Файл: Каноническое проектирование информационных систем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стадия 3. Техническое задание.

  • разработка и утверждение технического задания на создание информационной системы[9].

Рассмотрим подробнее каждую из стадий на предмет включенных работ.

Стадия 1. Формирование требований к ИС. Стадия 2. Разработка концепции ИС.

Обследование является изучением и диагностическим анализом организационной структуры организации, ее функционирования и настоящей системы обработки информации[10].

Информация, которая добывается посредством обследования, применяется для:

  • обоснования разработки и поэтапного внедрения систем;
  • составления технического задания на разработку систем;
  • разработки технического и рабочего проектов систем.

В этапе обследования, как правило, выделяются два основных компонента – это выявление направления внедрения автоматизированной информационной системы и доскональный анализ функционирования предприятия.

Основной задачей первого этапа обследования является оценка настоящего объема проекта, его целей и задач, которые основываются на обнаруженных функциях и информационных элементах объекта автоматизации. Данная задача может быть претворена в жизнь либо собственноручно заказчиком информационной системы, либо посредством найма представителей консалтинговых предприятий.

Работы, проводимые на этапе обследования, предполагают тесное сотрудничество с центральными потенциальными пользователями будущей автоматизированной информационной системы и бизнес-экспертами[11].

Основной задачей такого взаимодействия является получение полного и однозначного понимания требований и пожеланий заказчика. Зачастую такие данные получаются посредством проведения интервью, беседы или семинара с представителями руководства, экспертами и пользователями.

По завершении этой стадии обследования появляется возможность определить вероятные технические подходы к созданию системы и оценить затраты на ее реализацию (затраты на аппаратное обеспечение, закупаемое программное обеспечение и разработку нового программного обеспечения).

Результатом этапа определения стратегии является документ (технико-экономическое обоснование проекта), где четко сформулировано, что получит заказчик, если согласится финансировать проект, когда он получит готовый продукт (график выполнения работ) и сколько это будет стоить (для крупных проектов должен быть составлен график финансирования на разных этапах работ). В документе желательно отразить не только затраты, но и выгоду проекта, например время окупаемости проекта, ожидаемый экономический эффект (если его удается оценить)[12].


Ориентировочное содержание этого документа:

  • ограничения, риски, критические факторы, которые могут повлиять на успешность проекта;
  • совокупность условий, при которых предполагается эксплуатировать будущую систему: архитектура системы, аппаратные и программные ресурсы, условия функционирования, обслуживающий персонал и пользователи системы;
  • сроки завершения отдельных этапов, форма приемки/сдачи работ, привлекаемые ресурсы, меры по защите информации;
  • описание выполняемых системой функций;
  • возможности развития системы;
  • информационные объекты системы;
  • интерфейсы и распределение функций между человеком и системой;
  • требования к программным и информационным компонентам ПО, требования к СУБД;
  • что не будет реализовано в рамках проекта[13].

На этапе детального анализа деятельности организации изучаются задачи, обеспечивающие реализацию функций управления, организационная структура, штаты и содержание работ по управлению предприятием, а также характер подчиненности вышестоящим органам управления. На этом этапе должны быть выявлены:

  • инструктивно-методические и директивные материалы, на основании которых определяются состав подсистем и перечень задач;
  • возможности применения новых методов решения задач.

Аналитики собирают и фиксируют информацию в двух взаимосвязанных формах:

  • функции – информация о событиях и процессах, которые происходят в бизнесе;
  • сущности – информация о вещах, имеющих значение для организации и о которых что-то известно[14].

При изучении каждой функциональной задачи управления определяются:

  • наименование задачи; сроки и периодичность ее решения;
  • степень формализуемости задачи;
  • источники информации, необходимые для решения задачи;
  • показатели и их количественные характеристики;
  • порядок корректировки информации;
  • действующие алгоритмы расчета показателей и возможные методы контроля;
  • действующие средства сбора, передачи и обработки информации;
  • действующие средства связи;
  • принятая точность решения задачи;
  • трудоемкость решения задачи;
  • действующие формы представления исходных данных и результатов их обработки в виде документов;
  • потребители результатной информации по задаче[15].

