Файл: Правовая природа акционерного общества в современном гражданском праве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вышеназванные положения должны быть включены в устав в обязательном порядке. В случае отсутствия в Уставе значимой, обязательной информации, в регистрации общества может быть отказано, вплоть до внесения необходимых изменений и дополнений. Наряду с обязательной информацией, устав может содержать и иные сведения, носящие значимый характер для АО. Единственное ограничение – данная информация не должна противоречить действующему законодательству РФ. Для разработки устава желательно привлекать только соответствующих специалистов[20].

По общему правилу внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров. В соответствии с п.4 ст.49 Федерального закона "Об акционерных обществах" решение об утверждении устава в новой редакции (подп.1 п.1 ст. 48 Закона) должно приниматься общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании. В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об акционерных обществах" регистрация устава общества в новой редакции осуществляется в порядке, предусмотренном ст.13 этого Закона. При обращении с заявлением о регистрации устава общества в новой редакции заявитель должен приложить к заявлению решение общего собрания акционеров, принятое в установленном порядке. Орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, обязан проверять соответствие представленных документов требованиям законодательства и в случае несоответствия их указанным требованиям вправе отказать в регистрации.

Внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества.

ЗАО вправе по решению общего собрания акционеров увеличить уставный капитал (за счет увеличения номинальной стоимости акций либо выпуска дополнительных акций) или уменьшить (за счет уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества). Однако следует отметить, что уменьшение уставного капитала общества не разрешается, если в результате такого уменьшения его размер станет ниже стократной суммы МРОТ[21].

ЗАО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.


2.3 Особенности правового положения акционерного общества работников, как разновидности закрытого акционерного общества

Мировая практика показывает, что предприятий, в той или иной форме принадлежащих их работникам, становится все больше. И Россия не может стоять в стороне от этого прогрессивного общественно-экономического явления.

Сегодня в России предлагаются различные методы возрождения экономики, но теоретический анализ и практический опыт свидетельствуют о том, что наиболее эффективное хозяйствование там, где обеспечивается максимальное интегрирование собственности, труда и управления.

Возможность выхода из кризиса имущественных отношений на небольших и средних российских предприятиях предусмотрена Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий" (далее - Закон о народных предприятиях), инициатором разработки которого стала Международная ассоциация предприятий с собственностью работников (МАПСР).

Цель Закона - расковать инициативу работников (от рабочего до руководителя), прекратив их отчуждение от средств производства и конечных результатов труда. Концептуальные принципы деятельности акционерных обществ работников, именуемых в тексте Закона "народными предприятиями", разработаны на основе законодательной практики западных стран и опыта США. Они соотнесены с нормами Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Авторы концепции исходили также из практической деятельности российских предприятий, большая часть уставного капитала которых принадлежит работникам.

Возможность принятия специального закона о народных предприятиях (далее - НП) предусмотрена п.2 ст.1 ФЗ "Об акционерных обществах", где дается указание на "иные федеральные законы", регулирующие деятельность акционерных обществ, имеющих некоторые особенности по сравнению с общими положениями данного Закона.

Нормы статьи 1 Закона о народных предприятиях определяют правовой статус данного акционерного общества работников как разновидность закрытого акционерного общества.

Народное предприятие имеет ряд принципиальных особенностей. Главные из них: работникам народного предприятия должно всегда принадлежать более 75 процентов уставного капитала, работников-неакционеров может быть не более десяти процентов от списочной численности всех работающих, одному работнику-акционеру не может принадлежать более пяти процентов от общего количества акций.


Для того чтобы выдержать эти нормы, Закон о народных предприятиях жестко регламентирует:

1) работник-акционер при своем увольнении по любым причинам обязан продать, а народное предприятие обязано купить принадлежащие ему акции;

2) работник-акционер может в течение года продать не более 20 процентов принадлежащих ему акций и только работникам народного предприятия.

Ограничивая некоторые права работника-акционера во владении акциями, Закон о народных предприятиях расширяет их в области реального участия в управлении предприятием, предоставляя ему право голоса при решении большого числа вопросов на общих собраниях акционеров вне зависимости от количества его акций. Одновременно для сбалансированности интересов разных групп акционеров народного предприятия такие вопросы, как определение приоритетных направлений деятельности, выкупной цены стоимости акций, ликвидация народного предприятия, решаются по принципу "одна акция - один голос". И самое главное - ежегодно выкупленные у уволившихся работников и "сторонних" акционеров, а также дополнительно выпущенные акции распределяются между всеми работниками (акционерами и неакционерами) безвозмездно, пропорционально их суммам оплат труда за прошедший финансовый год.

Нормы статей 2 и 3 Закона о народных предприятиях определяют порядок создания народного предприятия только путем преобразования производственного кооператива, общества с ограниченной ответственностью, хозяйственного товарищества, открытого и закрытого акционерных обществ.

Не допускается создание народного предприятия путем преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия, открытого акционерного общества, работникам которого принадлежит менее 49 процентов уставного капитала.

В соответствии с п.2 ст.2 Закона о народных предприятиях юридическая инициатива его создания принадлежит участникам коммерческой организации, акционерам ЗАО и ОАО, членам производственного кооператива, участникам ООО или товарищества.

