Файл: Общая характеристика общеобразовательного учреждения (Модель управления мотивацией персонала в образовательном учреждении).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существенный недостаток образовательных учреждений состоит в недооценке потенциала и интеллектуальных ресурсов коллектива как основного конкурентного преимущества. Следует признать, что на сегодняшний день уровень мотивации персонала в образовательных учреждениях довольно низкий, что подтверждают и наши исследования, проведенные в конкретном учебном заведении. Это связано в первую очередь с проблемами финансирования, хотя, безусловно, существует и множество финансовых механизмов, которые могут помочь образовательным учреждениям общего образования, например получение грантов, внебюджетная деятельность за счет предоставление услуг населению. Применение новых управленческих технологий позволит снизить уровень увольнения персонала, обеспечить финансовую устойчивость образовательных учреждений, а также повысить мотивацию труда.

Анализ факторов, повышающих результативность труда работников, позволил сделать следующие выводы: «карьерный рост», стабильность работы, возможность повышать профессиональный рост, справедливая оценка работы – это то, чего большинству не хватает. Меньшее предпочтение отдано такому фактору, как возможность доступа к интеллектуальным ресурсам.

Опыт работы в бюджетных организациях формирует у людей особые профессиональные установки и ценности. Для них характерна высокая мотивация к труду, лишь отчасти подкрепляемая материальными стимулами.

Ни для кого не секрет, что в образовательных учреждениях велика эксплуатация приверженности к профессии. Существенный недостаток образовательных организаций состоит в недооценке потенциала и интеллектуальных ресурсов коллектива как основного конкурентного преимущества.

Применение новых управленческих технологий в образовательных учреждениях позволит снизить уровень увольнений персонала, обеспечить финансовую устойчивость организаций, а также повысить мотивацию труда.

Эти обстоятельства предопределили цели и задачи поиска и выбора путей развития идей мотивационного подхода к управлению образовательной организацией через разработку программы мотивации. Построение такой программы позволяет управлять мероприятиями по мотивации как проектами. Она является условием повышения эффективности трудовой деятельности.

Необходимо отметить: если организация обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, она в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В противном случае следует добиваться улучшения работы, потому что данная слабость с наибольшей вероятностью будет подвергать опасности будущую деятельность организации. Таким образом, работа по управлению мотивацией персонала есть важный и просто необходимый фактор стабильного функционирования образовательного учреждения и его динамичного развития.


Таким образом, формируя мотивационное воздействие на педагогический персонал, необходимо определить тип мотивации субъекта с учетом его принадлежности к определенной группе, выстроив поэтапную систему изучения мотивационных предпочтений работников.

Предложенная система мотивации педагогических работников включает:

1) выявление характеристик поведения педагогов, которые устраивают или не устраивают руководителя образовательного учреждения;

2) диагностику потребностей учителей и факторов, влияющих на их желание работать лучше или вызывающих неудовлетворенность трудом;

3) оценку способов стимулирования трудовой деятельности, характерных для конкретного образовательного учреждения;

4) прогнозирование оценки учителями результатов своей деятельности.

Для повышения эффективности управления педагогическим коллективом считаем целесообразным активнее применять методы нематериальной мотивации. А в условиях подушевого финансирования образования одним из средств, обеспечивающих необходимую мотивацию, может стать специальная программа стимулирования, разработанная на основе дифференцированного подхода к различным категориям и группам персонала ОУ. Конечно, перечень направлений развития и совершенствования мотивации учителя разнообразен, и сама система мотивации развивается с изменением условий труда, потребностей, мотивов и стимулов, поэтому при разработке системы мотивации необходимо предусмотреть как можно больше направлений ее развития.

Основные направления совершенствования мотивации МБОУ СОШ №9 следующие:

- реализация программ повышения квалификации,

- индивидуальный подход к мотивации каждого работника,

- развитие корпоративной культуры,

- развитие нематериальной мотивации,

- стимулирование и поощрение творческой активности педагогов.