При обследовании документооборота составляется схема маршрута движения документов, которая должна отразить:


  • количество документов;
  • место формирования показателей документа;
  • взаимосвязь документов при их формировании;
  • маршрут и длительность движения документа;
  • место использования и хранения данного документа;
  • внутренние и внешние информационные связи;
  • объем документа в знаках.

По результатам обследования устанавливается перечень задач управления, решение которых целесообразно автоматизировать, и очередность их разработки.

На этапе обследования следует классифицировать планируемые функции системы по степени важности. Один из возможных форматов представления такой классификации – MuSCoW .

Эта аббревиатура расшифровывается так: Must have – необходимые функции; Should have – желательные функции; Could have – возможные функции; Won't have – отсутствующие функции.

Функции первой категории обеспечивают критичные для успешной работы системы возможности.

Реализация функций второй и третьей категорий ограничивается временными и финансовыми рамками: разрабатывается то, что необходимо, а также максимально возможное в порядке приоритета число функций второй и третьей категорий.

Последняя категория функций особенно важна, поскольку необходимо четко представлять границы проекта и набор функций, которые будут отсутствовать в системе[16].

Модели деятельности организации создаются в двух видах:

  • модель «как есть» («as-is») –п отражает существующие в организации бизнес-процессы;
  • модель «как должно быть» («to-be») – отражает необходимые изменения бизнес-процессов с учетом внедрения информационной системы.

На этапе анализа необходимо привлекать к работе группы тестирования для решения следующих задач:

  • получения сравнительных характеристик предполагаемых к использованию аппаратных платформ, операционных систем, СУБД, иного окружения;
  • разработки плана работ по обеспечению надежности информационной системы и ее тестирования.

Привлечение тестировщиков на ранних этапах разработки является целесообразным для любых проектов. Если проектное решение оказалось неудачным и это обнаружено слишком поздно (на этапе разработки или, что еще хуже, на этапе внедрения в эксплуатацию), то исправление ошибки проектирования обходится очень дорого. Чем раньше группы тестирования выявляют ошибки в информационной системе, тем ниже стоимость сопровождения системы. Время на тестирование системы и на исправление обнаруженных ошибок следует предусматривать не только на этапе разработки, но и на этапе проектирования.


Для автоматизации тестирования следует использовать системы отслеживания ошибок (bug tracking). Это позволяет иметь единое хранилище ошибок, отслеживать их повторное появление, контролировать скорость и эффективность исправления ошибок, видеть наиболее нестабильные компоненты системы, а также поддерживать связь между группой разработчиков и группой тестирования (уведомления об изменениях по e-mail и т.п.). Чем больше проект, тем сильнее потребность в bug tracking[17].

Результаты обследования представляют объективную основу для формирования технического задания на информационную систему.

Стадия 3. Техническое задание.

Техническое задание – это документ, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления[18].

При разработке технического задания необходимо решить следующие задачи:

  • установить общую цель создания информационной системы, определить состав подсистем и функциональных задач;
  • разработать и обосновать требования, предъявляемые к подсистемам;
  • разработать и обосновать требования, предъявляемые к информационной базе, математическому и программному обеспечению, комплексу технических средств (включая средства связи и передачи данных);
  • установить общие требования к проектируемой системе;
  • определить перечень задач создания системы и исполнителей;
  • определить этапы создания системы и сроки их выполнения;
  • провести предварительный расчет затрат на создание системы и определить уровень экономической эффективности ее внедрения[19].

Содержание работ на второй группе стадий

Во вторую группу были условно включены следующие стадии:

Стадия 4. Эскизный проект:

  • разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям;
  • разработка эскизной документации на информационную систему и ее части.

Стадия 5. Технический проект:

  • разработка проектных решений по системе и ее частям;
  • разработка документации на информационную систему и ее части;
  • разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий;
  • разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта.

Стадия 6. Рабочая документация:

  • разработка рабочей документации на информационную систему и ее части;
  • разработка и адаптация программ.

Работы данной группы стадий выполняются на основе утвержденного «Технического задания». Разрабатываются основные положения проектируемой системы, принципы ее функционирования и взаимодействия с другими системами; определяется структура системы; разрабатываются проектные решения по обеспечивающим частям системы[20].

