Файл: Понятие, принципы и основания юридической ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности (Виды административных правонарушений в области предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К оборотным средствам предприятия относятся производственные запасы сырья, материалов и топлива, незавершенное производство, полуфабрикаты собственного изготовления, расходы по освоению новой продукции, запасы готовых изделий, товары, отгруженные покупателем, денежные средства, а также средства, находящиеся в незаконченных расчётах с поставщиками и покупателями. В основе расположения составляющих оборотных средств лежит критерий ликвидности - способность к превращению средств производства в денежные средства - важный показатель эффективности хозяйственной деятельности, на основе которого оценивается стабильность финансового положения организации.

Любой гражданин, достигший 18-летнего возраста, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, как индивидуально, так и в качестве юридического лица (в том числе объединившись с другими гражданами).

Предпринимательская деятельность граждан (индивидуальных предпринимателей) регулируется в основном теми же нормами ГК РФ, которые установлены для юридических лиц. И граждане, и организации вправе: заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом; совершать от своего имени любые разрешенные законом сделки; использовать наемный труд (выступать в качестве работодателей). Однако имеются и некоторые различия в правах и обязанностях субъектов предпринимательской деятельности.[5]

1.2 Порядок регистрации и ответственность субъектов предпринимательской деятельности

В отношении граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, закон устанавливает следующее:

1) Гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью с момента регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица (индивидуального предпринимателя), отсутствие регистрации в качестве предпринимателя не освобождает гражданина, осуществляющего деятельность, которая может быть классифицирована как предпринимательская, от обязанностей и ответственности за несоблюдение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных для предпринимателей.

2) Каждый гражданин, предполагающий занятие предпринимательской деятельностью, должен быть зарегистрирован в законодательно установленном порядке.


3) Для того чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, достаточно подать в органы администрации города (района, поселка, села) по месту своего постоянного жительства заявление и уплатить регистрационный сбор. В заявлении необходимо указать, какие виды деятельности гражданин намеревается осуществлять.

4) Документом, подтверждающим регистрацию, является свидетельство установленной формы. Регистрационное свидетельство выдается без ограничения срока его действия, однако оно дает право на занятие только теми видами деятельности, которые в нем будут указаны.

5) После регистрации индивидуальный предприниматель должен встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщика и в органах государственных внебюджетных фондов, (пенсионном и обязательного медицинского страхования) в качестве плательщика страховых взносов.

6) Юридическое лицо также считается созданным с момента его государственной регистрации (с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц).

7) Порядок регистрации юридического лица более сложен (в частности, необходимо представить более широкий перечень документов), чем порядок регистрации индивидуального предпринимателя, и зависит от вида юридического лица.

8) Летом 2001 г. был принят Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», во исполнение которого постановлением Правительства РФ от 8 августа 2001 г. функции по регистрации юридических лиц переданы в ведение органов Министерства РФ по налогам и сборам. В качестве регистрационных органов определены инспекции Министерства РФ по налогам и сборам.

9) Правительством РФ разработаны также Правила ведения единого государственного реестра юридических лиц, утвержденные постановлением 19 июня 2002 г.

10) В Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц» определен перечень документов, которые необходимо представить на регистрацию. Так, в ст. 12 указано, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:[6]

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;


б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

11) Государственная регистрация осуществляется в пятидневный срок со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

12) Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

13) В соответствии со ст. 23 указанного Закона в государственной регистрации может быть отказано в случае:

а) непредставления определенных настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрационный орган.

14) Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные указанной нормой. Оно должно быть принято в срок не более чем пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения и, может быть обжаловано в судебном порядке.

15) Кроме того, для юридических лиц является обязательной регистрация в качестве налогоплательщика в налоговых органах и регистрация в качестве плательщика страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Также обязательным для юридического лица является открытие расчетного счета в банке.

