Файл: Организационная культура как источник конкурентных преимуществ фирмымагазинов «Табачини».pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие теоретические аспекты организационной культуры фирмы
1.1. Понятие организационной культуры и конкурентные преимущества
1.2. Основные функции организационной культуры
1.3. Причины и факторы, оказывающие влияние на культуру организации
2. Анализ организационной культуры сети магазинов табачной продукции «Табачини»
2.1. Общая характеристика деятельности сети магазинов табачной продукции «Табачини»
Для целей совершенствования и развития организационной культуры сети магазинов «Табачини» предлагается разработать Кодекс организационной культуры. Целью данного документа будет являться формирование норм и ценностей, которые будут способствовать эффективному достижению целей организации.
Кодекс организационной культуры очень важен в крупных компаниях, где люди не знают друг друга лично и необходима идеологическая основа, которая будет их, объединять, которая зафиксирует общие ценности, конвенции, правила и стандарты.
Внедряемый в ближайшем будущем Кодекс организационной культуры будет выполнять функции:
1. Взаимосвязь компании. Эта функция позволит повысить согласованность и взаимопонимание на всех уровнях организации, укрепление взаимопонимания на горизонтальных, вертикальных и диагональных связях сотрудников. Соединяя различные компоненты организации, Кодекс будет снижать неизбежные противоречия:
- между системным и субъектным уровнями компании;
- бюрократической и общинной компонентами организации;
- разными группами интересов организации, руководителями и подчиненными, подразделениями, профессиональными и иными категориями персонала;
- целями бизнеса и целями сотрудников.
2. Формирование ожидаемых норм жизнедеятельности коллектива, спонтанно регулирующих фактическое поведение (привычки, традиции). Кодекс декларирует требуемые правила. Нормы же, как было уже отмечено, зачастую бессознательно регулируют деятельность работника, входя в его личную культуру. У правил есть субъект создания (как правило, это руководители предприятия). У норм субъекта нет, они стихийно производятся средой. Когда правила осваиваются настолько, что переходят в нормы, они убираются из кодекса как уже ненужные там, поскольку соблюдаются в силу привычки.
3. Ускоренная адаптация новичков и помощь новым сотрудникам «влиться» в трудовой коллектив. На стадии подбора новички будут знакомиться с правилами Кодекса корпоративной культуры. В ходе изучения новые сотрудники будут сопоставлять свои представления о культуре организации, смогут оценить свои ожидания и существующую действительность.
Совершенствование организационной культуры будет осуществляться при помощи создания Кодекса корпоративной культуры, который будет негласным правилом морального поведения внутри организации. Внедряемый кодекс был разработан на основе существующих в организационной культуре данного предприятия ценностей и практики повседневной деятельности персонала. В результате внедрения данного документа в жизнь предприятия, можно ожидать положительный эффект.
Трудности, с которыми может столкнуться сеть магазинов «Табачини» в ходе внедрения Кодекса - это отторжение данного документа как такового. Этот документ может быть воспринят как попытка внедрить что-то новое, что может помешать отлаженной работе и внести разлад в коллектив. А также этот документ может быть не воспринят всерьез, так как многое зависит от того, как внедрить этот документ в организацию так, чтобы он прижился и воспринимался всеми сотрудниками всерьез. Чтобы избежать данных проблем, в процессе составления Кодекса большое количество сотрудников в этом должно быть задействовано. В таком случае коллектив будет знать, что свой вклад они внесли в этот проект и воспринимать его как нечто весомое и значимое.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что единство коллектива и руководства, атмосфера доверия, коммуникативная компетентность менеджеров, теплый психологический климат являются немногочисленными составляющими, при которых даже самые сложные проблемы могут быть решены сообща.
Выводы по третьей главе работы.
В данной главе предложены рекомендации для улучшения организационной культуры сети магазинов, а именно:
- разработка принципов работы компании и их доведение до работников;
- определение путей развития организации (фокусирование на объектах культуры, оценка, контроль за ними со стороны руководства, применение вознаграждений и статусов, использование символов, обрядов, ритуалов);
- внедрение Кодекса организационной культуры.
Сделан вывод, что реализация указанных мероприятий позволит серьезно усовершенствовать организационную культуру в сети магазинов.
Заключение
Организационная культура предоставляет компании ряд возможностей для улучшения имиджа фирмы. Крупные компании, при поиске новых возможностей, пришли к единому мнению, что корпоративная культура имеет очень большое влияние на различные показатели: текучка кадров, прибыль, выполнение планов и т.д.
Корпоративная культура в сети магазинов табачной продукции «Табачини», которая входит в ООО «Автотех», находится на пути становления. Поскольку этот процесс находится в разработке, понимание к руководству необходимости создания устойчивой корпоративной культуры уже пришло. Но все же больше стимулируется поддержание спроса на табачную продукцию, по мере технологических и профессиональных возможностей компании. Большая емкость рынка дает фирме возможность выхода на другие сегменты в целях завоевания крупной доли рынка.
