Файл: Проблемы, влияющие эффективность построения коммуникаций в организации.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы коммуникаций в организации
1.1 Сущность коммуникативного управления в организации
1.2 Понятие, структура и роль организационной культуры в системе коммуникаций организаций
1.3 Роль кадровой службы в формировании коммуникативных связей в организации
2 Анализ коммуникаций в образовательном учреждении
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ коммуникативных связей в образовательном учреждении
3 Совершенствование коммуникативной среды организации
3.1 Проблемы, влияющие эффективность построения коммуникаций в организации
3.2 Совершенствование коммуникативной среды образовательного учреждения
- реализация государственной политики по вопросам образования;
- совершенствование организации образовательного процесса МБОУ СОШ № 76,
- разработка и утверждение образовательных программ МБОУ СОШ № 76,
- принятие решений о ведении платной образовательной деятельности по конкретным образовательным программам,
- определение основных направлений развития МБОУ СОШ № 76, повышения качества и эффективности образовательного процесса,
- принятие решений о создании спецкурсов, факультативов, кружков и др.,
- определение сменности занятий по классам,
- принятие решений о требованиях к одежде обучающихся,
- принятие решения об отчислении обучающегося в соответствии с законодательством,
- принятие решений о переводе из класса в класс, о допуске к ГИА обучающихся, о награждении обучающихся,
- принятие решений о распределении стимулирующей части выплат в рамках положения об оплате труда МБОУ СОШ № 76,
- вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. [24]
В МБОУ СОШ № 76 формируется попечительский совет. Основной задачей попечительского совета является содействие материально-техническому обеспечению образовательного процесса в МБОУ СОШ № 76.
С этой целью попечительский совет:
- привлекает средства пожертвований на уставную деятельность МБОУ СОШ № 76,
- осуществляет контроль за целевым использованием привлеченных пожертвований,
- согласует с Директором школы основные направления своей работы,
- содействует организации деятельности МБОУ СОШ № 76 путем консультирования работников Школы, информационной поддержки проводимых МБОУ СОШ № 76 мероприятий, содействия защите прав и интересов Школы и другими способами. [24]
Состав и число членов Попечительского совета определяются Директором МБОУ СОШ № 76. Включение в состав Попечительского совета осуществляется с согласия членов Попечительского совета.
Совет действует бессрочно. Включение и исключение членов Совета осуществляется приказами Директора.
Для организации деятельности Совета на его заседании из числа членов избирается Председатель.
Заседания Попечительского совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. Решения совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов, присутствующих на заседании.
Контрольная деятельность администрации школы осуществляется на основании плана инспекционно-контрольной деятельности МБОУ СОШ № 76, ежегодно утверждаемом на педагогическом совете. В плане предусматривается проведение инспектирования с использованием различных видов контроля. Подготовка и проведение проверок осуществляется в соответствии с Положением об инспекционно-контрольной деятельности. Результаты контроля оформляются приказами по школе и доводятся до сведения учителей. Наиболее важные вопросы рассматриваются на педагогическом совете, совещаниях при директоре или заместителях директора. [24]
В ходе выполнения плана контрольно-инспекционной деятельности школы на контроль регулярно выносятся вопросы посещаемости обучающимися учебных занятий, состояния преподавания предметов, осуществления преемственности преподавания при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую, работе учителей-предметников по подготовке учащихся 9, 11-х классов к государственной (итоговой) аттестации и ЕГЭ, эффективности контроля знаний учащихся на уроках, работа учителей с тетрадями учащихся, со слабоуспевающими, ведение школьной документации. Весь внутришкольный контроль направлен на повышение уровня образовательного и воспитательного процесса в школе.
Таким образом, администратор является не столько контролером, сколько координатором, обеспечивающим коллективное получение результата. В модели личностно-ориентированной школы он заботится о реализации индивидуальных интересов в развитии личности учащегося и учителя.
2.2 Анализ коммуникативных связей в образовательном учреждении
Педагогический коллектив регулярно задействуется в административной деятельности через участие в коллегиальных органах управления, дежурстве по школе и т. д. Персональные органы управления являются основными формами координации деятельности аппарата управления школой. Основной документооборот осуществляется с использованием компьютеров, создана административная локальная сеть, с 2006 года внедрена АИАС «Директор» Каждый член администрации имеет персональный компьютер. Систематизация материалов административной деятельности ведется как на бумажном носителе, так и в электронном формате.
Рассмотрим организацию процесса принятия управленческого решения на примере деятельности и функционирования педагогического совета МАОУ СОШ № 76 г. Нижний Новгород.
На педагогическом совете принимаются решения, выполнение которых требует участия каждого члена коллектива. Развитие научно-методической деятельности педсовета свидетельствует о высоком уровне профессиональной квалификации педагогического коллектива. В школе сложилась система отбора проблем для изучения и подготовки педсоветов, учитывающая приоритетные направления деятельности педагогического коллектива и социального заказа.
Приводим примеры тематических педсоветов в рамках реализации Программы развития МбОУ СОШ № 76 на период до 2018 года:
Цель проведения педсоветов – коллективно выработать управленческое решение по поэтапной реализации общешкольной проблемы. Педсоветы во многом помогают решению задач всестороннего повышения компетентности и профессионального мастерства каждого учителя, формирования творческого потенциала педагогического коллектива в целом.
Каждый педсовет – это творчество всего коллектива. Источники творчества – анализ своей работы, выявление «узких» мест и «западающих» проблем, чтение научной, педагогической, методической, психологической литературы, изучение передового педагогического опыта, как отечественного, так и зарубежного.
