Файл: "Банкротство кредитных организаций".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задачей временной администрации является сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов и вкладчиков, а также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

При назначении временной администрации в кредитную организацию после отзыва лицензии на осуществление банковских операций полномочия исполнительных органов управления кредитной организации (единоличного и коллегиального) считаются приостановленными.

В случае установления оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», руководитель временной администрации обязан направить в Банк России ходатайство об отзыве указанной лицензии. Такими основаниями являются:

-установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

-задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией более чем на один год;

-установление фактов недостоверности отчётных данных, задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчётности;

- осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией ЦБ РФ;

-неисполнение требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов ЦБ РФ;

-неспособность кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения (если требования кредитной организации составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда);

-неоднократного в течение года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов клиентов кредитной организации при наличии средств на счете указанных лиц.

Отзыв лицензии по другим основаниям не допускается.

Руководитель временной администрации формирует состав временной администрации и несет ответственность за ее деятельность. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем временной администрации своих обязанностей он несет ответственность в соответствии с федеральными законами.

В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:


- проводит обследование кредитной организации;

- устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

- разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;

- контролирует распоряжение имуществом кредитной организации.

- выполняет иные функции в соответствии с Федеральными законами.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:

- реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;

- проводит обследование кредитной организации;

- устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

- разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;

- контролирует распоряжение имуществом кредитной организации.

- принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;

- устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам;

- принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией;

- обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации;

- выполняет иные функции в соответствии с Федеральными законами.

Все расходы временной администрации, связанные с ее деятельностью, осуществляются за счет кредитной организации. Смета расходов временной администрации утверждаются Банком России. Расходы временной администрации в пределах утвержденной Банком России сметы подлежат удовлетворению во внеочередном порядке.

Не позднее чем за 15 дней до истечения установленного срока действия временной администрации, а также при наличии оснований для досрочного прекращения ее деятельности руководитель временной администрации обязан представить в Банк России отчет о деятельности временной администрации.

Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации:

- в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;

- после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или вступления в силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора.


В случае признания кредитной организации банкротом или принятия решения о принудительной ликвидации временная администрация не позднее чем через три дня после дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства или дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора, обязана передать ему печати и штампы кредитной организации, а в срок, не превышающий 10 дней бухгалтерскую и иную документацию, включая реестр требований кредиторов кредитной организации, материальные и иные ценности кредитной организации, принятые от исполнительных органов кредитной организации.

Полномочия руководителей кредитной организации, отстраненных на период деятельности временной администрации от исполнения своих обязанностей, восстанавливается после прекращения деятельности временной администрации, если руководители кредитной организации не освобождены от них в соответствии с законодательством РФ о труде.

Сообщение о прекращении деятельности временной администрации должно быть опубликовано Банком России в «Вестнике Банка России».

Следующей мерой по предупреждению банкротства кредитных организаций является реорганизация кредитной организации, осуществляемая в форме слияния или присоединения в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Банк России имеет право требовать реорганизации кредитной организации, если она:

-не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не перечисляет обязательные платежи в сроки, превышающие 7 дней с момента наступления даты их удовлетворения, в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корреспондентских счетах;

-допускает снижение капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ РФ;

-нарушает норматив текущей ликвидности, установленный ЦБ РФ, в течение последнего месяца более чем на 20%.

В случае получения требования Банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в органы управления кредитной организации с ходатайством о необходимости реорганизации кредитной организации. Органы управления кредитной организации обязаны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации известить Банк России о принятом решении.


Процесс реорганизации банков в форме слияния или присоединения включает семь основных стадий:

  1. подготовка договора о слиянии или присоединении;
  2. уведомление территориального учреждения Банка России по месту нахождения реорганизующихся банков о предстоящем слиянии или присоединении;
  3. проведение рабочего совещания представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизующихся банков;
  4. проведение общих собраний участников реорганизующихся банков;
  5. уведомление кредиторов реорганизуемых банков о принятом общим собранием участников решении о реорганизации;
  6. проведение совместного общего собрания участников реорганизующихся банков;
  7. представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с реорганизацией банков.

3. Разбирательство дела о банкротстве кредитной организации в арбитражном суде

Переход к судебным мероприятиям в отношении кредитной организации допускается, только если ее положение безнадежно, т.е. специальные внесудебные процедуры не привели к положительному результату – восстановлению платежеспособности кредитной организации.

На основании ст.5 Закона о банкротстве кредитных организаций при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется только конкурсное производство.

Арбитражный суд может возбудить производство по делу о признании кредитной организации банкротом, если в соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций имеются в совокупности следующие признаки банкротства кредитной организации:

-неисполнения требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей;

-требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1000 МРОТ;

-если перечисленные выше требования не исполнены в четырнадцати дневной срок со дня наступления даты их исполнения либо если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и уплаты обязательных платежей;

- при наличии факта отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.


На основании Закона о банкротстве кредитных организаций лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

- кредитная организация – должник;

- конкурсный управляющий;

- конкурсные кредиторы;

- уполномоченные органы, которые определены в соответствие с Законом о банкротстве;

- Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора.

На основании Закона о банкротстве кредитных организаций в арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:

- представитель работников кредитной организации;

- представитель учредителей кредитной организации;

- представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов кредитной организации;

-иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают (см. прил. 6):

-кредитная организация-должник;

-кредитор кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;

-Банк России;

-налоговый или иной уполномоченный в соответствии с федеральным законом орган – по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

В соответствие с Законом о банкротстве кредитных организаций дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. В решении о признании кредитной организации банкротом должно содержаться указание на:

- открытие конкурсного производства;

- признание требования заявителя обоснованным и включение его в реестр требований кредиторов;

- утверждение конкурсного управляющего;

- размер помесячного вознаграждения, которое выплачивается конкурсному управляющему в период со дня открытия конкурсного производства до дня определения размера вознаграждения конкурсного управляющего собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

Арбитражный суд, принявший решение о признании кредитной организации банкротом, направляет данное решение в Банк России, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.