Наряду с возможностями рынок несет в себе также ряд угроз, которые затрудняет развитие фирмы. Основная и наиболее опасная угроза исходит со стороны конкурентов. На рынке данной сферы наблюдается достаточно высокий уровень конкуренции, т.к. в Томске существует множество мест, где можно приобрести табачную продукцию. Для устранения слабых сторон и угроз, а также небольшим опытом работы на рынке рекомендуется разработать мероприятия по повышению производительности организации, и соответственно увеличению прибыли. Для того чтобы сеть магазинов «Табачини», и в целом ООО «Автотех», продолжала развиваться, выдержала конкуренцию нужно разработать стратегию диверсификации, предметом которой будет являться открытие нового подразделения.
В данной работе проведен анализ организационной структуры сети магазинов табачной продукции, анализ кадровой политики.
Цель работы - развитие организационной культуры на примере сети магазинов табачной продукции «Табачини» достигнута в полном объеме. Данная цель достигалась путем решения поставленных задач, а именно: был изучен и проанализирован теоретический материал по теме, а также вынесены предложения по улучшению организационной культуры на конкретном предприятии.
В ходе проведения анализа организационной культуры сети магазинов «Табачини», была выявлена существующая организационная культура, а также определена организационная культура, которую хотели бы видеть сотрудники, были описаны положительные и отрицательные стороны организационной культуры сети магазинов.
К положительным сторонам организационной культуры можно отнести: наличие логотипа, фирменного стиля, наличие рекламных буклетов, есть система обучения персонала, есть традиции, существует сформулированная миссия организации и цель, есть нормы и правила поведения сотрудников.
К отрицательным сторонам организационной культуры можно отнести: отсутствие у сотрудников представления о цели и миссии организации, неудовлетворенность заработной платой, различие ценностей торгового и управленческого персонала, не слишком теплый морально-психологический климат.
В работе предложены рекомендации для улучшения организационной культуры сети магазинов, а именно:
- разработка принципов работы компании и их доведение до работников;
- определение путей развития организации (фокусирование на объектах культуры, оценка, контроль за ними со стороны руководства, применение вознаграждений и статусов, использование символов, обрядов, ритуалов);
- внедрение Кодекса организационной культуры.
Реализация указанных мероприятий позволит серьезно усовершенствовать организационную культуру в сети магазинов.
Список использованных источников
Монографии и периодические издания
- Акперов И.Г., Масликова Ж.В. Особенности формирования организационной культуры в современной России - М: Эксмо, 2016. – 320 с.
- Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб.: Питер, 2014. – 528 с.
- Асаул А.Н., Асаул М. А., Ерофеев П. Ю., Ерофеев М. П. Культура организации: проблемы формирования и управления - СПб.: Гуманистика, 2016. - 320 с.
- Атабаев Д.Д. К вопросу об особенностях управления организационной культурой предприятий // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. - 2018. - № 1. - С. 120-125.
- Белашова В.В., Буряк Н.Ю. Методы мотивации персонала в различных организационных культурах // Форум молодых ученых. - 2017. - № 11 (15). - С. 128-132.
- Белинская Д.Б. Управление "организационной культурой" предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 3-2 (80). - С. 908-913.
- Веснин В.Р. Организационная культура // Социально-гуманитарные знания. - 2017. - № 3. - С. 12-14
- Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда - Инструменты, методики, практика – М.: Изд. Альпина Паблишер, 2016. – 263 с.
- Волошин Ю.Ю. К понятиям "организационная культура" и "корпоративная культура" // Молодой ученый. - 2017. - № 35 (169). - С. 29-35.
- Воробьев Л.А. Менеджмент организации. - Минск: Дизайн ПРО, 2016. – 486 с.
- Грудистова Е.Г. Основные подходы к оценке эффективности управления организационной культурой // Труды Братского государственного университета. - 2017. - Т. 1. - С. 139-146.
- Донгуроол А.А., Донгак Ч.Г. Управление организационной культурой // Экономика и социум. - 2017. - № 5-1 (36). - С. 444-447.
- Карташевич Е.В. Управление организационной культурой компании: инновационный аспект // Kant. - 2017. - № 4 (25). - С. 188-191.
- Кирсанова Д.А., Слепцова Е.В. Основные подходы к управлению организационной культурой: от теории к практике // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 7 (15). - С. 139-142.
- Колибабчук К.К. Управление организационной культурой как технология повышения конкурентоспособности предприятия // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами сборник научных статей II Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 239-245.
- Кочеткова Р.М., Кухницкая М.В. Факторы, влияющие на организационную культуру // Роль государственного регулирования: вызовы современной экономики Всероссийская заочная научно-практическая конференция. - 2017. - С. 93-97.
- Лексин В. Потенциал и инструментарий теории организации // Вопросы экономики. – 2016. - № 7. - С. 143-151.
- Магура М. Культура организации. Секреты мотивации: или мотивация без секретов / М. Магура, М. Курбатова - М.: ИНФРА-М, 2017. - 687с.
- Макеева В.Г. Культура предпринимательства: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2016. – 284 с.
- Ньюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. - СПб.: Питер, 2015. - 347 с.
- Организационная культура / И.В. Грошев, П.В. Емельянов, В.М. Юрьев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 288 с.