На педсоветы приглашаются интересные люди, профессионально занимающиеся поисками новых технологий в образовании. Сотрудничество с преподавателями Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ), педагогическим колледжем им. Ушинского, стало нормой для педагогов школы.
Эффективность деятельности педсовета определяется качеством исполнения его решений. Решения по научно-педагогическим вопросам готовятся заранее, предварительно обсуждаются на совещании при директоре. Разумеется, они должны учитывать итоги обсуждения и высказывания учителей. Основные требования к этим решениям таковы:
-очень кратко излагается теоретическая основа темы обсуждения,
-дается обоснование, затем четко и определенно формулируются задачи, стоящие перед учителями и администрацией школы,
-перечисляются некоторые методы и приемы реализации этих задач с указанием, где возможно, ответственных и конкретных сроков.
Результаты контроля за выполнением педсовета обсуждаются в рабочем порядке, о них докладывается на следующем педсовете.
Управляющий совет как общественная структура управления. В современных условиях появился абсолютно новый орган, который впервые позволил объединить усилия школьной администрации и родительской общественности в решении важнейших вопросов функционирования школы. Этим органом стал управляющий совет. В его состав входят представители родительской общественности, педагогического коллектива, социальных структур, другие заинтересованные лица.
Компетенции и круг вопросов, которые он решает, изложены в Положении об управляющем совета МБОУ СОШ № 76.
Его компетенции как общественной структуры управления, регламентируются школьным Уставом. Ряд несомненных аргументов подтверждают необходимость использования в школах подобной структуры. Согласно законодательству Российской Федерации в сфере образования, право на управление школой имеют все участники образовательного процесса, а место, где можно реально это право реализовать, как правило, есть только у сотрудников школы, а в отдельных случаях только у школьной администрации.
В условиях функционирования управляющего совета возможность реализовать свое право на управление появилась у всех участников образовательного процесса, а управляющий совет стал местом реализации этих прав.
Существенное влияние на реализацию принципа государственно-общественного характера самоуправления и развитие инновационной деятельности оказывает управляющий совет, в состав которого на паритетных началах входят наряду с педагогами представители родительской общественности. Совет участвует в решении важнейших вопросов школьной жизни: на его заседаниях определяются основные направления развития, особенности образовательной программы школы. В определении перечня профилей обучения в старшей школе, набора элективных курсов и предметов для углубленного изучения при формировании учебного плана школы на 2015/2016 учебный год существенное влияние оказало мнение членов управляющего совета. Своей работой управляющий совет содействует созданию оптимальных условий и форм организации образовательного процесса, повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
В ходе выполнения педагогическим коллективом МБОУ СОШ № 76 социального заказа на образовательные услуги, определенные государством, произошел переход к объединению усилий всех участников педагогического процесса в решении проблем модернизации образования в направлениях повышения качества, доступности и роста эффективности.
Администрацией школы достаточно эффективно выбираются оптимальный стиль и направления в руководстве для достижения поставленных задач. Системный мониторинг и усовершенствование преподавания носят направленный характер, побуждают к профессиональному росту. Постепенно происходит усиление самоанализа и самооценки участников образовательного процесса в осуществлении внутришкольного контроля, роли общественного самоуправления, совершенствование личностно-ориентированного подхода к управлению на разных уровнях.
Образовательно-воспитательная система школы требует постоянного развития и совершенствования. Педагогический коллектив видит свою основную задачу в получении всеми учащимися качественных знаний по предметам учебного плана за счет использования всех имеющихся возможностей, включая информационные, научно-методические, технологические, кадровые. Качественное обеспечение этих возможностей и их эффективное использование – резервы успешности управленческой системы школы.
3 Совершенствование коммуникативной среды организации
3.1 Проблемы, влияющие эффективность построения коммуникаций в организации
Проблемы результатов деятельности школы. Педагогами МБОУ СОШ № 76 созданы и постоянно развиваются условия для обеспечения качественного образования для всех категорий обучающихся. Уровень подготовки учащихся по большинству предметов учебного плана соответствуют требованиям государственных стандартов. Качество обучения за последние три года стабильно и составило в среднем 38%; качество знаний по предметам учебного плана – 76%; уровень обученности - 99,9%. Третий год школа работает без второгодников.
Вместе с тем имеются проблемы, связанные с недостаточно высоким качеством знаний учащихся, особенно в усвоении учебных программ по предметам естественно-математической направленности. Показатели знаний обучающихся школы традиционно ниже среднегородских результатов обучения по точным предметам: математике, химии, физике.
Проблемы учебного процесса. В соответствии с Образовательной программой МБОУ СОШ № 76 основным направлением ее развития является создание в основной и старшей школах условий для базовой подготовки обучающихся к мотивированному выбору будущей профессии и более успешному освоению высшего образования по избранной специальности. Учащимся в соответствии с их способностями, склонностями, уровнем базовых знаний и ориентацией на будущую самостоятельную деятельность предлагается вариативность курсов, в соответствии с ними предметов и различных форм внеурочной деятельности.
В течение 20 лет в школе функционируют классы, учебный план которых построен на культурологических принципах (театральные). В последние годы произошло существенное продвижение в плане осуществления профильного обучения в классах старшей школы и использования ранней профилизации обучения с момента поступления ребенка в школу.
С 2013 – 2014 учебного года осуществляется реализация учебных планов художественно-эстетического и социально-экономического профилей; организована предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов. Выпускниками школы успешно освоены программы профильного уровня обучения по математике, обществознанию, праву, МХК.