Файл: Правовой статус нотариуса (Понятие нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Нотариат призван в Российской Федерации обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Все нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Актуальность темы обусловлена тем, что правовое регулирование статуса нотариуса, отвечающее требованиям складывающихся общественных отношений в сфере организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности, является основой эффективного осуществления нотариусами деятельности по защите прав граждан и юридических лиц — основной функции института российского нотариата.

Действующие в настоящее время Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые в 1993 г., уже не отвечают стандартам закрепления статуса нотариуса как высококвалифицированного независимого профессионала в сфере права, деятельность которого в сфере бесспорной юрисдикции направлена на защиту субъективных прав граждан.

Российская Федерация является, есть правовое государство, устанавливающее высокие требования к обеспечению законности правоотношений в области гражданского оборота, защиты собственности, обеспечения наследственных и семейных прав.

И только нотариус, обладающих широким кругом предоставленных ему законом прав, обеспеченных адекватными организационными, материальными, судебными гарантиями, способен надлежащим образом осуществлять публичную деятельность по защите прав и свобод граждан и юридических лиц, нести ответственность за исполнение своих обязанностей, формировать положительное общественное мнение в отношении оценки эффективности нотариальной защиты.

Институт нотариата в правовом государстве исторически призван занимать важное место в обеспечении режима законности и правопорядка. Институт нотариата, как несудебная форма защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, является согласно Резолюции Европейского парламента институтом превентивного правосудия. В соответствии с документами Конгресса Международного союза судей функция нотариата заключается прежде всего в удостоверении юридических актов, беспристрастном информировании сторон об их существе и правовых последствиях, предотвращении гражданско-правовых споров.


Современный же российский нотариат, лишенный правовой основы деятельности, отвечающей указанным критериям, не обладает достаточно широкими полномочиями для осуществления полноценной и эффективной защиты субъективных прав.

Именно эти обстоятельства настоятельно требуют обратить внимание на роль и место российского нотариата в системе органов, обеспечивающих защиту прав, как института, осуществляющего правоохранительную деятельность.

Целью данной курсовой работы является изучение статуса нотариуса.

Для достижения данной цели в работе следует решить следующие задачи:

1)Изучить понятие нотариуса;

2) Изучить какие функции выполняет нотариус;

3) проанализировать развитие законодательного регулирования нотариальной деятельности;

4) выявить основные критерии государственного воздействия на нотариат.

1 Понятие нотариата

В соответствии со ст.1 Основ, нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать и защиту прав, и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

В теории права можно встретить разносторонние определения нотариата. Так вот, Аргунов В.Н., определяя нотариат, отмечает: "нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц..

Но такое определение устарело в определении нотариата как "системы государственных органов и должностных лиц". Оно скорее подходит для советского периода нотариата. Как верно отмечает Щенникова Л.В. "…нотариусы в России из государственных служащих с минимальным должностным окладом превратились в людей свободной профессии с высоким годовым доходом".[1]

В настоящее время опять актуально определение, которое было данно еще в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, впервые изданного в 1897 году, в котором нотариат определен как "правовой институт, носители которого - нотариусы - уполномочены государством совершать и свидетельствовать юридические акты, придавая тем последним значение актов публичных.


Нотариат стал представителем государства, но и в тоже время институтом не входящим в систему органов государства. В тоже время, нотариат является непременной составной частью современной Российской правовой системы, он позволяет государству успешнее осуществлять его правоохранительные, фискальные и судебно-юрисдикционные функции.

Итак, органы нотариата не являются государственными органами и не входят в систему государственных органов, однако на нотариат возложен ряд государственных функций.

В связи с этим уже в 1998 году ставился вопрос о конституционности вышеназванных положений, в соответствии с которыми на нотариальные палаты возложена обязанность контролировать, исходя из публичных интересов, профессиональную деятельность своих членов и реагировать на выявленные нарушения законодательства, что, по мнению заявителей, свидетельствует, о наделении негосударственных органов государственными (контрольными) полномочиями и потому не соответствует положениям Конституции Российской Федерации об осуществлении государственной власти органами государства.

К слову сказать, что нотариальные палаты выполняют и другие специфические публично значимые задачи – они оказывают содействие в развитии частной нотариальной деятельности, организации стажировки претендентов на должность нотариуса, повышении профессиональной подготовки нотариусов, возмещении затрат на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов, организации страхования нотариальной деятельности для обеспечения возмещения возможного ущерба от нотариальных действий (часть вторая статьи 25 Основ).

