Файл: Этапы развития бюджетной системы Российской Федерации.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации
Глава 2. Этапы становления и развития бюджетной системы РФ
2.1 Становление бюджетной системы в XIV – начале XX вв.
2.2 Возникновение советской бюджетной системы
2.3 Бюджетная система СССР конца 80-х годов
2.4 Бюджетная система России 90-х годов
2.5 Современная бюджетная система РФ
2.6 Структура доходов и расходов в бюджетной системе РФ на современном этапе
Неналоговые доходов бюджетов включают:
- Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
- Доходы от продаж материальных и нематериальных активов.
- Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства.
- Штрафы, санкции, возмещение ущерба.
- Доходы от внешнеэкономической деятельности.
- Платежи за пользование природными ресурсами.
- Административные платежи и сборы.
- Возврат остатков субсидий.
К безвозмездным поступлениям относят:
- Поступления от нерезидентов.
- Поступления от бюджетов других уровней.
- Дотации.
- Субвенции.
- Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
- Трансферты.
Рассмотрим структуру и динамику доходов российского государственного бюджета за 2015 - 16 гг. (таблица 1).
Таблица 1 – Структура и динамика доходов государственного бюджета Российской Федерации за 2015 - 16 гг. [2].
Перечень доходов |
2015 г. |
2016 г. |
Темп роста, % |
||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
||
Нефтегазовые доходы |
5862,7 |
42,92 |
3419,4 |
36,79 |
58,3 |
Не нефтегазовые доходы |
7796,6 |
57,08 |
5876,0 |
63,21 |
75,4 |
Связанные с внутренним производством |
3467,6 |
25,39 |
2852,6 |
30,69 |
82,3 |
НДС (внутренний) |
2448,3 |
17,92 |
2002,7 |
21,55 |
81,8 |
Акцизы |
527,9 |
3,86 |
460,9 |
4,96 |
87,3 |
Налог на прибыль |
491,4 |
3,59 |
388,9 |
4,18 |
79,1 |
Связанные с импортом |
2404,4 |
17,60 |
1837,3 |
19,77 |
76,4 |
НДС на ввозимые товары |
1785,2 |
13,07 |
1382,0 |
14,87 |
77,4 |
Акцизы на ввозимые товары |
54,0 |
0,39 |
40,1 |
0,43 |
74,3 |
Ввозные пошлины |
565,2 |
41,38 |
415,1 |
4,47 |
73,4 |
Прочие |
1924,6 |
14,09 |
1186,2 |
12,76 |
61,6 |
Из таблицы 1 видно, что в рассматриваемом периоде по причине кризисных экономических явлений, действующего санкционного режима и стабильно невысоких цен на углеводородное сырье все статьи доходов бюджета показали существенное снижение, в ряде случаев – на более чем на 30% (все виды связанных с импортом доходов) и 40% (нефтегазовые доходы).
С расходами государственного бюджета всё обстоит иначе. Расходы бюджета понимаются как затраты, возникающие в связи с выполнением органами государственной власти и местного самоуправления своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования денежных средств по различным направлениям. Общественные расходы могут осуществляться в формах финансирования затрат на содержание организаций общественного сектора, закупок товаров или услуг, субсидирования предприятий и организаций, поставляющих продукцию на рынок, а также денежных выплат и натуральных выдач лицам, охваченным программами социальной помощи и страхования. Перечисленные формы зачастую выступают в качестве взаимозаменяемых либо, сочетаясь, взаимодополняют друг друга [3, с. 127].
В настоящее время расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания, подразделяются на текущие и капитальные. Капитальные расходы представляют собой инновационную и инвестиционную деятельность, то есть при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, расходы федерального бюджета включают в себя [1]:
- Обеспечение деятельности Президента РФ и различных органов общегосударственного управления;
- Функционирование федеральной судебной системы;
- Осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
- Национальная оборона и обеспечение безопасности государства;
- Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- Государственная поддержка атомной энергетики;
- Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- Исследование и использование космического пространства;
- Содержание учреждений федеральной собственности;
- Формирование федеральной собственности;
- Обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
- Компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату пенсий, пособий и других социальных выплат;
- Пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
- Проведение выборов и референдумов;
- Федеральная инвестиционная программа;
- Финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
- Официальный статистический учет и прочие расходы.
