Файл: Понятие и источники правового регулирования возникновения права собственности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российское гражданское законодательство в скором времени должно пополниться нормой-принципом добросовестности, которая долгое время существовала в гражданском праве как принцип-идея. В связи с этим О.А. Кузнецова предлагает в проекте Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ (подготовленном Исследовательским центром частного права) ст. 1 действующего ГК РФ дополнить пунктом 4: «При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно» и пунктом 5: «Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения»[13].

Принцип справедливости давно является предметом отечественных правовых, в том числе цивилистических исследований и вполне заслуживает того, чтобы попасть в орбиту внимания и законодателя[14].

Нетрудно заметить, что большинство провозглашенных норм-принципов гражданского права касаются субъективных гражданских прав, оставляя за рамками своего регулирования гражданско-правовые обязанности. Среди фундаментальных, основных, главных положений гражданского законодательства, безусловно, следует назвать принцип надлежащего исполнения гражданско-правовых обязанностей.

1.3 Содержание и ограничения принципов гражданского права

Важнейшей особенностью принципов права является то, что их содержание является максимально широким, это самые абстрактные понятия в праве. Известно, что, чем абстрактнее норма, тем сложнее её применение. Для адресатов гражданско-правовых норм важна её конкретность. Н.М. Коршунов одним из первых обратил внимание на то, что необходим переход от понимания принципов права как «руководящих положений» к трактовке их как «набора нормативных требований»13.

Принципы права должны отражаться в тексте закона определенными нормативными требованиями, иначе их правореализа-будет крайне затруднена.

В ГК РФ, пожалуй, единственным принципом, получившим свое нормативное раскрытие, является свобода договора (ст. 421)[15]. Так, закрепляется, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, могут заключить смешанный договор, свободны в формировании условий договора.


Атомизация принципов гражданского права через перечисление их элементов, нормативных требований к участникам оборота способна наполнить их конкретным содержанием, перевести их из абстрактной академической плоскости в плоскость «практических регуляторов правотворческой и право реализующей деятельности»[16].

Система принципов гражданского права является гетеромной, она способна быть частью иной, более крупной системы, в качестве которой по отношению к ней выступает система общих принципов права.

Большинство общих принципов российского права закреплены в Конституции РФ. Безусловно, Конституция РФ должна являться «юридической основой принципов и норм гражданского законодательства»[17]. Неслучайно, основные начала гражданского законодательства, закрепленные в ст. 1 ГК РФ, даже называют «вариациями конституционных норм»[18].

Однако пути формирования основы взаимодействия конституционных и отраслевых принципов являются одним из малоисследованных вопросов в гражданском праве. При характеристике влияния конституционных основ на принципы гражданского права исследователи обычно обращаются к статьям Конституции РФ, провозглашающим единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, равенство форм собственности, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Однако влияние Конституции РФ на гражданское законодательство не должно сводиться к дублированию её норм в тексте ГК РФ.

Так, в п. 3 ст. 1 ГК РФ провозглашено[19], что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Данное правило закреплено и в Конституции РФ (ч. 1 ст. 8). Пункт 1 ст. 212 ГК РФ гласит: «В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» и является дословной копией ч. 2 ст. 8 Конституции РФ[20].

Гражданско-правовые принципы должны отражать отраслевые особенности общих принципов права.

По мнению О.В. Кузнецовой, отсутствует необходимость в копировании конституционных статей в акты гражданского законодательства, поскольку и без этого Конституция РФ является документом прямого и непосредственного действия на всей территории государства, обладает высшей юридической силой. Важнее обратить научное внимание на отраслевую специфику действия того или иного конституционного принципа права[21].


Например, конституционный принцип свободного перемещения на территории РФ товаров, услуги финансовых средств имеет значение не только для гражданского, но и для административного, таможенного, налогового права[22], и будет обладать соответствующими отраслевыми особенностями содержания, на которых и представляется важным сосредоточить исследовательский интерес. Принцип равенства является общеправовым, но его содержание для гражданского и уголовного права будет очевидно различным.

В статье 1 ГК РФ закрепляется возможность ограничения гражданских прав на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Формулировка данной статьи позаимствована из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ[23].

Термин «ограничение субъективных прав» в гражданском праве не получил единообразной трактовки. В этом отношении заслуживает внимания общий подход к проблеме, сформулированный В.П. Камышанским: «В отличие от субъективного права как меры возможного новедения у прав омоченного лица ограничение права представляет собой определенные затруднения, стеснения, сдерживания в осуществлении конкретного субъективного права»[24].

