Файл: Понятие и необходимость составления сводной (консолидированной) отчетности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- статьи (строки) типовых  форм бухгалтерской отчетности, по которым у группы отсутствуют  показатели, могут не приводиться, кроме  случаев, когда соответствующие показатели имели место в периоде предшествующем отчетному;

Головная  организация придерживается принятой формы сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о финансовых результатах и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому. Изменение избранных форм сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о финансовых результатах и пояснений к ним раскрывается в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о финансовых результатах с указанием причин, вызвавших это изменение.

Достоверность составления и соблюдение порядка представления сводной бухгалтерской отчетности обеспечивает руководитель головной организации. [16]

Объем и порядок, включая сроки представления бухгалтерской отчетности дочерних и зависимых обществ головной организации (в том числа дополнительной информации, необходимой для составления сводной бухгалтерской отчетности), устанавливает головная организация.

До  составления сводной бухгалтерской отчетности необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами.

В случае наличия у головной организации  дочерних и зависимых обществ одновременно сводная бухгалтерская отчетность составляется путем объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ и включения данных об участии в зависимых обществах.

Показатели  бухгалтерской отчетности дочернего  общества включаются в сводную бухгалтерскую  отчетность с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций, доли в уставном капитале дочернего общества либо появления иной возможности определять решения, принимаемые дочерним обществом.

Данные  о зависимом обществе включаются в сводную бухгалтерскую отчетность с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций или доли в уставном капитале зависимого общества.

Наименование  каждой составляющей сводной бухгалтерской  отчетности должно содержать слово  «сводный» и название группы. Сводная бухгалтерская отчетность представляется учредителям (участникам) головной организации. Иным заинтересованным пользователям сводная бухгалтерская отчетность представляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, или по решению головной организации.


Головной организации целесообразно составлять сводную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 июня следующего за отчетным года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами этой организации. [15]

Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) головной организации.

По  решению участников группы сводная  бухгалтерская отчетность может  публиковаться в составе публикуемой  бухгалтерской отчетности головной организации.

ГЛАВА 2 Порядок формирования сводной (консолидированной) отчетности

2.1 Урегулирование расчетов между взаимосвязанными организациями и определение доли меньшинства в капитале дочернего общества

Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 1997 г. № 24, предусматривает ведение сводного (консолидированного) учета и составления баланса и других установленных форм центральной компанией ФПГ, учрежденной всеми участниками договора о создании ФПГ или являющейся по отношению к этим участникам основным обществом, уполномоченным на ведение дел ФПГ.

Сводная (консолидированная) статистическая отчетность ФПГ составляется и представляется в Государственный комитет Российской Федерации по статистике центральной компанией в установленном порядке.

Сводные (консолидированные) отчеты, бухгалтерская и статистическая отчетность отражают имущественное и финансовое положены ФПГ, а также результаты ее инвестиционной деятельности.

До составления сводной бухгалтерской отчетности следует урегулировать и выявить все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами.
Однако отражение в учете конкретного юридического лица любых операций.


В том числе в части расчетов с другими юридическими лицами, пусть и входящими в единую группу взаимосвязанных и взаимодействующих организаций, возможно лишь на основании первичных учетных документов, подтверждающих, например, фактическое поступление материальных ценностей, позволяющее отразить в учете возникновение кредиторской задолженности перед их продавцом. [14]

Для списания числящейся в учете, но не подтверждаемой контрагентом дебиторской  задолженности необходимо соблюдение ряда условий и истечение некоторого периода времени с момента  ее возникновения.

Поэтому урегулирование расхождений во внутригрупповых  расчетах возможно лишь после объединения бухгалтерской отчетности всех организаций, входящих в Группу.

Пример:  В отчетном периоде организация «А», входящая в Группу, отгрузила  организации «В», также входящей в Группу, материалы на общую сумму согласно выставленному счету (с учетом НДС) 1200 тыс. руб. В бухгалтерском балансе организации «А» по состоянию на отчетную дату отражена дебиторская задолженность организации «В», числящаяся в учете на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» по стр. 241 «Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, подлежащая погашению в течении 12 месяцев после отчетной даты». В бухгалтерском балансе организации «В» отражены следующие показатели: по стр.621 «Кредиторская задолженность перед поставщиками и заказчиками, подлежащая погашению в течении 12 месяцев после отчетной даты» – 960 тыс. руб., по стр. 211 «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» –800 тыс. руб., по стр. 220 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» – 160 тыс. руб.