Так что же это, ошибка законодателя, или преднамеренное наделение органов нотариата рядом государственных полномочий?[2]

Как было отмечено в Постановлении Конституционного суда РФ "Конституция Российской Федерации, в том числе названные конституционные нормы, не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти. По смыслу ее статей 78 (части 2 и 3) и 132 (часть 2), такая передача возможна, при условии, что это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Наделение государством нотариальных палат в соответствии с законом отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан не противоречит Конституции Российской Федерации. Ее статьи 45 (часть 1) и 48 (часть 1), закрепляя обязанность государства гарантировать защиту прав и свобод, в том числе на получение квалифицированной юридической помощи, не связывают законодателя в выборе путей выполнения указанной обязанности. [3]Им осуществляется, в частности, и определение способов контроля со стороны нотариальных палат за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой.


Предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате способы контроля согласуются с международной европейской практикой: резолюция Европейского парламента от 18 января 1994 года характеризует профессию нотариуса в странах - членах Европейского Союза как публичную службу, контролируемую государством или органом, действующим на основании устава и наделенным соответствующими полномочиями от имени государства.

Вместе с тем контрольные полномочия нотариальных палат, закрепленные в оспариваемых положениях Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (пункт 3 части пятой статьи 12, часть вторая статьи 17 и часть первая статьи 34), не исключают существование и иного государственного контроля за деятельностью как нотариусов, так и нотариальных палат: органы юстиции регистрируют уставы нотариальных палат и, следовательно, проверяют их соответствие закону, а также совместно с нотариальными палатами осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, правил нотариального делопроизводства (часть вторая статьи 9, статья 33 Основ); выполнение нотариальной палатой предписанных законом обязанностей поднадзорно прокуратуре (пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"), подконтрольно органам государственной статистики и налоговым органам (статьи 32 и 33 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке. Но, кроме того, в соответствии со статьей 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации и на основании Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" суды, во всяком случае вправе рассмотреть вопрос и о законности действий или решений нотариальных палат".[4]

К слову сказать, дискуссия о взаимодействии государственных органов и органов нотариата продолжается и сейчас.

Тезис о том, что государство должно во всей полноте контролировать нотариуса, связан с соотношением понятий "государство и нотариат" и основан на позитивистском понимании государства. Сторонники его считают, что власть государства суверенна по определению и не связана правом. Власть может сама ограничить себя действующими законами, но может в любой момент снять эти самоограничения.

Не связанное принципами и нормами Конституции государство вправе принять любой закон, в том числе и о нотариате, о структуре государственной власти, о правах человека и т.д. Такому пониманию государства соответствует и понимание права, при котором обязательными являются любые нормы, установленные государством. При этом не учитываются интересы общественного прогресса, формальное равенство прав граждан, естественные и неотчуждаемые права и институты их обеспечения.


В соответствии со ст.7 Конституции РФ Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма имеет непосредственное отношение к нотариату, прежде всего в части обеспечения соблюдения и защиты прав каждого. "Достойная жизнь человека", которая будет обеспечиваться в социальном государстве, в свое содержание включает наряду с материальной обеспеченностью, благополучием также и обеспечение нотариальной защиты прав граждан.

В той мере, в какой проблемы нотариата затрагивают интересы человека, эти проблемы носят социальный характер. Соответственно последовательное решение этих проблем в интересах человека и общества с помощью нотариата является инструментом создания в России социального государства.

Одна из наиболее существенных основ конституционного строя России связана с закреплением принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Применительно к сфере нотариата это деятельность по формированию современного законодательства о нотариате и нотариальном процессе, обеспечению его реализации. Соответствующие ветви при этом являются независимыми. Цель разделения - создание гарантий от произвола, обеспечение законности, оспаривание действий нотариуса только на основе закона и только в суде.

Понятие нотариата можно раскрыть через его функции. Так, определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать юрисдикционную, правоохранительную функцию. С одной стороны, она является продолжением, детализацией функций Министерства юстиции по организации юридических услуг и правовой помощи. Подчеркивается, что реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции Российской Федерации. С другой стороны, нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте. [5]

Поэтому их деятельность тесно соприкасается: суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении, нотариальные акты оспариваются в порядке искового производства в суде или арбитражном суде, при совершении некоторых действий нотариальный орган, как и суд, руководствуется нормами ГПК РФ, принудительное взыскание по исполнительной надписи осуществляется по правилам исполнительного производства и др.