Файл: Принципы предпринимательского права Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И последнее, что хотелось бы отметить, наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков, то есть – профессионализм. В данном случае речь идет о лицензируемых видах предпринимательской (хозяйственной) деятельности. Такое требование закреплено не всех видов предпринимательской деятельности. Однако в качестве обязательного он указан в законодательстве Германии, Франции и др. [3].

Таким образом, с учетом анализа основных признаков предпринимательской деятельности, можно определить предмет предпринимательского права. Для начала, приведем позиции ученых относительно предмета данной отрасли и проанализируем их.

Так, по нашему мнению не совсем корректно выделяет предмет предпринимательского права В.Т. Батычко[3].

Так, отчасти мы можем согласится с его позицией, что к предпринимательским отношениям можно отнести профессиональную деятельность по производству товаров (работ, услуг) отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т. п. с целью получения прибыли. Отдельно также выделяется и деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью.

Также указано и такую группу отношений как государственное воздействие на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Также, по нашему мнению, если говорить о воздействии государства вообще то мы ничего по сути не раскрываем. Стоит говорить о формах государственного воздействия на субъекта предпринимательской деятельности, поскольку, как правило, формы воздействия не абстрактны, а четко отображаются в законодательстве. Более того, они часто носят исчерпывающий характер.

Общепризнанно, что предмет регулирования это, прежде всего общественные отношения, на урегулирование которых направлена конкретная отрасль права либо должна быть направлена.

Более удачно, по нашему мнению раскрывает предмет регулирования И.А. Смагина. Так, раскрывая предмет регулирования предпринимательского права как отрасли права, выделяются три основные группы предпринимательских отношений.

Так, к первой группе предпринимательских отношений отнесено отношения между хозяйствующими субъектами, возникающие на основе гражданско-правовых сделок. К ним можно отнести, например, отношения возникающие из заключения поставки сельскохозяйственной продукции, либо договора аренды. Стороны правоотношений, которые возникают из договора, являются равными. Такие отношения принято еще называть горизонтальными.


Ко второй группе предпринимательских правоотношений, отнесено отношения организационно-имущественного характера. Данные отношения не связаны с непосредственным осуществлением предпринимательской деятельности. Они только создают соответствующие условия субъектам хозяйствования. Например, к таким отношениям можно отнести отношения, которые складываются при создании субъекта предпринимательской деятельности, реорганизации либо ликвидации субъекта.

И последняя третья группа – это отношения, которые возникают в процессе государственного регулирования такой деятельности. К данной группе предпринимательских отношений можно отнести отношения, которые складываются при контроле и надзоре государства за деятельностью субъекта предпринимательской деятельности, лицензирование такой деятельности. [8, с.2]

Но лицензирование, по нашему мнению, также можно отнести и ко второй группе, поскольку, отдельные виды деятельности требуют лицензирования, а правоспособность у предпринимателя на такие виды деятельности возникает с момента получения лицензии.

Также стоит отметить, что вторая и третья группа правоотношений относится к отношениям вертикальным, неравным. Государственное регулирование предпринимательской деятельности выражается в контроле и надзоре, лицензировании. Мы видим очевидность неравенства субъектов в данном случае. В свою очередь, и организация предпринимательской деятельности приводит к взаимодействию неравных субъектов.

2. Характеристика метода предпринимательского права.

Как уже было отмечено ранее, именно метод правового регулирования является одним с признаков для разграничения отраслей права.

Под методом предпринимательского права принято понимать совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения, составляющие предмет предпринимательского права. [8, с.2].

Следует отметить, что помимо типичных правоотношений, отрасль права может также регулировать иные тесно связанные с ними отношения. Это, безусловно, учитывается законодателем при выборе метода правового регулирования. Как следствие мы можем видеть появление методов характерных не только для отрасли предпринимательского права, но и для других отраслей. Кроме того, в таких сложных отраслях, как предпринимательское право, обычно используется именно сочетание нескольких методов правового регулирования.


Предпринимательское право сочетает как частноправовые, так и публично-правовые интересы. Поскольку российское предпринимательское право является комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права, его методы разнообразны:

- императивный метод - не предоставляет субъекту правоотношений возможность выбора поведения, является жестким, содержит властные предписания, исчерпывающе регулирующие отношения. К примеру, сюда можно отнести предписания антимонопольных органов, а также обязанность регистрации предпринимателей, обязанность платить налоги и т.д.;

- диспозитивный метод - предоставляет субъектам свободу выбора определенного варианта поведения. Например, возможность определять некоторые условия договора сторонами, свобода выбора контрагента договора и др. [8, с.2, 3].

Именно поэтому данной отрасли права характерно применение нескольких связанных между собой методов правового регулирования. Так, в предпринимательском праве можно выделить следующие методы правового регулирования: метод автономных решений (метод согласования), метод обязательных предписаний и метод рекомендаций.

Метод самостоятельных решений предусматривает для субъекта возможность самостоятельно принимать то или другое решения; решать вопрос. Метод согласования предусматривает согласование решения с другой стороной правоотношений. Например, субъект самостоятельно может выбрать сторону договора, но уже если речь идет о содержании договора, то имеет место согласования его положений.

В случае, если она сторона правоотношения дает другой указание обязательное для последней, не зависимо от ее заинтересованности в его исполнении, то в данном случае используется метод обязательных предписаний. Данный метод применяется при государственном регулировании предпринимательских отношений. Речь идет, прежде всего, в данном случае о неравенстве сторон. Например, это могут быть отношения между предприятием и антимонопольным органом, между основным и дочерним предприятием. То есть идет речь о случаях, когда один субъект правомочен давать обязательные указания другому.

Метод рекомендаций предусматривает, что одна сторона правоотношения дает другой стороне совет об организации ее предпринимательской деятельности. Метод рекомендаций, соответственно содержится в рекомендационных нормах (Например, данные нормы содержатся в примерных договорах и т.д.). Метод рекомендаций является гибким и дает достаточно свободы субъекту предпринимательства.


В законодательстве учтено специфику предмета предпринимательского права, и поэтому в одних случаях мы можем встретить такое регулирование, когда предусмотрено установление прав и обязанностей в результате заключения договора. Иногда, установление прав и обязанностей законодатель связывает с актом применения права (например, предписание антимонопольного органа). Иногда вообще, возможен третий вариант - права и обязанности прямо вытекают из закона, например, обязанность государственной регистрации или получение лицензии.

Также, как мы уже отметили, дуализм методов допускает также такой способ регулирования предпринимательских отношений, при котором субъекты могут более или менее самостоятельно решить вопрос об объеме своих прав и обязанностей. Речь идет о так называемых диспозитивных нормах. Возможен также вариант, когда нормы могут носить рекомендательный характер, а могут определять полный объем субъективных прав или обязанностей.

Субъекты предпринимательских правоотношений могут находиться в равноправном (горизонтальном, например, отношения между предпринимателями) или подвластном положении (вертикальные между предпринимателями и государством нетождественны с юридической точки зрения). Средства защита установленных прав и обеспечение (гарантирование) выполнения обязательств могут быть различными (гражданско-правовыми, административными, уголовными) Осуществление защиты установленных прав может как в административном, так и в судебном порядке.

Метод правового регулирования предпринимательского права характеризуется взаимосвязью свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется публичными интересами, а также учетом рекомендаций компетентных органов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в предпринимательском праве используется императивно-диспозитивный метод правового регулирования. Но все-таки, исходя из сущности предпринимательских отношений, безусловно, превалировать в правовом регулировании должен диспозитивный метод.

Все указанные методы правового регулирования тесно связаны между собою, и законодатель часто сочетает их друг с другом при регулировании предпринимательских правоотношений. Поэтому будет неправильно связывать тот или иной метод только с определенными правоотношениями в сфере предпринимательской деятельности. Например, метод автономных решений нельзя связывать только с отношениями в процессе хозяйственной деятельности, а метод обязательных предписаний – только с отношениями при ее организации. На самом деле все намного сложнее. Так, можно сказать, что поставка регулируется методом согласования, но тут же, если идет речь о поставке для государственных нужд казенным предприятиям, то неизбежен метод обязательных предписаний.


Некоторые ученые такое сочетание методов рассматривают как элементы единого метода. Но есть и совершенно другой взгляд на данный вопрос. Так, выделяют также единый метод предпринимательского права – равное подчинение всех субъектов хозяйствования общественному хозяйственному порядку.

Положение о равном подчинении субъектов предпринимательского права общественному хозяйственному порядку, заслуживает внимания. Но, все же данный принцип по функциональной роли приближается к общеправовому принципу законности. Таким образом, нельзя говорить о конкретном методе регулирования хозяйственных (предпринимательских) отношений [10, с. 20 - 30].

Отношения, регулирующиеся нормами предпринимательского права, которые возникают в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями, являются предпринимательскими правоотношениями. Они представляют собой правовую связь между субъектами, содержание которой составляют субъективные права и обязанности. [3]. Именно на урегулирование данных отношений и направлены раскрытые методы предпринимательского права.

Итак, стоить отметить достаточно специфическое сочетания методов предпринимательского права. Можно сделать вывод, что в предпринимательском праве используется императивно-диспозитивный метод правового регулирования.

3. Принципы предпринимательского права

Предпринимательское право, как и любая другая отрасль российского права, основывается на определённых принципах, которые характеризуют и определяют правовое регулирование в данной сфере общественных отношений.

Принципы предпринимательского права – это руководящие идеи, основополагающие начала, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов. Они позволяют правильно толковать нормы предпринимательского права, что в следствии приводит к единообразию применения норм данной отрасли права.

Согласно Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.