Поэтапное осуществление предлагаемых мероприятий позволит руководителю реализовать индивидуальный подход к мотивации педагогов, повысить значимость нематериальных методов мотивации, улучшить психологический климат в коллективе и, как следствие – повысить эффективность управления персоналом образовательного учреждения и качество обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс», 2015.
  2. СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 с изменениями на 29.06.2011) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс», 2015.
  3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс», 2015.
  4. Региональный базисный учебный план ОУ Орловской области на 2014-2015 учебный год (Приказ Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области №649 от 21 марта 2013г. О региональном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Орловской области на 2013-2014 учебный год // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс», 2015.
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс», 2015.
  6. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.11. 2012 г. № 2190-р
  7. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов. М.: Сентябрь,  2015. 192 с.
  8. Балынская Н.Р. и др. Управление персоналом предприятия на основе механизмов стимулирования репродуктивного труда: монография. Санкт-Петербург: Издательство Инфо-да, 2014. 144 с.
  9. Баранова, Ю.Ю. Теоретические основы управления рофессиональным развитием педагогического персонала образовательного учреждения Электронный ресурс] / Ю.Ю. Баранова // http://cyberleninka.ru/.
  10. Беспалов, И. Развитие персонала // Smart Business Solutions. Практика современного подхода. URL: http://www.sbsc.ru.
  11. Бирюк А. Как мотивировать персонал к результативной постоянной работе / А. Бирюк // Бизнес без проблем – Персонал. – 2012. – № 5. – С. 15-23.
  12. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методика. Практика. М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. 148 с.
  13. Гармашова А.С. Способы расчета стимулирующих выплат в образовательном учреждении//Справочник руководителя образовательного учреждения, №4, 2011. – С. 26-34
  14. Давыдова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.М. Управление образовательными системами. - М.: Академия, 2013. - С. 11-74.
  15. Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. – М., 2013.
  16. Дахин, А.Н. Российское образование: модернизация или развитие?/ А. Н. Дахин// Народное образование. - 2013. - № 2.
  17. Журавлева П. В., Седегова, Р. С., Янчевский, В. Г. Теория системного менеджмента. М.: Экзамен, 2012. 512 с.
  18. Забанова, В.А. Управление мотивацией труда преподавателей техникума как условие повышения качества образования // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru.
  19. Зарецкий А. Д. Менеджмент социальной работы : учеб. пособие. – Ростов н/Д : Феникс, 2012.
  20. Игнатов В. Г., Батурин Л. А., Бутов В. И. и др. Экономика социальной сферы : учеб. пособие. – М. ; Ростов н/Д : ИЦ «МарТ», 2013.
  21. Кондратьев В. В. НR-инжиниринг. Как построить современную модель организации деятельности персонала. М. : Эксмо, 2014. 512 с.
  22. Кузнецова Н.В., Синицына О.Н. Стратегическое  управление персоналом  современной организации // Управление персоналом современной  рганизации: монография / Е.Ю.Гаранина, В.Н.Гонин, Н.А.Гончаревич  и др. - Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ», 2015. С 146-171.
  23. Кузнецова Н.В., Синицына О.Н. К вопросу о стратегии управления ерсоналом организации // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд.  2015. № 6.  С. 224-229.
  24. Методы развития персонала: современные тенденции и особенности применения // Директор по персоналу. URL: http://www.hr-director.ru.
  25. Коптелов, А.В.Управление повышением профессиональной омпетенции педагогов на муниципальном уровне [Текст]: / А.В. Коптелов, Н.В.Полякова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.-2013.-№1(14). – С. 45-49.
  26. Лапушинская Г.К. Система оплаты труда: важные «мелочи» и риски для руководителя школы// Народное образование. - 2014. - № 1. – С. 138-143
  27. Михалкина Е.В., Алешин В.А. Эффективный контракт, как институт социально-трудовых отношений в сфере высшего образования// TERRA ECONOMICUS. – 2013. – Т. 11, № 3. – С. 89- 100
  28. Немова, Н.В.Мотивация персонала: методические рекомендации [Текст]: / Н.В. Немова // Управление методической работой в школе. - М.:Сентябрь, 2012. – 141 с.
  29. Поникаровская, Е.А. Роль руководителя в создании благоприятного психологического климата коллектива [Электронный ресурс] / Е.А. Поникаровская. Режим доступа:http://slob-mk.narod.ru
  30. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 448 с.
  31. Рочев К.В. Оценка качества труда и материальное стимулирование в ВУЗе на базе системного подхода с помощью информационной индексной системы // Вопросы управления. 2014. №6. С. 60-70.
  32. Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. М.: Вершина, 2012. 224 с.
  33. Самылкина, Н.Н., Факторы, определяющие эффективность реформирования системы общего образования [Электроггый ресурс] / Н.Н. Самылкина. Режим доступа: http://www.churap.ru
  34. Сергеичева И.А. Эффективный способ стимулирования труда в бразовательном учреждении высшего образования// Управление в современных системах. – 2015. -№ 1(5). – С.55-60
  35. Симонов, В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и лушателей ФПК. – М.: Международная педагогическая академия, 2007.
  36. Управление персоналом: учеб. пособие / под ред. Г. И. Михайлиной. – М. : Дашков и К, 2014.
  37. Уткин Э. А. Мотивационный менеджмент. М. : Ассоциация авторов и издателей «Тандем» ; ЭКМОС, 2012. 256 с.
  38. Фролова, С. Мотивационная сфера педагогов: ориентиры, потребности и способы их удовлетворения / С. Фролова // Дир. школы.2014 г. №2.
  39. Шаховой, В.А. Мотивация трудовой деятельности: учеб.-метод. пособие / В.А. Шаховой, С.А. Шапиро. М.: Альфа-Пресс, 2014.
  40. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации : учеб.практ. пособие. – М. : Альпина Паблишерз, 2012.
  41. Эффективный контракт с педагогом/ Блог инспектора народного образования// http://eduinspector.ru/2014/01/29/jeffektivnyj-kontrakt-spedagogom/ (дата обращения: 20.04.2015 г.)

