Файл: Правоспособность и дееспособность юридического лица (Виды юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 474

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, полученную прибыль не может распределять между своим участниками (учредителями), а должна направить на достижение установленных для нее учредителями целями[5].

В зависимости от прав учредителей (участников) юридические лица на имущество, закон разделяет все юридические лица на 3 группы:

В первую группу входят юридические лица — собственники. На имущество которых их учредители (участники) имеют лишь обязательственные права требования. К ним относятся большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий — не собственников), т.е. товарищества, общества и производственные кооперативы, а из числа некоммерческих — потребительские кооперативы[6] и некоммерческие партнерства.

Во вторую группу включаются юридические лица — не собственники, на имущество которых учредители сохраняют либо право собственности (унитарные предприятия и учреждения), либо иное (ограниченное) вещное право (дочерние унитарные предприятия)[7]. Существование таких юридических лиц не свойственно нормальному имущественному обороту и является следствием переходного характера отечественной экономики.

К третьей группе относятся юридические лица — собственники, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав. Это большинство некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств) — общественные и религиозные объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др[8].

Различия в статусе этих разновидностей юридических лиц проявляется при их ликвидации или выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать передачи ему части имущества, причитающийся на его долю (при ликвидации — части соответствующего остатка). Во втором случае собственник получает весь остаток имущества юридического лица, при его ликвидации, либо остается собственником при его реорганизации. В третьем случае участник (учредитель) юридического лица не получает никаких прав на имущество ни при выходе из организации, ни при ее ликвидации.

1.2. Правоспособность и дееспособность юридического лица

Являясь участниками гражданских правоотношений, юридические лица обладают правоспособностью (ст. 49 ГК РФ) и дееспособностью (п. 1 ст. 48 ГК РФ).


Правоспособность юридического лица – признаваемая государством возможность для юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Дееспособность юридического лица – способность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, создавать для себя обязанности и исполнять их.

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают с момента его государственной регистрации и прекращаются с ликвидацией юридического лица.

Правоспособность юридического лица может быть общей и специальной (целевой).

Объем гражданской правоспособности юридического лица определяется его учредительными документами. Коммерческие организации, если в их учредительных документах прямо не указан исчерпывающий (законченный) перечень видов их деятельности, могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности и совершать любые необходимые для этого сделки, т.е. обладают общей правоспособностью. Специальной правоспособностью обладают лишь те коммерческие организации, для которых она прямо установлена учредительными документами или законом (например, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Законом определяется перечень видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), причем право осуществлять такую деятельность возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока действия лицензии, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1, 3 ст. 49 ГК РФ). Вопросы лицензирования регулируются ГК РФ, Федеральным законом от 22 апреля 2011 г. № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (ред. от 02.07.2013).

Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

В случае нарушения специальной правоспособности и правил лицензирования юридическое лицо несет ответственность, которая может быть предусмотрена законом или его учредительными документами и зависит от объема и характера нарушения (разовая сделка или систематическая деятельность). Последствия таких нарушений весьма различны – от возможности признания сделки недействительной до отзыва лицензии и принудительной ликвидации юридического лица.


Как органы, так и участники юридических лиц, и сами могут быть тоже юридическими лицами, однако, процессуальной дееспособностью наделяются исключительно физические лица – граждане, люди.

В гражданском процессе это следует из норм ст. 49 ГПК РФ, в арбитражном, из ч. 2 ст. 60 АПК РФ и ст. 61 АПК РФ, в уголовном из ст. 45 УПК РФ и ст. 55 УПК РФ, по делам об административных правонарушениях, ст. 25.4 КОАП РФ и ст. 25.5 КОАП РФ.

Из вышеперечисленных норм материального и процессуального права следует, что практическая реализация прав, как и исполнение обязанностей, любого юридического лица возможна только человеком.

По своей правовой природе, любое юридическое лицо является юридической фикцией, т.е. условным, абстрактным понятием, существующим только в сознании людей, нормативных правовых актах, и правоприменительной практике, и служащим исключительно для удобства понимания и оформления правоотношений с объединениями граждан и имущества, как субъектами права и участниками гражданских правоотношений.

Юридическое лицо представляет собой не что иное, как искусственно созданный посредством простой фикции – признания условности – субъект права. Такой субъект создается исключительно в юридических целях.

Реальными субъектами правоотношений как «внутри» самого юридического лица, так и в отношениях с другими лицами, всегда были и остаются единственно возможные носители правосубъектности – физические лица. Юридическое лицо как простая фикция недееспособно. Дееспособны лишь органы юридического лица, причем не любые, а только и исключительно, состоящие из людей.

