Файл: Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии (Механизмы поведения олигополистических фирм на современном рынке).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Группа компаний «ВымпелКом» (Билайн) предлагает интегрированные услуги мобильной и фиксированной телефонии, международной и междугородной связи, передачи данных, доступа в Интернет на базе беспроводных и проводных решений, включая технологии оптоволоконного доступа, WiFi и сети третьего поколения. Компании группы «ВымпелКом» предоставляют услуги под брендом «Билайн». Начиная с 2005 года «Билайн» является неизменным лидером в рейтинге самых дорогих российских брендов по версии международной организации Interbrand Group/BusinessWeek.

Компания МТС была образована, как закрытое акционерное общество, в октябре 1993 года такими компаниями, как ОАО «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами. Четырем российским компаниям принадлежало 53 % акций, двум немецким компаниям - 47 %. В конце 1996 года АФК «Система» приобрела пакет у российских держателей акций, а компания DeTeMobil выкупила акции компании Siemens.

Компании «Большой тройки» контролируют более 80% рынка: ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (34,5 %), ОАО «Билайн»(25,1%) и ОАО «Мегафон»(23 %). Покажем количество абонентов и доли рынка операторов сотовой связи РФ (данные на конец 2010 года).

Они обладают не просто рыночной силой, но и особой устойчивостью и запасом прочности в конкурентной борьбе.

Среди определенных действий крупных участников-олигополистов, направленных на создание барьеров для входа в отрасль, можно выделить следующие: эксклюзивный доступ к ресурсам; патенты; отдача от масштаба; высокий уровень развития неценовой конкуренции (имиджевая реклама, сильный маркетинг, программы лояльности); аренда выгодных с технической точки зрения мест (естественные высоты и строения) на условиях, препятствующих размещению там же оборудования сети других операторов; заключение договоров на аренду по завышенным для региона ценам, тем самым создавая невыгодные для местных операторов условия на аренду и некоторые другие действия. В то же время эти барьеры не являются абсолютно не преодолимыми, и проникновение на рынок отрасли новых крупных игроков теоретически исключить нельзя. Рынок сотовой связи является отраслевым рынком с ограниченной конкуренцией, степень развития которой определяется олигопольным положением «Большой тройки», высокой степенью концентрации и развитым уровнем рыночной власти и силы.

Существует высокая вероятность сговора крупных фирм данной отрасли. Рыночная расстановка сил такова, что данная модель поведения (тенденция к сговору) является оптимальной для получения максимальной прибыли. В связи с этим особое значение приобретает государственное антимонопольное регулирование с целью устранения возможных последствий действий крупных компаний, для поддержания определенного уровня конкурентной среды в отрасли сотовой связи.


Для рынка наиболее актуальными являются следующие направления государственного антимонопольного регулирования: разработка и эффективная реализация институтов и инструментов законодательства о недобросовестной рекламе, рекламе, вводящей в заблуждение потребителей мобильной связи, и о рекламе, принижающей конкурентов; усиление мер, противодействующих монополизации отрасли, включая улучшение инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержку малого отечественного бизнеса; контроль над процедурой получения лицензий, доступа к частному ресурсу, который будет способствовать усилению антикоррупционной направленности антимонопольного ведомства (ФАС) и будет формировать систему поддержки антикоррупционного поведения добросовестных операторов.

В то же время, государственное антимонопольное регулирование способно нанести вред национальной экономике, если оно без учета экономических взаимосвязей и скрупулезной и всесторонней оценки последствий запрещает укрупнение фирм, что не позволяет оптимально сочетать развитие системы конкуренции с преимуществами крупного производства. Необходима единая национальная конкурентная политика и общегосударственная система развития конкуренции. Во-первых, России следует определиться с выбором модели конкурентной политики: поощрительной и протекционистской. Во-вторых, в России следует усилить систему защиты хозяйствующих субъектов от негативных конкурентных явлений, в том числе: от действий государственных органов, ограничивающих конкуренцию, государственного фаворитизма, антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, создания преимущественных условий для ведения бизнеса отдельными субъектами хозяйственной деятельности, создания административных барьеров входа на рынки, необоснованного препятствования деятельности хозяйствующих субъектов, избирательного предоставления льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам.

Для этого необходима качественная модернизация административной инфраструктуры ФАС на следующих принципах:

приверженность развитию прозрачности: например, установление требования, что вносимые в конкурентную политику изменения должны быть оперативно преданы широкой гласности и подлежат обсуждению до их ввода в действие;

расширение возможностей внешних наблюдателей по мониторингу развития конкурентной политики; укрепление доверия к ФАС через усиление процедур обеспечения конфиденциальности информации, содержащейся в деловой документации или касающейся урегулирования споров; независимость ФАС от политического влияния.