Приложение 1

Формы и методы мотивации и стимулирования  работников общеобразовательного учреждения

Группа методов

Потребности и мотивы

Методы и приемы мотивирования

Административные

  • страх перед увольнением;
  • страх перед наказанием;
  • желание иметь стабильную работу;
  • желание формального признания заслуг
  • издание приказов и распоряжений;
  • объявление выговоров и благодарностей;
  • разработка и утверждение должностных инструкций и др. регламентных документов;

Экономические

  • обеспечение своего существования;
  • желание быть социально  защищенным в случае болезни или потери трудоспособности; в случае экономических спадов;
  • желание формального признания заслуг
  • премирование из внебюджетных фондов
  • построение системы финансового поощрения;
  • предоставление социального пакета;
  • предоставление возможности коммерческой деятельности на территории школы (платные образовательные услуги)

Социально-психологические

  • мотивы признания, самоуважения:
  • мотив получения уважения, признания;
  • мотив достижения успеха;
  • желание карьерного роста;
  • потребность в признании

  • обобщение опыта работы,
  • аттестация на высокую квалификационную категорию;
  • привлечение к управленческой деятельности;
  • включение в резерв руководящих кадров;
  • перевод на самоконтроль;

Мотивы безопасности и комфорта: желание

  • иметь безопасное и комфортное рабочее место
  • удобного режима работы - спокойной работы без стрессов и конфликтов
  • наличие профсоюзной организации, коллективного договора.
  • четкие должностные инструкции.
  • своевременное предоставление информации о проверках.
  • составление удобного расписания занятий.

