Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятие, типы невербаـльной коммуникации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 8. Диаграмма процентного соотношения наиболее высоких уровней парциального эмоционального интеллекта, в соответствии со шкалами по тесту Н. Холла

Обращаясь к начальному этапу исследования - 33, 3% испытуемых распознали безошибочно все 6 базисные эмоциональные реакции знакомых учащихся, на представленных нами фотографиях. В результате чего, мы выявили закономерность успешного восприятия эмоционального состояния человека на фотоснимке и высокого уровня полученных данных шкалы распознавания эмоций других (33,3%) людей.

Высокий уровень эмпатии, как постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека (словарь практического психолога), также подтверждает полученные данные, как эмпирическим путём, так и в ходе опроса.

Выявленная закономерность, вызвала интерес: «Можно ли полагать, что правильная идентификация мимических проявлений эмоциоциональных состояний, во многом зависит от предыдущего опыта общения, как общественного, так и личного, от принадлежности к данной группе?»

2.4. Анализ результатов третьего этапа исследования

Итак, обработав результаты испытуемых, было выявлено, что из 100% респондентов, ни один правильно не идентифицировал все шесть предложенных эмоциональных состояний на фотографиях. Полученные данные по фото-тесту, с учётом допущенных ошибок, представлены в таблице 5 и рисунке 9.

Таблица 5

Ошибки в идентификации мимических выражений

Отображаемое эмоциональное состояние

Ошибки в идентификации мимических выражений

Гнев

Удивление

Грусть

Радость

Страх

Отвращение

0%

46,6%

6,6%

6,6%

80%

20%

Рисунок 9. Типичные ошибки в распознавании эмоций по выражению лица на фото-тесте П. Экмана

Результаты данных теста П. Экмана с учетом правильно идентифицируемых эмоциональных состояний отражены в таблице 6 и рисунке 10.

Таблица 6

Правильно идентифицированные мимические проявления

Отображаемое эмоциональное состояние

Правильно идентифицированные мимические проявления

Гнев

Удивление

Грусть

Радость

Страх

Отвращение

100%

53,4%

93.4%

93,4%

20%

80%


Рисунок 10. Правильно идентифицируемые эмоциональные состояния по фото-тесту П. Экмана

Таким образом, было получено 100% распознавание мимических выражений эмоции гнева. Радости и грусти выявлено 93,4%, что соответствует возрастной динамике склонности к проявлению базовых эмоций. Эмоции радости и гнева и грусти в данной возрастной группе явно преобладают, над эмоциями страха, отвращения, удивления.

В соответствии с этим, был проведен сравнительный анализ правильно идентифицируемых мимических проявлений эмоциональных состояний по фотографиям знакомых учащихся и по тестовым фото незнакомой девушки.

Представляем данные правильно распознанных эмоций в сравнительных рисунках 11 и 12.

Рисунок 11. Распознавание эмоций знакомых людей

Рисунок 12. Распознавание эмоций незнакомых людей

Итак, было обнаружено, что существуют общие особенности восприятия человека на фотографии. Согласно полученным данным, видно, что мимические выражения радости и грусти распознаются респондентами-подростками с высокой точностью, как по фотографиям лиц знакомых подростков, так и незнакомой девушки.

Большой процент учащихся (80%), в двух исследованиях одинаково точно определили эмоцию отвращения. Эмоцию страха распознали лучше на 53,4% по фото знакомого подростка. Эмоцию гнева идентифицировали на 46,6% лучше на фото незнакомой девушки, что может быть обусловлено, позитивным восприятием знакомого человека. Удивление, как эмоциональное состояние знакомого человека, лучше было распознано на 13,3%. Более того, 80% респондентов не могли распознать эмоцию страха по фото незнакомой девушки и путали её с удивлением.

На закономерности, связанные с этими данными было обращено внимание в начальном этапе исследования, опираясь на данные К. Изарда, П.Экмана, У. Фризена.

В комплексе, мимические выражения эмоциональных состояний по лицевой экспрессии знакомых людей в 33,3% определяются с точностью до 100%, если сопоставить эти данные с возможностью восприятия эмоций по фото незнакомого человека, то ни один респондент правильно не идентифицировал все шесть эмоциональных состояний по предъявленному незнакомому фото-эталону.

Существуют специфические различия в особенностях восприятия человека по фотографии. Они проявляются в том, что восприятие человека на фотографии, направлено в большей мере на познание внешних, индивидуальных характеристик. Данный факт можно объяснить тем, что при распознавании эмоций на фотографиях лиц знакомых людей, наряду с процессами восприятия включаются механизмы осознания, интерпритации, что соответствует более глубокому уровню познания индивидуальности.


Многозначность восприятия эмоционального состояния человека по его мимике, отображённой фотографически, является скорее правилом, чем исключением. Можно полагать, что в процессе непосредственного общения эта многозначность восприятия снимается контекстом ситуации, а также особой динамикой выражения той или иной эмоции.

Подводя итог исследованию, можно выделить следующие особенности восприятия эмоционального состояния человека по выражению его лица на фотоснимке.

