Файл: "Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законодательное закрепление рассматриваемого права органов, осуществляющих ОРД, подчеркивает, что установление отношений конфиденциального сотрудничества является прерогативой этих органов, а не лиц, изъявивших желание сотрудничать или оказывать содействие органам - субъектам ОРД.

Отношения сотрудничества могут устанавливаться как на безвозмездной, так и на возмездной основе, т.е. предполагают получение вознаграждения в соответствии с контрактом о сотрудничестве либо единовременные выплаты по результатам содействия в решении задач ОРД.

Конфиденциальное сотрудничество используется исключительно в целях решения задач ОРД и исполнения обязанностей, возложенных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению органы, осуществляющие ОРД, могут использовать служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц. Это право связано с решением вопросов конспирации ОРД, зашифровки проведения ОРМ, сохранения в тайне конфиденциального содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, и др.

Служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц согласно Закону могут использоваться на основании заключенного договора или устного соглашения. Это зависит от вида объекта, длительности его использования, согласия собственника или владельца. Данное положение соответствует и нормам гражданского законодательства, в соответствии с которым форма соглашения может быть как устной, так и письменной. Договор может быть как возмездный, так и безвозмездный, т.е. граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иным нормативно-правовым актом. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано нормативными правовыми актами (ст.421 ГК РФ).

Смысл оперативно-розыскной деятельности в целом и конкретные цели отдельных оперативно-розыскных мероприятий, основанных на разведывательных методах, требуют сокрытия принадлежности их участников к субъектам ОРД. Отчасти это и достигается путем использования в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств, принадлежащих оперативным подразделениям, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.


Под зашифровкой понимается комплекс мероприятий (организационных, тактических, психологических, поведенческих и др.), которые обеспечивают сохранение в тайне проводимых оперативно-розыскных мероприятий, принадлежность к органам, осуществляющим ОРД, их участников, а также предприятий, учреждений, организаций и их функционального назначения. Зашифровка таких объектов обеспечивается совокупностью специальных средств и методов. Наличие документов прикрытия является составной частью зашифровки, обеспечивающей дополнительные гарантии безопасности участников ОРМ, и условием эффективности проводимых оперативно-розыскных мероприятий.

Зашифровка сил и средств ОРД обеспечивается путем реализации выбранной легенды прикрытия, соответствующего ей поведения, внешними атрибутами участника мероприятия, необходимыми документами, путем проведения обеспечивающих мероприятий по закреплению легенды, приданию ей убедительности, правдоподобности. Документы, зашифровывающие личность должностного лица и граждан, сотрудничающих с органами на конфиденциальной основе, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств по смыслу комментируемого Закона могут быть использованы лишь непосредственно в оперативно-розыскной деятельности для реализации ее целей и задач. Использование документов в иных целях не образует рассматриваемого права органов - субъектов ОРД.

Оперативно-розыскная деятельность предполагает в отдельных случаях полную зашифровку должностных лиц и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, проведение оперативными подразделениями ОРМ, их местонахождение, характер деятельности и др. Это означает, что могут скрываться не только ведомственная принадлежность к органам, осуществляющим ОРД, субъектов ОРМ или факт их сотрудничества, но и их установочные данные (место рождения и жительства, место работы, профессия, должностное положение и т.п.). Помимо использования документов прикрытия это достигается с помощью легендированных объектов, под оперативным прикрытием которых действуют участники ОРД.

Данная норма является бланкетной при создании и функционировании отдельных легендированных объектов применяются на общих основаниях нормы гражданского законодательства. Созданию легендированного, как и любого, предприятия должна предшествовать разработка пакета учредительных документов, регистрация в Едином государственном регистре юридических лиц, постановка на учет в налоговом органе, открытие расчетного счета в банке, регистрация в юридическом отделе районной (городской) администрации и др. Для обеспечения функционирования предприятия в соответствии с законодательством должны осуществляться подбор персонала, хозяйственная деятельность, финансовые расчеты и т.д. независимо от цели и реального назначения этого объекта.


Функционирование легендированных юридических лиц предполагает осуществление ими какой-либо хозяйственной (коммерческой) или иной деятельности, сотрудничество с организациями, гражданами, финансовыми органами и др., что влечет необходимость выполнения принятых на себя обязательств, а в отдельных случаях и гражданско-правовой ответственности по ним.

Из анализа задач ОРД в их преломлении к деятельности оперативных подразделений органов - субъектов ОРД следует, что такие легендированные объекты должны создаваться прежде всего в интересах предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Однако цели создания объектов в качестве легендированных довольно разнообразны и не ограничиваются только решением задач, прямо предусмотренных Законом, а могут использоваться для решения вспомогательных задач ОРД.

