Файл: Понятие, сущность, признаки оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Оперативно-розыскная деятельность является одним из важнейших направлений правоохранительной деятельности. Она призвана, прежде всего, выявлять и пресекать преступные посягательства в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод, собственности, обеспечения общественной и государственной безопасности.

В Российской Федерации в последние годы глубокие социально-экономические преобразования вызвали рост преступности, которая становится все более организованной и профессиональной. Современная криминальная ситуация в России такова, что уровень преступности в стране сегодня приближается к самым высоким мировым показателям (доминируют тяжкие и особо тяжкие преступления, насильственные преступления и так далее). Повышаются жестокость и агрессивность действий преступников, которые все чаще идут на активное сопротивление правоохранительным органам. В этих условиях особую значимость приобретает оперативно-розыскная деятельность.

В таких условия роста преступности, которая отличается высокой степенью организованности, профессионализма и вооруженности, эффективность работы правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений во многом зависит от должной организации оперативно-розыскной деятельности.

Принятие в 1992 году Закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» являлось несомненным достижением в правоохранительной сфере, поскольку впервые в России это острое оружие правоохранительных органов приобрело законодательное закрепление.

Актуальность данной курсовой темы заключается в том, что оперативно-розыскная деятельность в силу ее специфики, средств, методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики и пристального интереса юристов, политиков, правозащитников и граждан. Это объясняется тем, что оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Целью курсовой работы является исследование оперативно-розыскной деятельности как вида деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов.


Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Уяснить понятие, сущность, и правовую основу оперативно-розыскной деятельности;
  2. Изучить цели, задачи, принципы, оперативно-розыскной деятельности;
  3. Рассмотреть признаки оперативно-розыскной деятельности;

Объектом курсовой работы является исследуемые правоотношения, возникающие в сфере деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных законодательством.

Предметом данной работы является исследуемая совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.

При работе над курсовой работой были использованы различные нормативно правовые акты, затрагивающие вопросы оперативно-розыскной деятельности.

1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России

1.1. Понятие, сущность, признаки и правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Деятельность как таковая – это занятия, труд, а оперативно-розыскная – разновидность социально-полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридически значимой, то есть часть опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.

Оперативно-розыскная деятельность – это разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль над реализацией законодательных норм в оперативно-розыскной деятельности[1].

По мнению доцента, кандидата юридических наук Лапина Е.С.[2], термин «оперативно-розыскная деятельность» в юридической литературе рассматривают в «узком» смысле слова, под которой понимают деятельность по выявлению, пресечению, расследованию и предупреждению преступлений, а также розыск лиц, совершивших преступление и без вести пропавших, и в «широком» смысле слова, под которой понимают деятельность, осуществляемую с целью обеспечения безопасности человека, общества и государства.


В 1992 году был принят Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», а затем, в 1995 году Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». С принятием Федерального закона данный вид деятельности правоохранительных органов получил официальный статус государственно-правовой формы борьбы с преступностью. Названный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемый на территории Российской Федерации, закрепляет систему гарантии законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, раскрывает перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности, защиту сведений о них[3].

Согласно Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[4].

Из содержания Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а также вышеприведенного определения можно выделить следующие признаки оперативно-розыскной деятельности[5]:

­ государственный характер, в соответствии с которым оперативно-розыскная деятельность – это деятельность государства, которую имеют право осуществлять только определенные законом государственные органы в рамках предоставленной им компетенции;

­ направленность на защиту от противоправных посягательств жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечение безопасности общества и государства;

­ соответствие провозглашенным в законе и указанным в ведомственных нормативных правовых актах принципам оперативно-розыскной деятельности;

­ решение поставленных задач в результате осуществления определенных законом оперативно-розыскных мероприятий;

­ сочетание гласных и негласных форм работы;

­ применение разрешенных законом сил и средств ОРД;

­ подконтрольность и поднадзорность.

Как отмечает доктор юридических наук, профессор Чечетин А.Е.[6], одной из наиболее характерных черт оперативно-розыскной деятельности является сочетание гласных и негласных способов ее осуществления. Под гласной следует понимать деятельность, в ходе которой должностные лица оперативного подразделения открыто (гласно) представляют интересы соответствующего оперативного органа, не скрывая своих целей. К негласной деятельности относятся действия субъектов оперативно-розыскной деятельности, при которых они скрывают свою принадлежность к правоохранительным органам либо осуществляют их втайне от окружающих граждан и, прежде всего, от лиц, причастных к преступлениям.


Как отмечает кандидат юридических наук, профессор Гришин А.И.[7], сущность оперативно-розыскной деятельности определяется в статье 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с названной правовой нормой под оперативно-розыскной деятельностью понимается регламентированная законом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц оперативных аппаратов, осуществляемая посредством проведения преимущественно негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В истории России принято выделять три базовых периода правового регулирования оперативно-розыскной деятельности:

1. правовая регламентация сыскной работы в Российской империи (18в. – начало 20в.);

2. правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в советский период (середина 1918г. – август 1991г.);

3. правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в современный период (с марта 1992г. по настоящее время)[8].

Оперативно-розыскная деятельность является разновидностью правоохранительной деятельности, которая имеет исключительно государственный характер. Это определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована государством, ограничена кругом ее специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и в пределах, определенных и ограниченных им, подконтрольна государственным органам, направлена на обеспечение права и его защиту специфическими средствами и методами.

Следует отметить, что отличительной особенностью оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковый характер. Это обусловлено, прежде всего, тайным, замаскированным характером действий преступников, их деятельностью в условиях неочевидности, тщательной предварительной подготовкой своих действий, дерзостью, жестокостью преступного поведения, уничтожением следов совершаемых общественно опасных деяний, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, поиска неизвестных юридически значимых фактов, выяснения обстоятельств совершенных преступлений.

Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности[9].


Согласно статье 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти[10].

В частности в статьях 76, 90, 104, 105, 115 Конституции Российской Федерации[11] закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

После Конституции Российской Федерации, главная роль в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности принадлежит Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»

Необходимо отметить, что правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют довольно значительное число других законодательных актов, которые можно разделить на три основные группы[12]:

К первой группе относятся законы, содержащие нормы различных отраслей права (государственного, уголовного, уголовно-процессуального и другие). Сюда необходимо отнести законы прямо не относящиеся к оперативно-розыскной деятельности и оперативной разработке, но имеющие методологическое значение для этой деятельности.

Ко второй группе необходимо относить Федеральные законы, постановления представительных органов власти, решения правительства, касающиеся вопросов борьбы с преступностью и тем самым определяющие место и роль оперативно-розыскной деятельности и оперативной разработки как одной из ее форм в решении задач, сформулированных в этих нормативно правовых актах.

В третью группу следует включить нормативно-правовые акты МВД (приказы, инструкции, наставления), регламентирующие вопросы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в целом, и нормативные акты, регламентирующие организацию и проведение оперативной разработки непосредственно.

В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты, полученные в процессе проведения оперативно - розыскных мероприятий, могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно- процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и иных случаях, установленных уголовно процессуальным кодексом Российской Федерации[13].