Файл: Авторское право (Понятие и юридическая природа авторского договора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 650

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Значительная группа гражданских правоотношений зарождается из-за с творением и применением результатов творческой работы (произведений науки, литературы и искусства, изобретений, программ для ЭВМ, промышленных образцов). Перечисленные продукты творческой работы считаются объектами интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность - относительное собирательное понятие, применяемое в ряде интернациональных конвенций и в законодательстве основной массы государств, включая и Российскую Федерацию, для обозначения совокупности исключительных прав на последствия интеллектуальной и, основным образом, творческой работы. Кроме того, приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное название, товарный символ, символ обслуживания). В условиях становления в нашей стране цивилизованных рыночных взаимоотношений ВУЗ авторского права играет вескую роль, как поступает тему этой курсовой работы своевременной.

Задача работы: раскрытие места авторского договора в системе защиты пользователя с позиции правовых взаимоотношений.

В процессе получения указанной цели в работе находят решение задачи, такие как:

- охарактеризовать место авторского договора в системе гражданских правоотношений;

- подвергнуть обсуждению классификацию авторских договоров;

- охарактеризовать содержание авторского договора, порядок его решения, перемены и прекращения;

- охарактеризовать необыкновенности договоров о передаче исключительных и неисключительных прав;

- уяснить понятие о ответственности по авторскому договору.

Надлежит отметить, что законодательство о обороне интеллектуальной принадлежности появилось в Рф только в последние годы. Раньше существовавший режим защиты аналогичных объектов (произведения литературы, научные труды и изобретения) исходили из приоритета прав страны. Творимая свежая правовая система и интеграция Рф в крупное финансовое пространство вынудило направить свой взгляд на весь комплекс заморочек, что имеют отношение к охране интеллектуальной принадлежности. Так, роль Рф в интернациональных актах, определяющих обещания государств соучастников в сфере охраны интеллектуальной принадлежности, обязует привести национальное законодательство в соотношение с функционирующими интернациональными соглашениями.

Предметом исследования в этой работе выступает защита прав автора при помощи авторского договора.


Объектом исследования считается авторский договор, как составляющая системы защиты авторских прав.

В процессе написания этой работы использованы законодательные акты Российской Федерации, учебная и Специализированная литература по гражданскому праву, и еще материалы периодической печати по изучаемой теме.[1]

1 Общая характеристика авторского договора

1.1. Понятие и юридическая природа авторского договора

Договоры, что соединены с творением и внедрением произведений интеллектуального творчества, считаются самостоятельной группой гражданско-правовых договоров. Надлежит отметить, что одни из них содержатся организациями и авторами насчет существа и применения произведений творчества, а остальные появляются из-за с работой культурных учреждений, что раздают и применяют произведения творцов.

Помимо прочего, вероятны договоры меж авторами на существо и внедрение произведения для ублажения личностных необходимостей. В нынешнее время в том числе и не очень нужно выходить напрямую на носителя авторских прав. На крупном креативном рынке наличествует масса арбитров. У нас они также начинают появляться.

В собственный черед понятие авторского договора вырабатывалось со временем, т.к. издательский договор был самым популярным авторским договором.

Так в юридической литературе 30-40-х годов издательский договор считался одним из методов отчуждения, «переуступки» творцом принадлежащего ему исключительного права на газета и распространение собственного произведения. Это объяснение базировалось на законе, по следующим причинам «Основы авторского права» 1928 года осматривали издательский договор как соглашение «Об уступке авторского права».

В 50-е годы появилась так именуемая доктрина «разрешения». Аркадий Иосифович Ваксберг думал, что по договору автор дает возможность опубликование собственного произведения. Ориентировочно в то же время обнаружилась идею о том, что при передаче собственного произведения организации автор исключительно воплотит в жизнь принадлежащее ему право на выпуск произведения в свет. А значит, планируется иная тенденция в объяснении издательского договора, т.е. как соглашения о применении произведения. [2]


В свою же очередь после кодификации гражданского законодательства в 1964 году и подключения в него раздела «Авторское право» утвердилось единое понятие авторского договора. Так в ст. 503 ГК РСФСР наличествовало последующее определение авторского договора: «по авторскому договору автор передает или же обязуется сделать и в установленный договором срок передать свое произведение организации для применения обусловленным по договору приемом, а организация обязуется выполнить либо начать это внедрение в установленный договором срок, и еще уплатить творцу вознаграждение, помимо случаев отмеченных в законе».

Кроме того, с принятием 7 июля 1993 года ВС РФ закона «Об авторском праве и соседних правах» возобновлена система о уступке, передаче прав по авторскому договору. Таковым образом, предоставление имущественных прав может реализовываться на базе авторского договора о передаче исключительных прав или же на базе авторского договора о передаче неисключительных прав. [3]

Надлежит отметить, что с системой о уступке прав соседствует и разрешительная система (автор выдает свое единодушие на конкретные воздействия по применению его произведения). Подобная непоследовательность отражается на нормах закона, что созданы для регулировки договорных взаимоотношений творца и юзера. В том случае, ежели автор разрешает обусловленные деяния в отношении собственного произведения, т.е. воспроизводить, раздавать, прилюдно соблюдать, тогда ему абсолютно не стоит передавать права. Иными словами, автор сообща с организацией характеризует метод потребления произведения.