Мотивы принадлежности, общения:

  • чувствовать себя частью группы
  • потребность в неформальном общении с коллегами / с руководством и др.
  • повышение статуса образовательного учреждения
  • поддержка существующих традиций - совместное проведение досуга (вечера, экскурсии, походы и т.д.)
  • поздравление с знаменательными событиями педагога - привлечение к общественной работе

Мотивы самореализации: - желание иметь интересную работу

  • возможность реализовать свои идеи, планы
  • желание личностного  и профессионального роста и др.
  • поручение более сложных и ответственных, заданий
  • предоставление возможности регулярно повышать квалификацию, организация внутришкольных конкурсов
  • включение в коллективную деятельность

Приложение 2

Приложение 3

Структура управления МБОУ СОШ №9 г. Ливны

Приложение 4

Объемы финансирования МБОУ СОШ № 2 г. Ливны в 2013-2014 гг.

Объём финансирования по статьям расходов и исполнение бюджета за 6 месяцев 2014г.

Приложение 6

  1. Балынская Н.Р. и др. Управление персоналом предприятия на основе механизмов стимулирования репродуктивного труда: монография. Санкт-Петербург: Издательство Инфо-да, 2014. 144 с.

  2. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.11. 2012 г. № 2190-р

  3. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов. М.: Сентябрь,  2015. 192 с.

  4. Шаховой, В.А. Мотивация трудовой деятельности: учеб.-метод. пособие / В.А. Шаховой, С.А. Шапиро. М.: Альфа-Пресс, 2006.

  5. Баранова, Ю.Ю. Теоретические основы управления профессиональным развитием педагогического персонала образовательного учреждения Электронный ресурс] / Ю.Ю. Баранова // http://cyberleninka.ru/.

  6. Бирюк А. Как мотивировать персонал к результативной постоянной работе / А. Бирюк // Бизнес без проблем – Персонал. – 2012. – № 5. – С. 15-23.

  7. Давыдова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.М. Управление образовательными системами. - М.: Академия, 2013. - С. 11-74.

  8. Игнатов В. Г., Батурин Л. А., Бутов В. И. и др. Экономика социальной сферы : учеб. пособие. – М. ; Ростов н/Д : ИЦ «МарТ»,2013.

  9. Кузнецова Н.В., Синицына О.Н. Стратегическое  управление персоналом  современной организации // Управление персоналом современной  рганизации: монография / Е.Ю.Гаранина, В.Н.Гонин, Н.А.Гончаревич  и др. / под общ.ред С.С.Чернова. Книга 3. Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ», 2010. С 146-171.

  10. Журавлева П. В., Седегова, Р. С., Янчевский, В. Г. Теория системного менеджмента. М.: Экзамен, 2012. 512 с.

  11. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.11. 2012 г. № 2190-р

  12. Лапушинская Г.К. Система оплаты труда: важные «мелочи» и риски для руководителя школы// Народное образование. - 2014. - № 1. – С. 138-143

  13. Рочев К.В. Оценка качества труда и материальное стимулирование в ВУЗе на базе системного подхода с помощью информационной индексной системы // Вопросы управления. 2014. №6. С. 60-70.

  14. Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. М. : Вершина, 2012. 224 с.

  15. Коптелов, А.В.Управление повышением профессиональной компетенции педагогов на муниципальном уровне [Текст]: / А.В. Коптелов, Н.В.Полякова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.-2013.-№1(14). – С. 45-49.

  16. Немова, Н.В.Мотивация персонала: методические рекомендации [Текст]: / Н.В. Немова // Управление методической работой в школе. - М.:Сентябрь, 2014. – 141 с.

  17. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.11. 2012 г. № 2190-р

  18. Самылкина, Н.Н., Факторы, определяющие эффективность реформирования системы общего образования [Электроггый ресурс] / Н.Н. Самылкина. Режим доступа: http://www.churap.ru

  19. Фролова, С. Мотивационная сфера педагогов: ориентиры, потребности и способы их удовлетворения / С. Фролова // Дир. школы.2014 г. №2.

  20. Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. М. : Вершина, 2012. 224 с.

  21. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 448 с.

  22. Немова, Н.В.Мотивация персонала: методические рекомендации [Текст]: / Н.В. Немова // Управление методической работой в школе. - М.:Сентябрь, 2014. – 141 с.