Для получения наиболее полной картины состояния расходов бюджета страны необходимо учитывать не только динамику расходов на те или иные статьи, но и их удельный вес в общей сумме расходов бюджета. Так, по ряду статей, например, по статье «здравоохранение», отмечается рост расходов, однако их доля в бюджете остается весьма незначительной и не соответствующей практике развитых зарубежных стран.
Таблица 2 – Динамика распределения средств бюджета РФ по основным направлениям расходования
Направления расходования средств |
2015 г. |
2016 г. |
Темп роста, % |
||
млрд, руб. |
% |
млрд, руб. |
% |
||
Общегосударственные вопросы |
998 |
5,75 |
1066 |
12,56 |
+6,81% |
Национальная оборона |
1 010 |
5,82 |
1000 |
5,52 |
-0,30 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1350 |
7,78 |
1310 |
5,42 |
-2,36 |
«Серая зона» (секретные статьи) |
3 080 |
17,74 |
3 010 |
15,72 |
-2,02 |
Национальная экономика |
2030 |
11,69 |
2530 |
36,4 |
+24,71 |
Охрана окружающей среды |
46,77 |
0,26 |
59,42 |
0,27 |
+27,04 |
Образование |
579,36 |
3,33 |
557,8 |
3,9 |
-3,72 |
Здравоохранение |
371,79 |
2,14 |
475,57 |
2,58 |
+27,92 |
Социальная политика |
4 210 |
24,25 |
4 450 |
29,91 |
+5,66 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
119,41 |
0,69 |
74,27 |
0,37 |
-37,80 |
Культура, кинематография |
90,76 |
5,22 |
94,96 |
9,86 |
+4,64 |
Физкультура и спорт |
71,16 |
4,27 |
72,16 |
5,69 |
+1,42 |
Средства массовой информации |
72,57 |
4,18 |
79,92 |
14,22 |
+10,14 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
585,3 |
3,37 |
645,84 |
13,71 |
+10,34 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ |
611,42 |
3,52 |
661,46 |
11,7 |
+8,18 |
На содержание государства, на бюрократию, военные расходы, Правительство в 2016 году тратит более трети федерального бюджета (39,74%) или около 8% ВВП. На социальную политику – 27,64% от всех расходов или 5,65% ВВП. Это – социальные выплаты населению, включая пенсии. Далее – экономические программы (15,72% расходов бюджета), образование – 3,46%, здравоохранение – 2,95%. На поддержку государственных СМИ было выделено больше, чем на ЖКХ (0,5% и 0,46% расходов бюджета соответственно). Притом, что износ коммунальных объектов в стране составляет по разным оценкам 60-70%, а на граждан возложен взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
В целом уже третий год подряд расходы федерального бюджета превышают его доходы, что обусловлено негативными экономико-политическими факторами, рассмотренными выше. Дефицит покрывался за счет накопительных внебюджетных фондов, полное исчерпание которых планируется уже в 2017 году, однако достаточно успешно проведенные финансово-экономическими властями за прошедший трехлетний период мероприятия в рамках политики импортозамещения, стабилизации денежной массы и поддержки экономики внушают определенный оптимизм и позволяют рассчитывать на полное устранение дефицита бюджета в ближайшие годы.
Заключение
Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Исторический опыт и практика формирования бюджетных систем в различных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных моделей, все они формировались под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства и является одним из ключевых факторов экономического и политического развития страны.
Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В процессе своего развития бюджетная система Российской Федерации прошла несколько этапов, была и до сих пор связана со многими сферами жизни и деятельности государства и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и пр. Современная бюджетная система России имеет почти вековую историю и послужила прообразом современной бюджетной системы Российской Федерации. Этапы становления и история бюджетной системы страны были связаны с историческими этапами нашего государства. Можно выделить следующие этапы становления и развития бюджетной системы РФ:
- Становление бюджетной системы от Древней Руси до Революции 1917г.
- Возникновение советской бюджетной системы.
- Бюджетная система СССР в военные 1941-1945 годы.
- Развитие бюджетной системы СССР в 1945-1980гг.
- Бюджетная система на современном этапе.
Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты и федеральный бюджет. За бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые ООН должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.
Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять их использование.
Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного лога. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.