16) Практически осуществлять можно любую деятельность, если она не запрещена законом. Однако следует помнить, что некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществляться только при наличии у предпринимателя специального разрешения, (лицензии).[7]


Индивидуальный предприниматель, действующий без образования юридического лица, отвечает по своим обязательствам (долгам) всем принадлежащим ему имуществом (движимым и недвижимым), за исключением только той его части на которую в соответствии с законом не налагается взыскание. Таким образом, индивидуальный предприниматель рискует потерять все имущество (в том числе принадлежащие ему на праве собственности дом, квартиру, автомобиль и т. п.), а не только то, которое непосредственно используется в предпринимательской деятельности.

Имущество юридического лица в подавляющем большинстве случаев обособляется от имущества граждан - учредителей (участников) предприятия. Это означает, что люфой гражданин (в том числе индивидуальный предприниматель), зарегистрировавший юридическое лицо, в случае неудачи потеряет только то имущество, которое было внесено в качестве вклада в уставной капитал предприятия.

Для индивидуального предпринимателя и для юридических лиц, которые могут быть отнесены к числу субъектов малого предпринимательства, предусмотрена возможность использования упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Суть этой упрощенной системы заключается в том, что уплата ряда налогов, установленных действующим законодательством, заменяется уплатой стоимости патента (для индивидуальных предпринимателей) или единого налога (для малых предприятий).

Это дает возможность предпринимателям осуществлять обязанности налогоплательщиков, обладая при этом минимальными знаниями в области бухгалтерского учета и налогообложения. Кроме того, ставки налогообложения доходов индивидуального предпринимателя, полученных от предпринимательской деятельности, значительно ниже, чем установленные для юридических лиц.

В зависимости от цели осуществления деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Как правило, основной целью деятельности юридического лица является получение прибыли в результате проводимой им предпринимательской (коммерческой) деятельности.[8]

В отличие от них, некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации и объединения, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), благотворительные и иные фонды и др.) осуществляют только ту предпринимательскую деятельность, которая соответствует уставной деятельности организации, и только в той мере, которая необходима для достижения целей, ради которых организация создана. Юридические лица создаются и действуют на основании устава, либо устава и учредительного договора, либо только учредительного договора.


Учредительный договор - документ, устанавливающий, что учредители обязуются создать юридическое лицо, и определяющий: порядок совместной деятельности учредителей по его созданию, условия передачи имущества учредителей юридическому лицу, условия участия в его деятельности, условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, порядок управления деятельностью юридического лица, порядок выхода учредителей (участников) из его состава.

Если юридическое лицо создано одним учредителем, то оно действует на основании устава, который утверждается учредителями (участниками) предприятия.

В учредительных документах указываются: наименование предприятия; место его нахождения; порядок управления деятельностью предприятия; предмет и цели деятельности юридического лица (для некоммерческих и унитарных предприятий; для других предприятий - в случаях, предусмотренных законом); другие сведения, предусмотренные для юридических лиц соответствующего вида.

Кроме того, некоммерческие организации отличаются тем, что учредители (участники), передавшие свое имущество организации, полностью утрачивают на него все права. При этом организации полностью принадлежит не только переданное учредителями (участниками) имущество, но и имущество, производимое, приобретаемое в процессе деятельности организации.

Последнее не может быть распределено между их учредителями и участниками. Прибыль, получаемая от предпринимательской деятельности, в обязательном порядке направляется на уставные цели организации, например на благотворительность.

ГК РФ предусматривает следующие организационно-правовые формы коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы (артели); государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Коммерческие организации различаются по форме обособления имущества юридического лица и степени ответственности учредителей и участников по долгам предприятия.

В основе создания хозяйственных товариществ и обществ, а также производственных кооперативов лежит принцип, согласно которому учредители (участники), передавая свое имущество юридическому лицу, полностью утрачивают на него вещные права, но взамен приобретают обязательственные права - права требования к юридическому лицу. Таким образом, все переданное, а также приобретенное и созданное самим юридическим лицом имущество принадлежит ему на праве собственности.

Уставный или складочный капитал разделяется на доли участников. При этом доля является условной величиной, определяющей объем требований участника к обществу или товариществу. Учредители имеют право участвовать в управлении предприятием, получать дивиденды, а при ликвидации предприятия имеют право на ликвидационную квоту и т.д.[9]