Согласно пункту 2 ст.68 ГК РФ при преобразовании товарищества в хозяйственное общество каждый полный товарищ, ставший акционером общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом, в том числе личным, по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. В связи с этим преобразование товарищества любого вида в народное предприятие крайне затруднительно.

Преобразование ООО в акционерное общество может быть осуществлено по единогласному решению его участников (п.8 ст.37 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").


Порядок преобразования открытого АО в закрытое АО ФЗ "Об акционерных обществах" и другими правовыми актами РФ не оговаривается, однако из смысла п.3 ст.2 Закона о народных предприятиях следует, что в этом случае необходимо руководствоваться нормами п.3 и 4 ст.49 ФЗ "Об акционерных обществах". То есть решение о преобразовании ОАО или ЗАО в народное предприятие должно приниматься только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) большинством в три четверти голосов - владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров.

В соответствии с п.5 ст.2 участники (акционеры) и работники, согласившиеся создать народное предприятие, заключают договор о создании. В большинстве ЗАО и ОАО многие работники являются акционерами и выступают в этом случае в двух лицах. Очевидно, что для достижения взаимного согласия проект договора о создании НП должен быть разработан на самой ранней стадии принятия решений[22].

Договор о создании народного предприятия не только определяет отношения учредителей в период создания народного предприятия, но распространяет свое действие и на время его существования.

Подпункт 1 п.1 ст.3 Закона о народных предприятиях указывает на потенциальных акционеров НП. Ими могут быть:

- работники преобразуемой коммерческой организации, не являющиеся ее участниками (акционерами);

- работники преобразуемой коммерческой организации, являющиеся ее участниками (акционерами);

- участники (акционеры) преобразуемой коммерческой организации, не являющиеся ее работниками;

- физические лица, не являющиеся ни участниками (акционерами), ни работниками преобразуемой коммерческой организации;

- юридические лица, не являющиеся участниками (акционерами) преобразуемой коммерческой организации.

В учредители можно привлечь опытных менеджеров и специалистов "со стороны", часть акций НП может быть закреплена в федеральной или муниципальной собственности.

Принципиальное значение при подписании договора о создании НП имеет денежная оценка акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации. Это главный вопрос, по которому участники (акционеры) и работники должны найти согласие для того, чтобы НП было создано.

Согласно пункту 2 ст.3 Закона о народных предприятиях договор о создании должен быть подписан всеми лицами, решившими стать акционерами народного предприятия.

Акционеры НП должны зафиксировать в уставе максимальную долю акций, которой могут владеть в совокупности юридические и физические лица, не являющиеся его работниками. Такая доля может колебаться в пределах от 0 до 25 процентов - одна акция. Максимальная доля акций одного работника-акционера не может быть более пяти процентов уставного капитала.


В Законе о народных предприятиях дается исчерпывающий перечень вопросов, по которым решение общего собрания акционеров принимается по принципу "один акционер - один голос". По остальным вопросам общее собрание акционеров НП обязано в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" принимать решения по принципу "одна акция - один голос".

Закон о народных предприятиях сужает по сравнению с ФЗ "Об акционерных обществах" перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

Согласно Закону органами формирования и выражения воли народного предприятия являются:

1) общее собрание акционеров;

2) наблюдательный совет;

3) генеральный директор;

4) ревизионная комиссия.

Отметим следующие особенности внесения вопросов для включения их в повестку дня общего собрания акционеров, а также выдвижения кандидатур в состав органов управления и контроля НП:

- вносить такие вопросы могут также акционеры числом более двух процентов от общей численности работников-акционеров;

- в список выдвигаемых акционерами кандидатур включены генеральный директор и председатель контрольной комиссии НП.

Согласно Закону о народных предприятиях генеральный директор принимает решения по всем вопросам деятельности, за исключением вопросов, отнесенных уставом к компетенции общего собрания акционеров и наблюдательного совета. Контрольная комиссия принимает решения по контролю за деятельностью НП и его должностных лиц, в том числе по соблюдению трудового законодательства и прав работников-акционеров.

К сожалению, современное российское законодательство не всегда обеспечивает эффективное развитие различных форм собственности работников. Анализ состояния немногочисленных народных предприятий в России позволяет сделать вывод о необходимости внесения соответствующих корректировок в налоговое и кредитное законодательство, аналогично применяемому в странах Европейского сообщества опыту формирования собственности персонала компании в виде акций.

В российских условиях, учитывая большое число приватизированных предприятий, было бы актуально использовать опыт американской системы участия в прибылях в сочетании с западноевропейской практикой участия работников в управлении производством.

Заключение

Как форма предпринимательства акционерные общества с момента своего возникновения отличались рядом специфических черт. Прежде всего они позволяли учреждать предприятия с большим капиталом и весьма незначительным риском для участников, поскольку их имущественная ответственность ограничивалась размером вклада. Уставный капитал определял минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала не зависел от изменения численности акционеров. Постоянство капитала акционерного общества создавало благоприятные условия для его деятельности. К положительным чертам акционерной формы предпринимательства относилась легкость приобретения и отчуждения акций. Отмеченные свойства акционерных обществ обусловили их широкое распространение в различных странах, в том числе и в России.