ст. 11 Основ для совершения нотариальных действий с электронными документами и передачи сведений в Единую информационную систему нотариата нотариус использует усиленную квалифицированную электронную подпись, созданную в соответствии с 63-ФЗ. Это означает, что сертификат ключа проверки такой подписи должен быть выдан аккредитованным удостоверяющим центром или доверенным лицом аккредитованного удостоверяющего центра либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи.

Используемая нотариусом электронная подпись обеспечивает создание электронного документа, который в соответствии со ст. 6 63-ФЗ признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, когда федеральными законами или принимаемыми на их основе нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе [19].

В соответствии с пунктом 197 Правил нотариального делопроизводства, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 78 нотариусом принимаются, создаются и используются электронные документы:

- исходно создаваемые в электронной форме без предварительного документирования их на бумажном носителе;

- полученные в результате сканирования документов на бумажных носителях[18] .

В соответствии со ст. 103.8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате требования к формату электронного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Следует отметить, что термин «электронный документооборот» стал входить в российский лексикон в начале нынешнего века, до этого обычно говорилось просто об автоматизации документооборота, более того, понятия "электронный документ" в нашем делопроизводстве не существовало, специалисты понимали, что речь идет об управлении бумажными документами. Появление же термина "электронный документооборот" должно было отразить качественные перемены в документоведении, а именно замену бумаги на электронный формат. Однако оказалось, что электронный документооборот - это, как правило, управление все теми же бумажными документами, но только "электронными" средствами, а совсем не оборот «электронных документов».