На данных этапах выполняются два этапа работ: техническое и рабочее проектирование. Технологическая сеть выполнения работ по логической проработке архитектуры информационной системы изображена на рисунке 2.

В процессе которой строится несколько вариантов всех компонентов системы; проводится оценка вариантов по показателям: стоимости, трудоемкости, достоверности получаемых результатов, и составляется «Технический проект» системы.

Рисунок 2 Технологическая сеть выполнения работ по логической проработке архитектуры информационной системы

Условные обозначения:

Д 1.1 – ТЗ; Д 1.2 - основные положения по ЭИС;

Д 2.1 – описание организационной структуры;

Д 3.1 – описание функциональной структуры;

Д 4.1 – принципы организации информационного обеспечения;

Д 5.1 – постановка задачи;

Д 6.1 – формы первичных и результатных документов;

Д 6.2 – система ведения документов;

Д 7.1 – классификаторы;

Д 8.1 – структуры сообщений;

Д 9.1 – описание макетов и структур файлов;

Д 10.1 – системы технологических процессов обработки данных;

Д 11.1 – ТЭО; Д 11.2 – описание состава и характеристика периферийной техники;

Д 12.1 – АП; Д 13.1 – проектно-сметная документация;

Д 14.1 – показатели экономической эффективности;

Д 15.1 – план мероприятий по подготовке объекта к внедрению проекта ЭИС;

Д 16.1 – технический проект[21]

Стадия 4. Эскизный проект

Эскизный проект предусматривает разработку предварительных проектных решений по системе и ее частям.

На стадии разработки эскизного проекта рассматривают варианты изделия и (или) его составных частей. Эскизный проект может разрабатываться без рассмотрения на этой стадии различных вариантов.

При разработке эскизного проекта проводят следующие работы:

  • выполнение вариантов возможных решений, установление особенностей вариантов (характеристики вариантов составных частей и т.п.);
  • предварительное решение вопросов упаковки и транспортирования изделия;
  • изготовление и испытания макетов с целью проверки принципов работы изделия и (или) его составных частей;
  • разработку и обоснование технических решений, направленных на обеспечение показателей надежности, установленных техническим заданием и техническим предложением;
  • оценку изделия на технологичность и правильность выбора средств и методов контроля (испытаний, анализа, измерений);
  • оценку изделия по показателям стандартизации и унификации;
  • оценку изделия в отношении его соответствия требованиям эргономики, технической эстетики. При необходимости, для установления эргономических, эстетических характеристик изделия и для удобства сопоставления различных вариантов по этим характеристикам изготавливают макеты;
  • проверку вариантов на патентную чистоту и конкурентоспособность, оформление заявок на изобретения;
  • проверку соответствия вариантов требованиям техники безопасности и производственной санитарии;
  • сравнительную оценку рассматриваемых вариантов, вопросы метрологического обеспечения разрабатываемого изделия (возможности выбора методов и средств измерения). Сравнение проводят по показателям качества изделия (назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, экономическим, эстетическим, эргономическим). При этом следует учитывать конструктивные и эксплуатационные особенности разрабатываемого и существующих изделий, тенденции и перспективы развития отечественной и зарубежной техники в данной области;
  • выбор оптимального варианта (вариантов) изделия, обоснование выбора; принятие принципиальных решений; подтверждение (или уточнение) предъявляемых к изделию требований (технических характеристик, показателей качества и др.), установленных техническим заданием и техническим предложением, и определение технико-экономических характеристик и показателей, не установленных техническим заданием и техническим предложением;
  • выявление на основе принятых принципиальных решений новых изделий и материалов, которые должны быть разработаны другими предприятиями (организациями), составление технических требований к этим изделиям и материалам;
  • составление перечня работ, которые следует провести на последующей стадии разработки, в дополнение или уточнение работ, предусмотренных техническим заданием и техническим предложением;
  • проработку основных вопросов технологии изготовления (при необходимости)
  • подготовку предложений по разработке стандартов (пересмотр и внесение изменений в действующие стандарты), предусмотренных техническим заданием на данной стадии[22]