Поскольку гражданские права субординируются к тому или иному принципу гражданского права, допустимость ограничения гражданских прав как «затруднений в осуществлении» влечет и возможность ограничения принципов гражданского права.

Однако категория «ограничение принципов права» является самостоятельной, отличной от понятия «ограничение прав».

Во-первых, принцип не может быть ограничен во всех его элементах, допустимо лишь ограничение отдельных требовании и возможностей, которые он провозглашает, иначе может быть поставлена под сомнение его фундаментальная и нормообразующая правовая природа. Например, при применении конструкции публичного договора ограничиваются такие элементы принципа свободы договора, как свобода выбора контрагента и свобода выбора условий договора[25].

Во-вторых, ограничить действие одного принципа права может только иной принцип права. Система принципов гражданского права должна быть сбалансированной: если встает вопрос об ограничении какого-либо элемента принципа гражданского права, необходимо четко понимать, какой другой принцип его ограничивает. Например, институты публичного договора и договора присоединения, ограничивающие в соответствующих частях содержание принципа свободы договора, обусловлены существованием принципа равенства участников гражданских правоотношений. Запрещение коммерческой организации при заключении публичного договора выбирать контрагента защищает экономически слабую сторону, выравнивает их как участников оборота и тем самым обеспечивает действие гражданско-правового принципа равенства.


В связи с возможностью ограничения одного принципа права только другим правовым принципом самого серьезного научного внимания заслуживает предложение о выделении в системе принципов гражданского права принципа допустимости ограничения гражданских прав[26].

Глава 2 Общая характеристика возникновения права собственности

2.1 Понятие и источники правового регулирования возникновения права собственности

Исходное понятие права собственности без относительно его исторической формы можно определить следующим образом: право собственности – это право индивида, коллектива или общества в целом (государства) относится к предпосылкам, процессу и результатам материального и духовного производства, природным ресурсам иным условиям воспроизводства как к своим.

Законодательного закрепления общего определения права собственности в России нет. Пока прогнозов на этот счет не содержится, хотя это крайне нужное дело, так как без этого не предоставляется возможность системного видения фундаментального института российского права. На сегодняшний день в действующем законодательстве получили закрепление лишь отдельные аспекты понятия права собственности и его содержания.

Так в ГК РФ закреплено содержание вещного права собственности посредством правомочий владения, пользования и распоряжения (п. 1 ст. 209)[27]. Отрадно, что в проекте ФЗ РФ «О внесении изменений в часть первую, вторую, третью и четвертую ГК РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ» впервые дано определение не только содержания вещного права собственности, но и его понятие[28]. В п. 1 ст. 233 записано: «Собственник обладает наиболее полным господством над вещью и вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей ему вещи любые действия, если это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, а также устранять любое незаконное воздействие третьих лиц на эту вещь.


Применительно к нетоварному праву собственности в Конституции РФ содержится положение о том, что в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею (ст. 71)[29].

Конституция не может представлять собой сущность (ядро) всех отраслей права. Единичное и общее совпадать не должны. Поэтому когда в правоприменении (динамике) возникает сложность при привлечении норм Конституции в ходе рассмотрения конкретного гражданско-правового спора, нужно иметь в виду трансформацию норм конституционного уровня в нормы гражданского права. А если нет аналогичных отраслевых норм о собственности, такая трансформация идет через общие начала и смысл гражданского законодательства (аналогия права).

Так как во всех видах и формах права собственности в центре находится человек, исходным положением, предопределяющим цель собственности, являются нормы ст. 2 Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью[30]. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность Российской Федерации как государства. И здесь особое место занимает идея о социальном государстве (ст. 7).

К исходным началам права собственности относится конституционное положение о признании Российской Федерацией равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности in. 2 ст. 8 (Конституции РФ)[31].

Обнаруживает себя фундаментальный подход законодателя в отношении опосредования природных ресурсов, когда эти ресурсы используются и охраняются в качестве основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Но с другой стороны, эти объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9 Конституции). В данных нормах заключены как бы две противоположности: с одной стороны, ресурсовые объекты отнесены к общему достоянию, а с другой – могут находиться в собственности субъектов определенной формы собственности. На этом конституционном фундаменте развиваются и конкретизируются отраслевые нормы о праве собственности в диапазоне частная собственность – собственность как достояние народа[32].

К фундаментальным конституционным положениям, предопределяющим исходную власть над собственностью-достоянием, государственную и муниципальную собственность, относится место народа в этих отношениях. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправлениям (п. 2 ст. 3 Конституции). «Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы» (п. 3 ст. 3 Конституции). Применительно к исследуемой тематике речь идет о власти – собственности народа в указанных случаях[33].