  • Существует некий диапазон выражения лицевой экспрессии, различные эмоции воспринимаются по-разному. Наиболее успешно идентифицируется весь комплекс базисных эмоциональных состояний по фотографиям знакомых нам людей, мы можем предположить о связи с такими факторами, как личное отношение к знакомому человеку, изображённому на фото, принадлежность к данной группе, предыдущего опыта общения.
  • Согласно проведённому опросу, третья часть испытуемых, точно определивших эмоции на фото, при распознавании эмоциональных состояний, пытались «вжиться в предъявленные образы». Что позволяет, опираясь на психологию межличностного общения и установить связь, с таким явлением, как «вживание», сопереживание, эмпатия.
  • В результате полученных данных, проведённого исследования эмоционального интеллекта, было выявлено, что высокий уровень эмпатии, находится в прямой зависимости от высокого уровня распознавания эмоций других людей и наоборот. Следовательно, чем выше уровень эмпатии, тем лучше распознаются эмоции другого человека.
  • Как было выявлено, внутриличностный аспект, а именно самомотивация, как произвольное управление своими эмоциями, находится в прямой зависимости от управления своими эмоциями, эмоциональной отходчивости, так и эмоциональной неригидности. Т.е учащиеся с низкой самомотивацией обладают низкой способностью управлять своими чувствами, могут испытывать трудности в поведенческой сфере, импульсивны.

Заключение

В ходе курсового исследования была рассмотрена тема невербальных проявления эмоциональных состояний человека. Было рассмотрено понятие невербальной коммуникации, даны типы невербальной коммуникации, рассмотрены невербальные проявления эмоций. Даны основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний человека. Проведен эксперимент по распознаванию эмоциональных состояний человека по лицевой экспрессии и изучению эмоционального интеллекта подростков. Были обработаны и проанализированы полученные данные.


Гипотеза исследования подтвердилась.

В ходе курсового исследования был сделан вывод о том, что невербальные проявления эмоций тесно связаны с невербальной коммуникацией в целом.

Вербальные символы (слова) – основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений.

В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения – это всё примеры невербальной коммуникации.

Многочисленные исследования подтверждают, что отношения слабо поддаются вербализации, поэтому человек склонен использовать для их презентации экспрессий. При этом вопрос об изучении эмоций приобретает особую важность. Это, несомненно, связано с тем, что эмоции выполняют важную коммуникативную функцию в процессе общения людей, а адекватное опознание и интерпретация эмоций обеспечивает его эффективность.

В ходе исследования было показано, что количественная характеристика правильного распознавания всех шести базальных эмоций знакомых людей, в значительной степени превосходит количество распознаваний всех шести эмоциональных состояний незнакомцев. Также, с помощью эмпирических исследований была установлена связь успешного распознавания эмоций по лицевой экспрессии, с таким явлением, как «вживание», сопереживание и эмпатия.

В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

  • Существует некий диапазон выражения лицевой экспрессии, различные эмоции воспринимаются по-разному.
  • Согласно проведённому опросу, третья часть испытуемых, точно определивших эмоции на фото, при распознавании эмоциональных состояний, пытались «вжиться в предъявленные образы».
  • В результате полученных данных, проведённого исследования эмоционального интеллекта, было выявлено, что высокий уровень эмпатии, находится в прямой зависимости от высокого уровня распознавания эмоций других людей и наоборот.

Таким образом, задачи курсового исследования выполнены, цель достигнута.

Список использованной литературы

  1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) // Избр. психол. труды. - М., Воронеж, 2014 – 650 с.
  2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. - М., 2014 – 514 с.
  3. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – СПб., 2013 - 374 с.
  4. Вилюнас В.К. Мотивация и эмоции. СПб., 2014. - 392 с.
  5. Гамезо М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости-М.: 2008 – 495 с.
  6. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., 1997 - 553 с.
  7. Дейк Т.А. Ван. Язык, познание, коммуникация. - Благовещенск, 2011 - 468 с.
  8. Дилтс Р. Фокусы языка. – М., 2015 - 322 с.
  9. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2012 - 380 с.
  10. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2014 - 401 с.
  11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2014 - 343 с.
  12. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону, 1986 - 496 с.
  13. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб., 2014 - 340 с.
  14. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. СПб., 2012 - 480 с.
  15. Нэпп, М. Невербальное общение: мимика, жесты, движения, позы и их значение. Полное руководство / М. Нэпп, Д. Холл - СПб.: 2012 - 570 с.
  16. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979 - 561 с.
  17. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 2015 – 510 с.
  18. Страхов В.И. Внимание в социально-личностном контексте // Вопросы социальной психологии личности. Вып. 2. – Саратов, 2016 – 460 с.
  19. Татаров Н. Язык чувств. – СПб., 2012 - 362 с.
  20. Фаст Дж. Язык тела. М., 2013 - 340 с.
  21. Эмоциональные и познавательные характеристики общения / под ред. В.А. Лабунской. Ростов-на-Дону, 2015. -508 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев

Приложение 2

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев

Приложение 3

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев

Приложение 4

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев

Приложение 5.

Методика оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ)

Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1) эмоциональная осведомленность,

2) управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность),

3) самомотивация (скорее это как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14),

4) эмпатия,

5) распознавание эмоций других людей (скорее - умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Тест явно нуждается в доработке, хотя основа его может 'быть использована для создания новой его модификации.

Шкала «Эмоциональная осведомленность» - пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

Шкала «Управление своими эмоциями» - пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.