Файл: Организационная психология (Стресс как проблема в разработках на современном этапе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предметом исследования: гендерные особенности стресса.

Методы исследования:

Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.

Эмпирические:

Þ беседа, проводилась на начальном этапе исследования и в ходе всего исследования;

Þ методика Сандры Бем. Данная методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает "да" или "нет", оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник можно применять и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями — людьми, хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).

Þ тест реактивной тревожности Спилбергера. Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.

Назначение теста:

Определенный уровень тревожности ‑ естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Данный опросник позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.


Þ и методы математической статистики.

База для исследования: в исследовании принимали участие 60 учеников из 11-того "А", "Б", "В" и "Г" классов средней образовательной школы №4. Среди учеников была произведена выборка: 30 мальчиков и 30 девочек, в возрасте от 16 до 17 лет.

2.1 Исследование

На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика Сандры Бем (приложение №1), которая выявляет три типа "психологического пола":

1. Мускулинность ‑ типично мужские черты личности, традиционно к ним относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.

2. Феминность ‑ типично женские черты личности такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др.

3. Андрогинность ‑ в соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.

С помощью данной методики были получены следующие данные, которые представлены в таблице ниже:

Испытуемый № n/n

Сумма в баллах,

(F ‑ M) : 2,322

Выявленный тип:

№1 (муж., 16 лет)

å = (0,8 ‑ 0,8) : 2,322 = 0

Андрогинность

№2 (муж., 16 лет)

å = (0,8 ‑ 0,7) : 2,322 = 0,04306632

Андрогинность

№3 (муж., 17 лет)

å = (0,6 ‑ 0,9) : 2, 322 = -0,12919897

Мускулинность

№4 (муж., 16 лет)

å = (0,75 ‑ 0,7) : 2,322 = 0,02153316

Андрогинность

№5 (муж., 16 лет)

å = (0,7 ‑ 0,75) :2,322 = - 0,02153316

Мускулинность

№6 (муж., 16 лет)

å = (0,85 ‑ 0,85) = 0

Андрогинность

№7 (муж., 17 лет)

å = (0,65 ‑ 0,85) : 2,322= - 0,8613264

Мускулинность

№8 (муж., 16 лет)

å = (0,7 ‑ 0,75) : 2,322 = - 0,02153316

Мускулинность

№9 (муж., 17 лет)

å = (0,8 ‑ 0,7) : 2,322 = 0,04306632

Андрогинность

№10 (муж., 17 лет)

å = (0,85 ‑ 0,75) : 2,322 = 0,04306632

Андрогинность

№11 (муж., 16 лет)

å = (0,55 ‑ 0,75) :2, 322 = -0,08613264

Мускулинность

№12 (муж., 16 лет)

å = (0,75 ‑ 0,8) : 2,322 = -0,02153316

Мускулинность

№13 (муж., 17 лет)

å = (0,7 ‑ 0,9) : 2,322 = -0,08613264

Мускулинность

№14 (муж., 16 лет)

å = (0,6 ‑ 0,6) :2,322 = 0

Андрогинность

№15 (муж., 16 лет)

å = (0,8 ‑ 0,7) : 2,322 = 0,04306632

Андрогинность

№16 (муж., 16 лет)

å = (0,75 ‑ 0,7) : 2,322 = 0,02153316

Андрогинность

№17 (муж., 16 лет)

å = (0,7 ‑ 0,75) :2,322 = - 0,02153316

Мускулинность

№18 (муж., 17 лет)

å = (0,6 ‑ 0,9) : 2, 322 = -0,12919897

Мускулинность

№19 (муж., 16 лет)

å = (0,8 ‑ 0,7) : 2,322 = 0,04306632

Андрогинность

№20 (муж., 17 лет)

å = (0,85 ‑ 0,75) : 2,322 = 0,04306632

Андрогинность

№21 (муж., 16 лет)

å = (0,75 ‑ 0,8) : 2,322 = -0,02153316

Мускулинность

№22 (муж., 16 лет)

å = (0,75 ‑ 0,7) : 2,322 = 0,02153316

Андрогинность

№23 (муж., 17 лет)

å = (0,8 ‑ 0,7) : 2,322 = 0,04306632

Андрогинность

№24 (муж., 17 лет)

å = (0,85 ‑ 0,75) : 2,322 = 0,04306632

Андрогинность

№25 (муж., 16 лет)

å = (0,75 ‑ 0,8) : 2,322 = -0,02153316

Мускулинность

№26 (муж., 16 лет)

å = (0,85 ‑ 0,6) : 2,322 = 1,0766581

Феминность

№27 (муж., 16 лет)

å = (0,85 ‑ 0,75) : 2,322 = 0,04306632

Андрогинность

№28 (муж., 16 лет)

å = (0,85 ‑ 0,85) = 0

Андрогинность

№29 (муж., 17 лет)

å = (0,7 ‑ 0,75) : 2,322 = - 0,02153316

Мускулинность

№30 (муж., 16 лет)

å = (0,7 ‑ 0,9) : 2,322 = -0,08613264

Мускулинность

№31 (жен., 16 лет)

å = (0,8 ‑ 0,65) : 2,322 = 0,06459948

Андрогинность

№32 (жен., 16 лет)

å = (0,85 ‑ 0,6) : 2,322 = 1,0766581

Феминность

№33 (жен., 17 лет)

å = (0,75 ‑ 0,7) : 2,322 = 0,02153316

Андрогинность

№34 (жен., 16 лет)

å= (0,9 ‑ 0,8) : 2,322 = 0,04306632

Андрогинность

№35 (жен., 16 лет)

å = (0,9 ‑ 0,6) : 2,322 = 1,2919897

Феминность

№36 (жен., 17 лет)

å = (0,75 ‑ 0,55) : 2,322 = 0,08613264

Андрогинность

№37 (жен., 16 лет)

å = (0,8 ‑ 0,65) : 2,322 = 0,06459948

Андрогинность

№38 (жен., 17 лет)

å = (0,95 ‑ 0,5) : 2,322 = 1,9379844

Феминность

№39 (жен., 16 лет)

å = (0,75 - 0,7) : 2,322 = 0,02153316

Андрогинность

№40 (жен., 16 лет)

å = (0,85 ‑ 0,7) : 2,322 = 0,06459948

Андрогинность

№41 (жен., 17 лет)

å = (0,9 ‑ 0,3) : 2,322 = 2,583979

Феминность

№42 (жен., 16 лет)

å = (0,85 ‑ 0,7) : 2,322 = 0,06459948

Андрогинность

№43 (жен., 16 лет)

å = (0,8 ‑ 0,6) : 2,322 = 0,08613264

Андрогинность

№44 (жен., 17 лет)

å = (0,85 ‑ 0,65) : 2,322 = 0,08613264

Андрогинность

№45 (жен., 16 лет)

å = (0,8 ‑ 0,65) : 2,322 = 0,06459948

Андрогинность

№46 (жен., 16 лет)

å = (0,8 ‑ 0,65) : 2,322 = 0,06459948

Андрогинность

№47 (жен., 16 лет)

å = (0,85 ‑ 0,7) : 2,322 = 0,06459948

Андрогинность

№48 (жен., 17 лет)

å = (0,9 ‑ 0,6) : 2,322 = 1,2919897

Феминность

№49 (жен., 16 лет)

å = (0,85 ‑ 0,7) : 2,322 = 0,06459948

Андрогинность

№50 (жен., 16 лет)

å = (0,85 ‑ 0,7) : 2,322 = 0,06459948

Андрогинность

№51 (жен., 17 лет)

å = (0,75 ‑ 0,7) : 2,322 = 0,02153316

Андрогинность

№52 (жен., 16 лет)

å = (0,95 ‑ 0,5) : 2,322 = 1,9379844

Феминность

№53 (жен., 16 лет)

å = (0,95 ‑ 0,5) : 2,322 = 1,9379844

Феминность

№54 (жен., 16 лет)

å = (0,7 ‑ 0,9) : 2,322 = -0,08613264

Мускулинность

№55 (жен., 16 лет)

å = (0,7 ‑ 0,75) : 2,322 = - 0,02153316

Мускулинность

№56 (жен., 17 лет)

å = (0,75 ‑ 0,7) : 2,322 = 0,02153316

Андрогинность

№57 (жен., 16 лет)

å = (0,85 ‑ 0,6) : 2,322 = 1,0766581

Феминность

№58 (жен., 16 лет)

å = (0,85 ‑ 0,85) = 0

Андрогинность

№59 (жен., 16 лет)

å = (0,95 ‑ 0,5) : 2,322 = 1,9379844

Феминность

№60 (жен., 17 лет)

å = (0,6 ‑ 0,9) : 2, 322 = -0,12919897

Мускулинность


На основе полученных табличных данных мы построили следующую диаграмму. По ней хорошо видно, что испытуемым мальчикам более, присущи мужские черты личности (мускулинный тип), и они позиционируют себя как мужчины ‑ 43,3% от всех испытуемых мальчиков, при этом 53,3% испытуемых мальчиков имеют смешанный, андрогинный тип личности и всего 3% (один испытуемый) имеет феминный тип.

По группе испытуемых девочек были получены следующие данные: лишь у 30% девочек из всей выборки феминный тип личности, 60% девочкам присущ андрогинный тип личности и у 10% испытуемых девочек выявлен мускулинный тип.

Выводы по методике С. Бем: анализируя полученные данные мы можем сказать, что соответствие "психологическому" полу больше у мальчиков, чем у девочек того же возраста. Возможно, это вызвано современными условиями жизни, либо психологическими особенностями личности.

Методика №2 ‑ тест реактивной тревожности Спилбергера.

С помощью данной методики (приложение №2) нам удалось выявить реактивную тревожность (РТ) у всех испытуемых по выборкам и соотнести данные с предыдущей методикой ‑ все это представлено в нижеуказанной таблице.

№ n/n испытуемых мальчиков

Тип по тесту С.Бем

Индивидуальные значения РТ в баллах

№ n/n испытуемых девочек

Тип по тесту С.Бем

Индивидуальные значения РТ в баллах

1

Андрогинный

21

1

Андрогинный

24

2

Андрогинный

19

2

Феминный

21

3

Мускулинный

23

3

Андрогинный

22

4

Андрогинный

28

4

Андрогинный

25

5

Мускулинный

32

5

Феминный

19

6

Андрогинный

18

6

Андрогинный

24

7

Мускулинный

20

7

Андрогинный

28

8

Мускулинный

21

8

Феминный

20

9

Андрогинный

26

9

Андрогинный

27

10

Андрогинный

24

10

Андрогинный

20

11

Мускулинный

27

11

Феминный

18

12

Мускулинный

20

12

Андрогинный

19

13

Мускулинный

18

13

Андрогинный

20

14

Андрогинный

22

14

Андрогинный

24

15

Андрогинный

18

15

Андрогинный

23

16

Андрогинный

32

16

Андрогинный

24

17

Мускулинный

24

17

Андрогинный

28

18

Мускулинный

18

18

Феминный

21

19

Андрогинный

21

19

Андрогинный

24

20

Андрогинный

27

20

Андрогинный

28

21

Мускулинный

28

21

Андрогинный

19

22

Андрогинный

30

22

Феминный

24

23

Андрогинный

22

23

Феминный

25

24

Андрогинный

36

24

Мускулинный

18

25

Мускулинный

24

25

Мускулинный

24

26

Феминный

21

26

Андрогинный

36

27

Андрогинный

23

27

Феминный

21

28

Андрогинный

22

28

Андрогинный

22

29

Мускулинный

30

29

Феминный

19

30

Мускулинный

24

30

Мускулинный

22


По подсчету полученных баллов, среди испытуемых мальчиков:

· с андрогинным типом ‑ достаточно низкая вероятность стресса, лишь у трех испытуемых (№16, №22, №24) умеренные показатель реактивной тревожности (РТ), которая характеризует субъективное переживание реакции на стрессовую ситуацию;

· с мускулинным типом ‑ низкая вероятность стресса, с низкими показателями реактивной тревожности (РТ). Лишь у одного испытуемого из тринадцати умеренный показатель РТ;

· с феминным типом ‑ низкие показатели, как по РТ, но данный показатель может не входить в выборку, так как он единичный.

Среди испытуемых девочек:

· с андрогинным типом ‑ низкая вероятность стресса, лишь у одной испытуемой №26 умеренный показатель РТ, что говорит о том, что данная испытуемая испытывает стресс.

· с феминным типом ‑ низкие показатели РТ по всей выборке;

· с мускулинным типом ‑ также низкие показатели реактивной тревожности.

Между индивидуальными значениями методики С.Бем и теста на реактивную тревожность Спилбергера по всей выборке (n = 60 человек) был произведен подсчет ранговой корреляции, по коэффициенту Спирмена. Сумма r = -0,060977457, по определению слабая корреляционная зависимость, или отрицательная. Данные корреляции говорят о том, что между показателями нет никакой зависимости.

Выводы по методике №2: как мы видим из полученных данных с помощью теста на выявление личностной тревожности Спилбергера, данные из группы мальчиков с данными из группы девочек и вне зависимости от типа психологического пола ничем не отличаются.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста не подтвердилась.

Заключение

Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, настолько велика, что и решению это проблемы ‑ гендерных особенностей стресса, уже неоднократно обращались, и будут обращаться в последующие годы снова и снова.

В написании этой работы передо мной стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы стресса в разработках на современном этапе. Здесь были проанализированы работы Ганса Селье "Стресс без дистресса" три стадии стресса, когнитивная концепция Лазаруса по копинг-поведению, по клинико-психопатологическим проявлениям стресса Ю.А. Александровского, изыскания Е.Черепановой, различные статистические исследования стресса: причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная, Д. Хоффельд. Также в теоретической части нами были раскрыты основные формы проявления психологического стресса и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса.


Для осмысления исследуемой проблемы был проведен анализ исследований гендерных особенностей и поло-ролевых различий в проявлении стресса, раскрыто понятие гендера и проанализирована концепция Сандры Липсиц Бем.

Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки используемых методик. По данным первой методики мы выяснили, что испытуемым мальчикам более, присущи мужские черты личности (мускулинный тип), и они позиционируют себя как мужчины ‑ 43,3% от всех испытуемых мальчиков, при этом 53,3% испытуемых мальчиков имеют смешанный, андрогинный тип личности и всего 3% (один испытуемый) имеет феминный тип.

По группе испытуемых девочек были получены следующие данные: лишь у 30% девочек из всей выборки феминный тип личности, 60% девочкам присущ андрогинный тип личности и у 10% испытуемых девочек выявлен мускулинный тип. Анализируя полученные данные мы можем сказать, что соответствие "психологическому" полу больше у мальчиков, чем у девочек того же возраста.

С помощью второй методики на выявление реактивной тревожности, мы можем утверждать о том, что результаты по группе мальчиков с данными из группы девочек и вне зависимости от типа психологического пола ничем не отличаются. Подтверждением этого служат корреляционные данные, где r = -0,060977457, по определению слабая корреляционная зависимость, или отрицательная.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста не подтвердилась.

Список используемой литературы:

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский, - М.: "Медицина", 1993. ‑ 400 стр.

2. Алиев Х.М. Метод ключ в борьбе со стрессом / Х.М. Алиев, - Ростов-н/Д.: "Феникс", 2003. ‑ 320 стр.

3. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган, - СПб.: "Питер", 1999. ‑ 86 стр.

4. Балабанова Е.С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями // Социологические исследования. ‑ 2002. - №11, - С. 26 - 36