Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
Среди субъектов обязательного пенсионного страхования выделены:
- страхователи;
- страховщик;
- застрахованные лица, в числе страховых рисков и страховых случаев названы достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» регулируются отдельные вопросы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, регистрации и снятия в органах страховщика с регистрационного учета страхователей, а также права, обязанности и ответственность страховщика, страхователей, застрахованных лиц.
В части первой статьи 7 ФЗ-400 содержится ссылка на ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в части, касающейся установления порядка финансового обеспечения выплаты страховых пенсий[14]. В данном случае следует руководствоваться положениями главы IV, посвященной финансовой системе обязательного пенсионного страхования, в том числе вопросам формирования и расходования средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В статьи 20 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» отмечается, что индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов застрахованных лиц и стоимость одного пенсионного коэффициента определяются в соответствии со статьей 15 ФЗ-400. Таким образом, в обоих рассматриваемых законах содержатся взаимные ссылки, что объясняется тем, что сферы их регулирования тесно соприкасаются друг с другом.
В отдельной главе ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» затронуты вопросы уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (тариф страхового взноса, тариф страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, единый расчетный документ, добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и др.).
Отношения, которые связаны с расчетом и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, которые возникают в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах регулируются нормами Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (ФЗ-212).
В ст. 3 ФЗ-212 Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы назван органом, который осуществляет контроль за правильным исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Пенсионный фонд РФ также является органом, который осуществляет индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, где открыт индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером на каждое застрахованное лицо.
Перечень федеральных законов в ч. 1 ФЗ-400 не является исчерпывающим и подлежит дополнению.
Важное значение занимает ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»[15], которым установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение российских граждан, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Пенсионное обеспечение российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства с 1 января 2015 г. осуществляется в соответствии с российским законодательством, то есть с указанной даты, жители Крыма и Севастополя получают страховые пенсии наравне с другими россиянами, и на них распространяется действие законодательства о назначении и выплате социальных пенсий[16].
Ряд федеральных законов, входящих в пенсионное законодательство, имеет лишь косвенное отношение к урегулированию правоотношений, связанных с назначением и выплатой страховых пенсий. Например, в систему пенсионного законодательства входит ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», нацеленный на обеспечение прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования России при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Среди действующих в настоящее время постановлений Правительства, которые регулируют отношения по вопросам комментируемого Закона, можно выделить такие как:
- постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (от 2 октября 2014 г. N 1015) [17];
- постановление Правительства РФ «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости» от 28 августа 2014 г. N 869;
- постановление Правительства РФ «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» от 16 июля 2014 г. N 665;
- постановление Правительства РФ «О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» ;
- постановление Правительства РФ от 10 апреля 2014 г. N 284 «Об утверждении перечня международных организаций, супругам работников которых при установлении страховых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей».
В ч. 6 № 400-ФЗ в систему российского законодательства о страховых пенсиях включены ряд нормативно-правовых актов органов государственной региональной власти и местного самоуправления и акты организаций, если они регулируют отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан соответственно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций.
2.Особенности порядка назначения страховой пенсии гражданам в современной России, проблемы и пути их разрешения
2.1 Виды страховых пенсий и особенности их назначения
Реформирование пенсионной системы Российской Федерации началось еще в 2002 году. К 2013 был разработан и принят закон № 400-ФЗ, ставший основой разграничения различных видов пенсионных накоплений. В частности, им вводится понятие «страховая пенсия».
Ранее законодательство содержало понятие «трудовая пенсия». Ныне оно заменено на страховую. Главным отличием является принцип зависимости выплат от показателей, на которых строится расчет. Так:
1. При начислении трудовой пенсии основным параметром признавался объем выплат в Пенсионный фонд России (ПФР), перечисленный работодателем за конкретного труженика.
2. Исчисление страховой выплаты из ПФР строится на продолжительности официального срока работы (совокупности периодов), а также не страховых льготных периодов[18].
Страховой пенсией является выплата при утрате трудоспособности, гарантируемая государством. Она производится с целью возмещения гражданину утраченного дохода.
Введение нового порядка разделило граждан на две большие группы по дате рождения. Пограничным признан 1967 год:
1. Тем, чья дата рождения выпадает ранее указанного срока, назначается исключительно страховая выплата. Это связано с трудностями вычислений и разграничений движений по счетам.
2. Более молодые труженики могут выбрать вид обязательного пенсионного страхования (ОПС):
- Исключительно страховой. Этот вариант предусматривает отнесение 16 из 22% перечислений в счет страховых платежей. Они учитываются на персональном счете и переводятся в баллы.
- Накопительный рассчитывается иначе: часть платежа (6%) перечисляется в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или управляющую компанию (УК). Оставшиеся 10% также как в предыдущем случае переводятся в баллы.
С целью защиты вкладов граждан правительство установило мораторий на применение накопительной методики распределения взносов. Продлится он предположительно с 2014 по 2018 год. В это время Центробанк проверит НПФ и УК и внесет их в реестр.
Страховые пенсии в РФ подразделяются по условиям назначения и получателям. От вида зависит методика исчисления и итоговая сумма выплаты. Существуют три основных группы:
- по старости;
- по инвалидности;
- по утере кормильца.[19]
Рассмотрим особенности каждого вида пенсий в отдельности.
1. Требования для назначения страховой выплаты по старости
К любому заявлению о начислении страховых выплат необходимо приложить документы, удостоверяющие право на таковые. Условиями назначения пенсии по старости являются:
1) Достижение предельного возраста, критерии которого пока остались неизменными:
- 55 лет для женщин;
- 60 - для мужчин;
2) Минимальный стаж;
3) Определенное количество баллов[20].
В законе № 400-ФЗ, утвержденном 28 декабря 2013 года, содержится условие о постепенном увеличении двух последних показателей:
Таблица 1 - Условие о постепенном увеличении минимального стажа и количества балов[21]
Год подачи заявления в ПФР |
Показатель минимального стажа (лет) |
Наименьшее количество пенсионных баллов |
2015 |
6 |
6,6 |
2016 |
7 |
9 |
2017 |
8 |
11,4 |
2018 |
9 |
13,8 |
2019 |
10 |
16,2 |
2020 |
11 |
18,6 |
2021 |
12 |
21 |
2022 |
13 |
23,4 |
2023 |
14 |
25,8 |
2024 |
15 |
28,2 |
2025 |
15 |
30 |
Пенсионные баллы или коэффициенты определяются размерами страховых взносов. Их общая сумма влияет на назначаемое содержание.
2. Пенсионное содержание по инвалидности
Граждане, утратившие возможность трудится и получать зарплату, получают социальную поддержку от государства. Основания на ее предоставление записаны в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995[22]. Условиями назначения пенсионного содержания по инвалидности являются:
- установление инвалидности органами медико-социальной экспертизы (МСЭ);
- возможность подтвердить страховой стаж (без учета продолжительности).
Новое законодательство не учитывает причин возникновения нетрудоспособности. Кроме того, социальная выплата полагается гражданину, в принципе имеющему стаж. Достаточно будет даже одного дня, за который работодатель перечислил взнос в ПФР.
3. Страховая пенсия по потере кормильца
С целью поддержки нетрудоспособных родственников умершего человека, им назначается пенсионное содержание. Сумма его зависит от коэффициента, заработанного погибшим. На такую выплату могут претендовать следующие лица: