Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
ГЛАВА 2 УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. АКТУАЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ КАК ФАКТОРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.2. МОНИТОРИНГ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Введение
Трудовые ресурсы — это совокупность населения, занятого в народном хозяйстве страны, а так же способного к труду, но не работающего. Статистически трудовые ресурсы включают население трудоспособного возраста, а также фактически работающее население старше и моложе трудоспособного возраста.
Таким образом, важным следствием перехода от труда как абстрактной экономической категории к категории рабочей силы как индивидуальной характеристике человеческой способности к труду стала не только возможность измерить предложение труда в экономике через оценку трудовых ресурсов, но и смещение фокуса исследований к человеку — носителю трудовой функции, к зависимости «качества» труда от процессов воспроизводства рабочей силы.
Под факторами развития системы управления человеческими ресурсами понимаются все те объекты, явления, процессы, которые воздействуют на управление персоналом и тем или иным образом определяют изменение его основных характеристик и особенностей.
Цель: изучить человеческий фактор в управлении организацией.
Задачи:
- Выявить роль человеческого фактора в управлении организацией.
- Определить особенности человеческого фактора в управлении организацией.
Объектом исследования является человеческий фактор
Предметом исследования является процесс человеческого фактора в управлении организацией.
Теоретической и методологической основой исследования стали книги и статьи следующих авторов работают Голубкин В.Н., Клеева Л.П., Патока Л.В. и др.
Структура данной работы включает в себя: введение, двух глав, заключение и список использованной литературы.
Во введении рассмотрены: актуальность темы, определяются предмет, объект, цели и задачи.
В первой главе будут рассмотрена роль человеческого фактора в управлении организацией.
Во второй главе показаны особенности человеческого фактора в управлении организацией.
В заключении проведены итоги.
ГЛАВА 1. РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Человеческий капитал в условиях современной экономики является основным фактором производительности труда. Понятие это довольно многогранно и разные ученые трактуют его по-разному. Одни говорят о накопленном опыте, навыках и интеллектуальном потенциале.
Другие прибавляют к этому культурно-нравственные аспекты. В практической деятельности актуальным является определение факторов формирования и развития человеческого капитала, оказывающих влияние на эффективность работы предприятия. [1]
Кроме того, рассматривая человеческий капитал всего предприятия в целом, на первый план выходят такие важные характеристики, как система управления персоналом, система коммуникаций и обмена опыта в коллективе, а также мотивация персонала к использованию своих знаний, навыков и талантов, оказывающих синергетический эффект на деятельность предприятия.
Воспроизводство всех видов человеческого капитала осуществляется в период трудовой деятельности. Формируется ЧК на базе инвестиций в персонал предприятия, в обучение, науку, культуру с целью усиления интеллектуального потенциала и конкурентных преимуществ предприятия и, как следствие, увеличения доходов и стоимости фирмы
Предлагается выделять четыре базовых компонента человеческого капитала, наиболее интересных в рамках данного исследования, поскольку они способны оказывать влияние на уровень развития предприятия и его эффективную деятельность. Схематично структуру человеческого капитала предприятия, нацеленного на совершенствование уровня своей деятельности, можно представить.
Рассмотрим каждый из этих факторов по отдельности:
1) источником формирования и системообразующим элементом в структуре человеческого капитала является общее образование. Главная задача общего образования заключается в формировании у ребенка психологической готовности успешно освоить любой вид производительного труда. Выпускник должен морально, психологически и практически быть готовым к труду, осознавая при этом, что успех зависит от профессиональной грамотности, трудолюбия и предприимчивости. Поскольку труд в обществе носит коллективный характер, от него также требуется умение взаимодействовать. (уметь работать в команде).
2) для фирм и организаций первостепенное значение имеют процессы профессионального обучения, оно представляет собой стержнео- бразующий элемент человеческого капитала. [2]
В инвестициях в человеческий капитал профессиональное образование занимает центральное место и характеризуется как важнейший компонент производственного процесса.
При разработке системы управления человеческим капиталом пред- приятия важно четко представлять и понимать мотивацию труда как одну из составляющих кадровой политики.
Руководителю следует организовывать и воспитывать трудовую активность подчиненного, а не заставлять его трудиться. Удовлетворение либо материальных, либо моральных, либо социальных потребностей в отдельности, а не в системе не решает проблему активизации трудовой деятельности личности. Без совершенствования методов государственного регулирования невозможно эффективное функционирование механизма мотивации труда в аграрной сфере.