В реальности, свойствами субъекта права – сознанием и волей, может обладать только человек. Однако законодатель в целях введения в гражданский оборот условного субъекта (юридической фикции) признает за юридическими лицами, отдельные свойства человеческой личности, олицетворяет их. Таким образом, с помощью юридической фикции, в гражданский оборот введён вымышленный (т.е. не существующий в реальности, и не обладающий свойствами личности) субъект права, существующий лишь в качестве абстрактного понятия.

2. Виды юридических лиц

2.1. Коммерческие организации

Хозяйственные общества и товарищества — наиболее распространенные виды коммерческих организаций, образуемые для систематического занятия предпринимательской деятельностью, как одна из форм коллективного предпринимательства.


Такого рода объединения, создаваемые предпринимателями, в европейском праве обычно называются компаниями или фирмами. В американском — корпорациями. В России они ранее именовались торговыми товариществами, поскольку коммерческая деятельность отождествлялась с торговлей.

Товарищества и общества имеют много общих черт:

1. Все они являются коммерческими организациями, созданными на добровольной основе (договорной) на началах членства (корпоративных) и наделяются законом общей правоспособностью.

2. Они становятся едиными и единственными собственниками имуществ, образованного за счет вкладов учредителей (участников), также произведенного и приобретенного в процессе их деятельности, что делает их самостоятельными полноценными участниками имущественного оборота.

Закон определяет их как коммерческие организации с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом[9].

Вкладом в имущество как товарищества, так и общества, могут быть деньги, ценные бумаги, иные вещи, имущественные права, имеющие денежную оценку (точную оценку, в частности, могут иметь результаты интеллектуальной деятельности, информация, сами по себе являющиеся неимущественными благами).

Как товарищества, так и общества не вправе выпускать акции.

3. Они имеют однотипную структуру управления, в которой высшим органом признается собрание их участников. Последние также имеют во многом сходные права и обязанности[10].

Эти права следующие: участие в управлении делами организации; получение информации о деятельности организации и ознакомление с ее бухгалтерскими сметами, иной документацией в установленном учредителями документами порядке; участие в распределении прибыли; получение в случае ликвидации организации части имущества, оставшейся после расчетов с кредиторами; др. права, предусмотренные законодательством или их учредительными документами.

Их основные обязанности:

делать вклады в порядке, размерах и способами, в сроки, предусмотренные учредительными документами;

соблюдать конфиденциальность информации о деятельности организации и др. обязанности, предусмотренные учредительными документами[11].

Близость этих организационно-правовых норм делает возможным их преобразование из товариществ в общества одного вида в другой вид, а также производственные кооперативы по решению общего собрания в порядке, установленном законодательством[12].


Следует обратить внимание, что действующее законодательство исключает участие в товариществах и обществах государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда закон прямо допускает их участие в хозяйственных обществах или в качестве вкладчиков в товарищества на вере, как это сделано в законе о приватизации в отношении министерств по управлению государственным или муниципальным имуществом и соответствующих фондов имущества[13].

Закон может ограничить или исключить участие отдельных категорий граждан в товариществах и обществах (например, должностные лица органов публичной власти не вправе занимать руководящие должности в частных компаниях, но могут быть акционерами в открытых А.О.)

В то же время между хозяйственными товариществами и обществами существует ряд различий.

Прежде всего следует отметить, что, следуя известной европейской (германской) традиции, российский закон различает товарищества как объединение лиц (предпринимателей) и общества как объединение капиталов, то есть организации, в которых учредители участвуют лишь своими имущественными взносами; участвовать лично они не обязаны.

Так лица, являющиеся полными товарищами в одном же качестве, не могут выступать в таком же качестве в другом товариществе[14], тогда как для участников обществ такого ограничения нет.

Это обстоятельство сказывается и на том, кто может быть участником хозяйственных товариществ и обществ.

Поскольку учредители товариществ должны лично участвовать в его деятельности, носящей коммерческий характер, то и учредители должны быть или коммерческими юридическими лицами, или гражданами-предпринимателями[15].

Участниками хозяйственных обществ могут быть любые граждане и организации[16].

Следующее отличие — это наличие у участников товарищества (за исключением вкладчиков в товариществах на вере) неограниченной ответственности по обязательствам товарищества при недостатке у последних собственного имущества.

Иначе говоря, они ручаются всем своим имуществом по долгам товарищества, а ручаться одним и тем же имуществом по долгам разных хозяйствующих субъектов недопустимо. Вместе с тем же участники товариществ, действуя от его имени, не нуждаются в специальных исполнительных органах этого юридического лица, а потому структура управления им не всегда проста (и не требует специального запрещения в уставе). Поэтому единственным учредительным документом товарищества является учредительный договор.