На  практике очень часто величины внутригрупповой задолженности дебиторов и кредиторов не совпадают. Причины могут быть следующие:

- организация покупатель получила материалы, но не имеет соответствующих документов от продавца, поэтому материалы либо учтены на забалансовых счетах (что не соответствует требованиям нормативных документов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности), либо отражены в бухгалтерском учете и балансе как неотфактурованные, т.е. в оценке, которая может отличаться от стоимости по счету продавца;

- организация - покупатель получила материалы, но их количество, или номенклатура, или качество не соответствуют документации, в результате чего в учете и отчетности организации покупателя они также отражены  как неотфактурованные;ъ


- организация - покупатель вообще не получила материалов (сопроводительные документы при этом могут либо отсутствовать, либо быть в наличии).

При этом в последнем случае согласно  требованиям нормативных документов, регулирующих порядок ведения  бухгалтерского учета и составления отчетности, организация – покупатель должна была отразить материалы в пути.

На  практике чаще встречается ситуация, когда внутригрупповая дебиторская задолженность превышает внутригрупповую  кредиторскую задолженность. В этом случае для урегулирования расхождений  в целях последующего исключения одинаковых сумм внутригрупповой задолженности из актива и пассива при составлении сводного бухгалтерского баланса Группы причины расхождений выясняются у организации – покупателя. После этого делаются соответствующие корректировки («поправки») в так называемом «агрегированном» (промежуточном) балансе, который представляет собой бухгалтерский баланс, составляемый путем суммирования показателей бухгалтерских балансов всех организаций, входящих в Группу (табл.1).

Таблица № 1. Расчет поправок в промежуточном балансе Бухгалтерский баланс (тыс. руб.)

№ строки

Агрегированный  показатель

Поправка

Результат

211

800

200

1000

220

160

40

200

241

1200

1200

621

(960)

(240)

(1200)

При этом отражение поправок при составлении сводной отчетности чаще всего бывает обоснованным и не искажает реального финансового положения Группы, поскольку на момент составления сводной отчетности подобные записи обычно уже сделаны в бухгалтерском учете организации «В» в связи с поступлением документов или материалов. Урегулированные таким образом величины дебиторской и кредиторской задолженности легко исключаются  (элиминируются) при составлении сводного баланса.

Если  же по каким – либо причинам урегулирование внутригрупповой задолженности  невозможно, то величину выявленных расхождений целесообразно отнести при исключении внутригрупповой задолженности в уменьшение полученной Группой за отчетный период прибыли через внереализационные расходы (по аналогии со списанием долгов, нереальных к взысканию) (табл. 2).


Следует заметить, что в бухгалтерском  учете ни одной из организаций. Входящих в Группу, соответствующие записи не делаются.
       Таблица № 2. Пример поправки в промежуточном бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках (тыс. руб.)

№ строки

Агрегированный  показатель

Поправка

Результат

241

1200

(1200)

0

470

(100000)

240

(99760)

Или

475

500

240

740

621

(960)

960

0

Отчет о прибылях и убытках

130

(300)

(240)

(540)

       Если  доля головной организации в уставном капитале дочернего общества составляет более 50 % но менее 100%, то пи составлении сводной бухгалтерской отчетности их показатели бухгалтерской отчетности, оставшиеся после первоначального исключения некоторых данных, суммируются, но при этом выделяется доля меньшинства в капитале дочернего общества и в финансовых результатах дочернего общества.

Доля  меньшинства в капитале дочернего  общества определяется по формуле 1:

ДМК = К * ДМУК : 100% (1) Где ДМК - доля меньшинства в капитале дочернего общества;

 К - капитал дочернего общества;

ДМУК - доля других организаций в уставном капитале дочернего общества.
       Доля  меньшинства в капитале дочернего  общества показывается в сводном  бухгалтерском балансе отдельной  статьей «Доля меньшинства» (за итогом раздела III «Капиталы и резервы») Составляющие капитала Группы отражаются в разделе III сводного бухгалтерского баланса за вычетом доли меньшинства.
       Доля  в финансовых результатах дочернего  общества определяется по формуле 2:

ДМРФ = НП (НУ) * ДМУК : 100% (2)

Где, ДМРФ - доля меньшинства в финансовых результатах дочернего общества;

НП (НУ) -  нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) дочернего общества.

В сводном отчете о прибылях и убытках  данный показатель показывается справочно-отдельной статьей «Доля меньшинства» по вписываемой строке, а доходы и расходы, формирующие финансовый результат Группы, отражаются за минусом доли меньшинства. [13]