Необходима выработка стандартов национальной конкурентной политики, отвечающих международным принципам обеспечения конкурентной среды на товарных рынках, включая унификацию антимонопольного законодательства и конкурентной политики РФ с государствами, с которыми мы в Евразийское экономическое пространство и завершение работы по присоединению России к ВТО и закрепление ее основных принципов рыночной конкуренции в отечественных правовых актах. Представляется целесообразным включить в число процессов, подлежащих обязательному мониторированию ФАС, оценку тенденций картельных сговоров на отраслевых рынках. На сегодняшний день основной реально действующий руководящий методологический и методический документ в этой области «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденный ФАС России, никак не оценивает заинтересованность, готовность к вступлению в сговор, либо степень вероятности такого сговора крупнейших хозяйствующих субъектов, оперирующих на конкретном отраслевом рынке. А именно такой анализ в динамике необходим антимонопольным структурам, так как является основой для эффективного предупреждения развития разрушительных монополистических процессов на рынках. Считаем, что предложенные выше меры по стимулированию роста конкуренции на отраслевом рынке сотовой связи будут способствовать повышению конкурентоспособности отрасли и российской экономики в целом. Адресная конкурентная политика государства, направленная на реальную поддержку бизнеса и рыночных конкурентных механизмов, будет способствовать поддержанию макроэкономической стабильности в стране и одновременно стимулировать экономический рост за счет укрепления и развития важнейшего института рыночной экономики - цивилизованной конкуренции.

2.2 Основные олигополистические рынки

Если обратиться к статистике, то в России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. почти все отрасли, которым удалось выстоять в нынешнем кризисе и на которые пока опирается отечественная экономика. Концентрация производства в руках 8 ведущих фирм здесь колеблется от 51 до 62%. Бесспорно олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения (производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.)


Резким контрастом к ним выступают легкая и пищевая промышленность. В этих отраслях на долю крупнейших 8 фирм приходится не более 10%. Состояние рынка в этой сфере можно уверенно характеризовать как монополистическую конкуренцию, тем более что дифференциация продукта в обеих отраслях исключительно велика (вспомним хотя бы многообразие сортов конфет, которые производит даже не вся пищевая отрасль, а только одна из ее подотраслей - кондитерская промышленность). Конечно же, к олигополистическому рынку можно отнести сотовую связь, о которой говорилось в предыдущей главе. Стоит лишь добавить, что несмотря на жесткую конкуренцию, Российский рынок сотовой связи в целом ( Нижегородской в частности) находится только на первом этапе своего развития. Для достижения предела насыщения потребуется ещё несколько лет. Вероятно только после этого " маркетинговая" война операторов перейдет из сферы количества в сферу качества. Хотя уже сегодня некоторые операторы интересуются вопросами формирования индивидуальной лояльности абонентов и начинают смещать акцент из ценовой области в сферу дополнительных услуг и сервиса.

Одна из классических отраслей для рынка олигополии - черная металлургия. В России, стране одной из лидеров по запасам железной руды, эта отрасль является ключевой. На данный момент на рынке представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 7 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции остаются низкими. Так в первом полугодии 2004 года они составили 31,6 млн т ., когда как в Китае 125 млн. т . Крупнейшими компаниями черной металлургии являются:

«Северсталь» ,Новолипецкий металлургический

Комбинат ,« Евразхолдинг» ,Трубная металлургическая компания,Кузнецкий металлургический комбинат, «Мечел».

Черная металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая от мировых цен на металл. В настоящий момент в отрасли происходят подвижки в сторону увеличения доли более дорого по сравнению с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7% . В целом же экспорт проката в стоимостном выражении вырос в 2004 году на 18%. На рынке на фоне высоких экспортных достижений вследствие высоких рыночных цен на сырье идет процесс консолидации и укрепление предприятий. Так, например, стальная группа "Мечел" еще в 2002 году объявила о планах создания вертикально интегрированного холдинга, формирование которого завершилось в конце 2003 года. В новую компанию вошли, кроме самого "Мечела", угольная компания "Южный Кузбасс", торговая компания "Угле-меттрейдинг", Вяртсильский метизный завод, Белорецкий меткомбинат и компания "Южуралникель". Также российские металлурги охотно приобретают активы за рубежом - заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет завод в Дании, а "Мечел" - ряд заводов в Румынии и Хорватии. Важным вопросом для металлургов является вступление России в ВТО и ряда дискриминирующих Россию законодательств стран-импортеров.


Еще одной характерной отраслью для олигополистического рынка является автомобильная промышленность. Автомобильная промышленность является одной из самых "больных" отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия как правило являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно нивелируется.

Особенно это касается "Автоваза", который постепенно уменьшает выпуск "дешевых" моделей, расчищая нишу для отечественных производителей ("ИЖавто") и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Ставка на "Шевроле Нива", казалось бы, себя оправдала: за 2004 год объем производства вырос на 1,2%. Но по итогам первого квартала 2005 года Волжский автозавод снизил объемы производства, по сравнению с тем же периодом 2004 года, на 4,7 процента. Все же "Автоваз" несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции в 2004 году составил 3,9 млрд $, для сравнения у "ГАЗа" - 1,1 млрд $. Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому. Благодаря высоким пошлинам на иномарки и стабильному росту спроса на внутреннем рынке, "Автоваз" ежегодно испытывает рост.

На примере рынка легковых автомобилей можно проследить ситуацию лидерства в ценах, когда один самый крупный производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является "Автоваз". Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность, вследствие масштаба производства "Автоваз", разумеется, является безусловным лидером.

Нельзя обойти стороной горьковский автомобильный завод ("ГАЗ"), который по 2002 год увеличивал долю производства грузовиков и уменьшал производство легковых автомобилей. Но в 2003-2004 годах рынок малых грузовиков пришел в состояние насыщения, в производстве наблюдался некоторый спад.

Ниже приведены некоторые статистические данные, касающиеся горьковского автомобильного завода и выпуская легковых автомобилей основными российскими предприятиями