Файл: Правоспособность и дееспособность граждан: понятие и содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При заключении сделки соответствующий единоличный орган юридического лица действует в правовом смысле не как гражданин (физическое лицо), а как особого рода представитель юридического лица. В данном случае он своими действиями будет создавать правовые последствия (приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности) не в отношении себя лично, а в отношении юридического лица. Соответственно, при заключении той или иной сделки такое лицо должно руководствоваться в первую очередь именно нормами законодательства о правоспособности данного юридического лица и учитывать разрешенные виды деятельности, закрепленные в его учредительных документах.

Так, в соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

В соответствии со ст. 174 ГК РФ если полномочия лица на совершение сделки ограничены договором либо полномочия органа юридического лица - его учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законе либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении такое лицо или орган вышли за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения, лишь в случаях, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях.

Важным является вопрос о том, что именно необходимо проверять при проведении правовой экспертизы законности сделки с участием юридического лица. В первую очередь необходимо проверить непосредственно факт существования юридического лица, то есть факт его государственной регистрации. Это подтверждается, в частности, свидетельством о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (как уже говорилось выше, правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации).


Далее необходимо установить отсутствие ограничений на совершение сделки в законе или в учредительных документах юридического лица. Так, торговля может не входить в предмет уставной деятельности благотворительной организации, поэтому совершенные ею сделки по купле-продаже, например, автомобилей, могут быть признаны недействительными в соответствии с упомянутой выше ст. 173 ГК РФ. Однако такие сделки допустимы в том случае, если их заключение было необходимо для осуществления основного вида деятельности этой организации (то есть автомобили были приобретены организацией для себя, а не в целях дальнейшего коммерческого использования).

В случае, если сделка совершается представителем, действующим на основе доверенности, выданной уполномоченным органом юридического лица, то необходимо также проверить наличие соответствующих полномочий в данной доверенности.

Ограниченной правоспособностью обладают иностранные юридические лица. Отдельные законодательные акты Российской Федерации содержат прямые ограничения правоспособности иностранных юридических лиц.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 15 Земельного Кодекса РФ иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Согласно положению ст. 3 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды[7].

Правоспособность юридических лиц может быть ограничена при осуществлении процедуры банкротства.

В соответствии с Федеральным Законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под банкротством понимается неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Законом о банкротстве, по сути, предусмотрен специальный режим функционирования такого юридического лица, неспособного удовлетворять обязательства третьих лиц О несостоятельности (банкротстве).


При некоторых процедурах банкротства органы управления юридического лица полностью отстраняются от управления и полномочия по управлению переходят к арбитражному управляющему. В других случаях органы управления юридического лица не теряют самостоятельности, но действуют с определенными ограничениями. В этом состоит суть ограничения правоспособности юридического лица, к которому применяются процедуры банкротства.

Так, при процедуре наблюдения органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок (ст. 64 Закона о банкротстве):

- связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

- связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

При этом органы управления должника не вправе принимать решения:

- о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

- о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

- о создании филиалов и представительств;

- о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

- о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

- о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

- об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

- о заключении договоров простого товарищества.

При введении в отношении юридического лица внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, а управление делами должника возлагается на внешнего (арбитражного) управляющего (п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве). Данный управляющий, в свою очередь, может совершать некоторые сделки от имени юридического лица только при наличии согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).


3. Понятие дееспособности граждан, ее значение и содержание

Жизнедеятельность человека пронизана частым вступлением в различные правоотношения. Для участия в правоотношениях люди должны обладать определенными качествами (правоспособностью и дееспособностью), получившими в праве обобщающее понятие «правосубъектность». Правоспособностью гражданина является способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособностью обладают все граждане независимо от возраста. Правоспособность гражданина (читай - физического лица) возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Дееспособность определяется в ст. 21 ГК РФ как способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Дееспособность - это чисто «человеческая» категория, присущая исключительно физическим лицам. Обладать дееспособностью - означает иметь способность лично совершать различные юридические действия: осуществлять правомочия собственника, заключать договоры, выдавать доверенности, нести ответственность за свои действия.

По ГК 1964 года в содержание гражданской дееспособности включались возможность приобретать гражданские права (сделкоспособность) и возможность создавать для себя гражданские обязанности (деликтоспособность). В содержание дееспособности не включалась способность гражданина своими действиями осуществлять имеющиеся у него гражданские права и обязанности. Этот пробел восполнен в новом ГК, т.к., признавая за гражданином возможность самостоятельно приобретать права, нельзя не признавать за ним способность самостоятельно их осуществлять. Можно сказать, что дееспособность есть предоставленная гражданину возможность реализации своей правоспособности собственными действиями. Подобно правоспособности, дееспособность обусловлена общественно-экономическими отношениями и основана на нормах права.

Категории право- и дееспособности, обладая известными чертами общности, в то же время являются различными правовыми категориями. Если одна из них очерчивает круг того, что может иметь, то другая - прежде всего, что может создавать для себя своими действиями субъект права. В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ это могут быть действия, прямо указанные в законе, а также действия, не предусмотренные им, но которые в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности[8].


Ценность названной категории определяется тем, что дееспособность юридически обеспечивает активное участие личности в экономическом обороте, хозяйственной жизни, реализации своих имущественных прав, в первую очередь права собственности, а также личных неимущественных прав. При этом все другие участники оборота, что весьма важно для обеспечения надлежащей дисциплины, всегда могут рассчитывать на применение мер ответственности к дееспособному субъекту, нарушившему обязательство или причинившему имущественный вред при отсутствии договорных отношений. Следовательно, категория дееспособности граждан представляет большую ценность в силу того, что является юридическим средством выражения свободы, «суверенитета» личности в сфере имущественных и личных неимущественных отношений.

Дееспособность тесно связана с правоспособностью, как бы основана на ней. Так, например, если в объеме (содержании) правоспособности гражданина не заключена способность иметь право собственности на земельный участок, то, естественно, несмотря ни на какие предпринятые им меры, он не может стать его собственником. Наличие или отсутствие дееспособности не может влиять на объем правоспособности. Например, лица, объявленные в установленном порядке недееспособными, сохраняют правоспособность в полном объеме.

Дееспособность, как и правоспособность, по юридической природе - субъективное право гражданина. Это право отличается от других субъективных прав своим содержанием: оно означает возможность определенного поведения для самого гражданина, обладающего дееспособностью, и вместе с тем этому праву соответствует обязанность всех окружающих гражданина лиц не допускать его нарушений.

Содержание дееспособности граждан как субъективного права включает следующие возможности, которые можно рассматривать как его составные части:

1. способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (ст. 21 ГК РФ);

2. способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять обязанности (ст. 23 ГК РФ);

3. способность нести ответственность за гражданские правонарушения (ст. 24 ГК РФ);

Можно также указать на возможность защиты данного субъективного права от нарушений способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ. Однако такая возможность характерна для любого субъективного права и не может индивидуализировать содержание дееспособности как субъективного права.