Так авторский договор выступает главнейшей правовой формой, в масштабах которой автор обладает вероятностью работать над творением произведений. В одном ряду с данным, автор вправе творить произведение в масштабах трудовых взаимоотношений с организацией, нуждающейся в применении его произведений. В этих случаях правовой формой, которая опосредствуют применение произведений творца, выступает трудовой договор. Потому полностью закономерно возникает вопрос о разграничении этих договоров. В том числе и в случае если и по трудовому и по авторскому договору вполне возможно газета 1-го и этого же произведения, но содержание этих договоров разно. Так в некоем случае дела регулируются нормами трудового права, ну а в ином - гражданского. Потому автор сам избирает форму отношений с организацией.

Тем не менее, в ст. 2 ЗоАП сказано, что законодательство РФ о авторском праве и соседних правах считается долею гражданского законодательства. Таким образом, к авторским отношениям употребляются главнейшие начала, на которых базируется гражданское законодательство (неприкосновенность принадлежности, равенство соучастников регулируемых взаимоотношений, свобода договора, надобность беспрепятственного претворения в жизнь гражданских прав, недопустимость свободного вмешательства кого-то в приватные дела, обеспечивания восстановления нарушенных прав, их судебная защита). [4]


Наконец, вполне возможно сделать заключение, что авторский договор считается гражданско-правовым и к нему используются нормы единой части обязательственного права. Несоблюдение же гранями договорных прямых обязанностей влечет обязанность по ст. 34 ЗоАП.

Наконец, авторский договор – это соглашение, по коему 1 сторона (автор) передает либо обязуется передать в дальнейшем имущественные права на произведение, а 2-ая сторона (правообладатель) обязуется выплатить установленное гранями вознаграждение, обеспечив при применении отмеченных прав собственные неимущественные права автора.

Кроме того, авторский договор — соглашение 2-ух либо более лиц, которое направлено на установление, изменение и остановка обоюдных прав и повинностей.

Обоюдные права и обязанности сторон относятся к имущественным и связанным с ними индивидуальным неимущественным правам.

1.2. Характеристика авторского договора

Надлежит отметить, что авторский договор относится к гражданско-правовым договорам. Непосредственно в следствии этого к нему применимы правила о двусторонних и многосторонних сделках, о формах и условиях реальности сделок, свободе договоров, нормах обязательственного права, что относятся к решению и выполнению договоров, ответственности сторон.

Отталкиваясь от общепризнанной классификации договоров в гражданском праве, авторский договор (по количеству сторон) считается двусторонним. В этом случае обещания творца либо иного носителя авторского права, с одной стороны, и юзера - с другой, взаимны.

В свой черед авторские договоры бывают многосторонними, в том случае, ежели в правоотношении участвуют несколько творцов или же несколько юзеров, любой из которых располагает обусловленными правами и повинностями. Так многосторонним договором считается авторский договор, в каком любой из соавторов выступает как сторона.

Помимо прочего, авторский договор считается консенсуальным, потому что для его решения и предисловия в действие достаточно только согласия автора.

Авторский договор носит возмездный характер, проявляющийся или в получении сторонами гонорары, или иного встречного удовлетворения за выполнение обязанностей по договору согласно положению ст. 423 ГК РФ.

На практике же встречное удовлетворение может выражаться в передаче издательством творцу экземпляров готового произведения. Впрочем, похожая предоставление в судебном порядке будет расценена как предоставление «авторских экземпляров».


В свою очередь авторский заработок, вознаграждение, которое получает автор от реализации собственных произведений, считаются незаменимым условием договорных взаимоотношений и материальным катализатором для последующей творческой работы в целях становления культуры, образования в сообществе. Значит, меж творцом и сообществом возникают духовно-нравственные дела, а авторско-правовые нормы только лишь усиливают их.

1.3. Виды авторского договора

Договоры имеют все шансы быть классифицированы по многообразным причинам, в частности, прием применения произведения (издание - издательский договор, постановка - постановочный договор).

Нередко размножение и распространение научных, литературных, музыкальных произведений совершается на базе издательских договоров, что содержатся меж творцом и издательством.

Тем не менее, издательские договоры по собственной специфике различаются от договоров по передаче авторских прав. Целью издательского договора, сообразно Г.Ф. Шершеневичу, считается размножение и распространение произведения, совершающегося с помощью издателя, который берет на себя на себя риск издания. В силу этого договора издатель получает право распространения лишь на время, которое устанавливается явным сроком или распродажей 1-го либо нескольких изданий. Этим временным нравом издательский договор отличается от передачи по договору авторского права.[5]

Издательский договор в Рф подчас оформляют с именем «Авторский договор», сущность которого содержится в обеспечивании издания правами и прямыми обязанностями сторон.

В соответствии со ст. 1287 ГК РФ «о предоставлении права применения произведения по договору, который заключен автором или же иным правообладателем с издателем», надо применять произведение не позже установленного срока, прописанного в договоре. В тех случаях, когда отсутствует точный срок, применение произведения должно быть начато в срок, обыденный для этого вида произведений и метода их применения. Похожий договор, сообразно ч. 4 ГК РФ, величается издательским лицензионным договором.

Постановочный договор - вид авторского договора о передаче неопубликованного произведения, чтоб исполнить его публично.

Предметом этого договора считаются музыкальные, драматические произведения, применяемые зрелищными организациями.

Сценарные договоры – это вид авторского договора о передаче неопубликованного произведения для использования в кино- либо телевизионном фильме.