Предлагаются следующие пути решения проблемы мотивации:
– создание условий для повышения квалификации работников;
– отказ от политики увольнений как угрозы для работника;
– назначение на должность с учетом перспективы роста, т.е. должность предусматривает плановое повышение квалификации и переподготовку; – ротация кадров по различным функциональным областям предприятия, а также в одной специализированной функциональной области;
– предоставление самостоятельности работникам в планировании и выполнении работы, определении режима работы;
– привлечение работников к участию в принятии решений;
– создание благоприятных условий труда;
– изменение образа мышления руководителя, применение профессиональных принципов и методов работы с кадрами. [3]
Таким образом, все перечисленные факторы человеческого капитала играют важную роль для разработки принципов эффективного управления деятельностью промышленных предприятий.
ЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
Экономика России находится в процессе активной модернизации. На экономическое состояние России большое влияние оказывают кризисные явления в мировой экономике, вызовы глобализации, экономические санкции, политическая ситуация в мире.
В динамично изменяющейся обстановке организации различных отраслей могут устоять и получить конкурентные преимущества только при условии обеспечения экономической безопасности.
На протяжении всей истории человечества существует потребность в стабильности, безопасности и защите как на уровне отдельно взятой личности, так и на уровне социально-экономических систем.
Однако в трех основных вопросах традиционной экономики эта проблема практически не обозначена. [4]
Согласно Федеральному закону от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» безопасность определяется как состояние жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. До сих пор не потеряли своей актуальности высказывания выдающегося английского философа-материалиста Т. Гоббса о безопасности. [5]
В своей работе «Левиафан» (1651 г.) он описал генезис безопасности от чисто физического явления к общественному, показал диалектическое единство и взаимообусловленность безопасности личности, общества и государства. Высказывания Т. Гоббса привлекают внимание и в современных условиях.
По мнению Т. Гоббса, все добро и зло кроется преимущественно в поведении людей, живущих в конкретном обществе. Задача безопасности личности и общества заключается в выработке рациональных правил поведения равных между собой людей.
Под управлением безопасностью социально- экономической системы мы понимаем такое ее состояние, при котором она способна с определен- ной достоверностью своевременно распознавать и блокировать факторы опасности, могущие привести к нарушению функций элементов системы и связей между ними, в результате чего может произойти нарушение или разрушение системы.
В этой связи представляется актуальным анализ и обновление методологических основ современной экономической науки, что позволит, на наш взгляд, четче обозначить допустимые области и границы ее применения для объяснения и прогнозирования хозяйственных явлений, обоснования экономической политики и надежности выводов, к которым она приходит. [6]
Важнейшей из таких основ, как мы считаем, является модель реального исполнителя (т.е. человека), принятая в современной экономической науке. «Непсихологичность» модели экономического человека по-разному оценивается экономистами различных экономических направлений.
Серьезные нарекания она вызывает со стороны представителей поведенческого (behavioural) или психологического (psychological) направлений в экономической теории, а также прикладных экономистов. Предлагается обогащение модели экономического человека за счет некоторых достижений в области психологии.
Присуждение Нобелевской премии двум выдающимся представителям психологической и поведенческой экономической науки Дэниелу Канеману и Вернону Смиту стало формальным основанием признания все возрастающей роли знания о человеке, его природе, когнитивных способностях и личностных особенностях в объяснении его экономического поведения.
Основным инструментом накопления подобного материала стал эксперимент как особый метод приращения научного знания, вошедший в арсенал экономических наук благодаря их пионерным работам.
С этого момента экономические науки вступают в новую эпоху пересмотра сложившихся методов и доктрин, начиная с основы основ – модели человека экономического. [7]
В отличие от экономического анализа, преимущественно ориентированного на изучение изменений агрегатных хозяйственных показателей и опирающегося на более упрощенную и формализованную модель человека, целью психолого-экономических исследований является объяснение и предсказание действий конкретных живых индивидов.
Именно психологическая модель субъекта дает возможность прогнозирования его поведения, что представляет главный аспект в решении проблемы управления экономической безопасностью социальных и экономических систем.
Реальное поведение субъектов экономических отношений с помощью психологического инструментария подвергнуто эмпирической проверке, что дало возможность соотношения информации о поведении отдельных индивидов с агрегированной информацией, с обобщенной моделью субъектов экономических отношений.
К многочисленным рискам (инвестиционному, предпринимательскому, хозяйственному, экономическому, страховому и т.д.) необходимо добавить, на наш взгляд, и риск индивидуально- психологический, т.е. субъектный.
Установлено в многочисленных исследованиях, что в периоды социально-экономического переустройства общества, когда разрушаются старые ценности, выступающие сдерживающим этическим фактором в социально-деловой активности людей, а новые еще не пришли им на смену, возрастает количество субъектов, готовых идти на риск в получении прибыли, способных «идти на все» ради экономической выгоды. [8]
В такие периоды особенно заметно, что человек становится ведущим фактором экономической опасности для социально-экономических систем. Акцент на роли субъекта в хозяйственном процессе дает возможность нового понимания самого термина «экономика».