Должностные лица оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, входят в их штаты, а значит обладают всеми правами сотрудников этих органов. Они обладают властными полномочиями, которыми согласно законодательству наделены должностные лица этих ведомств. Их законные требования обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Требования, выходящие за пределы компетенции, установленной законом, не могут рассматриваться в качестве обязательных для исполнения. Соответственно, неисполнение только законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Заключение

Субъектами, контролирующими ОРД и надзирающими за ней, являются государственные органы и их должностные лица, наделенные законодателем функцией контроля за организацией, обеспечением и (или) осуществлением ОРД, а равно Генеральной прокуратурой РФ и уполномоченные им прокуроры, наделенные законодателем функцией надзора за исполнением ОРО законов Российской Федерации.

Под содержанием ОРД понимается единство всех ее составных элементов, а именно целей, средств, результатов и самого процесса. Содержание ОРД раскрывается законодателем через определение понятия этой деятельности с обозначением ее цели, посредством постановки задач, определения принципов, правовой основы, исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий, оснований и условий их проведения, регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности, использования результатов ОРД и др. Содержание оперативно-розыскной деятельности рассматривается во взаимосвязи субъекта и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам ОРД. Оперативно-розыскная деятельность в известной мере носит характер "конфликта", несоответствия целей и интересов субъектов и объектов этой деятельности. Цель первых - решение ее задач, прежде всего выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших, цель вторых - избежать ответственности, уйти от правосудия. Поскольку изначально неясен процессуальный статус объектов ОРМ, не определена их виновность, содержательная сторона ОРД включает ряд положений, которые непосредственно направлены на обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении этой деятельности.


Законодатель четко определил субъектов этой деятельности путем их перечисления, а также предусмотрел их действия (деятельность), направленные на подготовку и проведение оперативно-розыскных мероприятий. Действия (деятельность) субъектов регламентирована как самим комментируемым Законом, так и другими законодательными, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, определяющими компетенцию субъектов, порядок их взаимодействия, детализирующими оперативно-розыскную деятельность, в том числе ее организацию и тактику.

Совокупность перечисленных и других положений определяет гарантии законности деятельности субъектов и гарантии прав объектов оперативно-розыскных мероприятий. Эти гарантии в равной мере важны. Первым предписывает действовать в строго установленном законом и ведомственными нормативными актами порядке, что обеспечивает им неприкосновенность перед законом за мнимые нарушения, а вторым либо обеспечивает в установленных пределах их неприкосновенность, соблюдение прав, либо их ограничивает, но в строго установленных рамках, т.е. не допускает произвола со стороны субъектов ОРД.

Библиография

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // http://www.consultant.ru/05.09.2012.
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Правительстве Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/05.09.2012.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // http://www.consultant.ru/05.09.2012.
  4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/05.09.2012.
  5. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности» // http://www.consultant.ru/05.09.2012.
  6. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/05.09.2012.
  7. Федеральный закон от 27.12.2005 № 196-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/05.09.2012.
  8. Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 21.09.2011) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // http://www.consultant.ru/05.09.2012.
  9. Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 07.09.2010) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // http://www.consultant.ru/05.09.2012.
  10. Указ Президента РФ от 25.03.2004 № 400 (ред. от 30.06.2012) «Об Администрации Президента Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/05.09.2012.
  11. Приказ Генпрокуратуры РФ от 15.02.2011 № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности». Вместе с «Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», «Инструкцией об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность») // Законность. 2011. № 5.
  12. Приказ МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17.04.2007 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» // Российская газета. 16.05.2007.
  13. Ахмедов А.Г. Соблюдение прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий // Журнал правовых и экономических исследований. 2015. № 1. С. 5-9.
  14. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2016. № 2-3. С. 39-42.
  15. Гришин А.И. Правовые и организационные основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие [для вузов] / под общ. ред. П.П. Сергуна; Рос. правов. акад. Минюста России, Поволж. юрид. ин-т. М.; Саратов: РПА Минюста России, 2015. 157 с.
  16. Луговик В.Ф. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: вопросы и ответы // Полицейское право. 2005. № 1. С. 78-80.
  17. Моисеева Т.В. Судебный контроль за предварительным следствием и беспристрастность судей // Адвокат. 2017. № 10. С. 12-14.
  18. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ // genproc.gov.ru.
  19. Прокурорский надзор: учеб. пособие для вузов / под ред. Р.А. Адельханяна. М.: Юнити, 2016. 215 с.
  20. Прокурорский надзор: учебник для вузов / под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. 490 с.
  21. Рыжов Р.С. Правовые проблемы оборота конфиденциальной информации о гражданах, образующейся в процессе оперативно розыскной деятельности // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 6. С. 231-234.
  22. Серебрянникова М.В. Порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях как элемент предмета прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование // Закон и право. 2015. № 11. С. 83-86.
  23. Серебрянникова М.В. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование // Закон и право. 2017. № 10. С. 97-99.
  24. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник [для вузов] / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: Норма: Инфра-М, 2015. 689 с.
  25. Шалумов М. Судебный контроль и прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел // Уголовное право. 2015. № 1. С. 54-56.