- Понасенко О.А., Батарчук Д.С. Управление организационной культурой: проблемы и перспективы // Экономика и социум. - 2017. - № 12 (43). - С. 1596-1599.
- Рассыпнова Ю.Ю. Управление организационной культурой // Агропромышленный комплекс: состояние, проблемы, перспективы Материалы XIII Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 243-245.
- Рачинская И.Р. Стратегическое управление организационной культурой компании // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. - 2017. - № 6. - С. 280-285.
- Романова Ю. Изменение корпоративной культуры: доверить консультантам или возможно провести самим? - М: Эксмо, 2010. – 280 с.
- Седеноол А.А., Донгак Ч.Г. Управление организационной культурой // Экономика и социум. - 2017. - № 5-2 (36). - С. 102-105.
- Ситдикова Л.Ф., Садриева И.И. Управление организационной культурой // Вектор экономики. - 2018. - № 5 (23). - С. 112-116.
- Стаут Л. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. - М.: Статут, 2016. – 620 с.
- Тимченко А.Г. Организационная культура в деятельности предприятий // Современные аспекты экономики. - 2018. - № 5 (249). - С. 110-115.
- Фавро О. Экономика организаций // Вопросы экономики. – 2017. - № 2. - С. 4-17.
- Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. - СПб: Питер, 2016. - 336 с.
- Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Кадровый вестник. - 2016. - № 1. - С. 36-39.
Интернет-ресурсы
- Аверьянов Л.Я. Организационная культура управления современных предпринимательских структур [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.big.spb.ru (дата обращения: 19.09.18)
- Сайт ООО «Автотех» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://avtotex.tomsk.ru (Дата обращения 19.09.18)
-
Веснин В.Р. Организационная культура // Социально-гуманитарные знания. - 2017. - № 3. - С. 12. ↑
-
Тимченко А.Г. Организационная культура в деятельности предприятий
Современные аспекты экономики. - 2018. - № 5 (249). - С. 110. ↑
-
Организационная культура / И.В. Грошев, П.В. Емельянов, В.М. Юрьев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. С. 11. ↑
-
Седеноол А.А., Донгак Ч.Г. Управление организационной культурой // Экономика и социум. - 2017. - № 5-2 (36). - С. 102. ↑
-
Асаул А.Н., Асаул М. А., Ерофеев П. Ю., Ерофеев М. П. Культура организации: проблемы формирования и управления - СПб.: Гуманистика, 2016. С. 29. ↑
-
Фавро О. Экономика организаций // Вопросы экономики. – 2017. - № 2. - С. 4-17. ↑
-
Магура М. Культура организации. Секреты мотивации: или мотивация без секретов / М. Магура, М. Курбатова - М.: ИНФРА-М, 2017. С. 21. ↑
-
Волошин Ю.Ю. К понятиям "организационная культура" и "корпоративная культура" // Молодой ученый. - 2017. - № 35 (169). - С. 29. ↑
-
Стаут Л. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. - М.: Статут, 2016. С. 375-378. ↑
-
Волошин Ю.Ю. К понятиям "организационная культура" и "корпоративная культура" // Молодой ученый. - 2017. - № 35 (169). - С. 30. ↑
-
Акперов И.Г., Масликова Ж.В. Особенности формирования организационной культуры в современной России - М: Эксмо, 2016. С. 5-7. ↑
-
Атабаев Д.Д. К вопросу об особенностях управления организационной культурой предприятий // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. - 2018. - № 1. - С. 120. ↑
-
Ситдикова Л.Ф., Садриева И.И. Управление организационной культурой // Вектор экономики. - 2018. - № 5 (23). - С. 113. ↑
-
Романова Ю. Изменение корпоративной культуры: доверить консультантам или возможно провести самим? - М: Эксмо, 2010. С. 19-23. ↑
-
Ситдикова Л.Ф., Садриева И.И. Управление организационной культурой // Вектор экономики. - 2018. - № 5 (23). - С. 114. ↑
-
Белинская Д.Б. Управление "организационной культурой" предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 3-2 (80). - С. 909. ↑
-
Лексин В. Потенциал и инструментарий теории организации // Вопросы экономики. – 2016. - № 7. - С. 143-151. ↑
-
Понасенко О.А., Батарчук Д.С. Управление организационной культурой: проблемы и перспективы // Экономика и социум. - 2017. - № 12 (43). - С. 1597. ↑
-
Карташевич Е.В. Управление организационной культурой компании: инновационный аспект // Kant. - 2017. - № 4 (25). - С. 189. ↑
-
Сайт ООО «Автотех» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://avtotex.tomsk.ru (Дата обращения 19.09.18) ↑
-
Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб.: Питер, 2014. С. 347-380. ↑
-
Макеева В.Г. Культура предпринимательства: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2016. С. 67-68. ↑
-
Воробьев Л.А. Менеджмент организации. - Минск: Дизайн ПРО, 2016. С. 189-190. ↑
-
Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда - Инструменты, методики, практика – М.: Изд. Альпина Паблишер, 2016. С. 67-68. ↑