Файл: Современные системы электроэнергетики (Электроэнергетика в России).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Современные системы электроэнергетики
1.1. Мировые тенденции в электроэнергетике
1.2. Единая энергетическая система России и ее кризис
Глава 2. Электроэнергетика в России
2.1 Обзор электроэнергетической отрасли Российской Федерации
2.2 Причины необходимости реформирования
2.3 Основные направления рыночных реформ в электроэнергетике России
2.4 Анализ реформирования энергетической отрасли Российской Федерации
Экономические теории прекрасно известны, но их воплощение в жизнь зачастую невозможно или сдерживается причинами структурного или психологического характера. Именно неумелое «воплощение» весьма поверхностных знаний теории (хочется в это искренне верить, поскольку иначе речь может идти только о преднамеренном нанесении ущерба) привело экономику страны к тому состоянию, в котором она находится до сих пор.
Можно сказать, что сектор электроэнергетики России, как и многие другие экономические отрасли, все еще остается в прямой и серьезной зависимости от государственных политических институтов, а также отдельных политических фигур, приближенных к правительственным кругам, и крупных частных конгломератов. А ФЭК России, как и Региональные энергетические комиссии, призванные регулировать деятельность монополий в энергосекторе страны, делает вялые попытки добиться независимости от влияния министерств и РАО «ЕЭС России», а также ОАО «Газпром». Хотя, если учесть, что законодательно финансирование деятельности регулирующих органов производится за счет федерального или местных бюджетов, но при этом за счет отчислений энергопредприятий, говорить о какой-либо независимости «регуляторов» не приходится. Только финансовая и политическая независимость органов регулирования от естественных монополий может обеспечить сохранность интересов государства и потребителей в процессе реструктурирования любой отрасли энергетики. К сожалению, в настоящее время в России, как уже говорилось выше, регулирующий орган лишь декларативно независим от монополиста в секторе электроэнергетики – РАО «ЕЭС России». [5, с.34]
Предварительная оценка объема инвестиций, необходимых для модернизации электроэнергетической отрасли и увеличения ее мощностей, проведенная Минэкономразвития РФ, показывает, что на эти цели потребуется около $ 19 млрд. У государства имеются средства только для поддержания энергетической инфраструктуры. В связи с этим необходимо создать привлекательные условия для инвестиций в электроэнергетику. По словам премьер - министра, цель Правительства - создать ясные и открытые системы распределительных сетей, государственного регулирования тарифов, а также прозрачные финансовые потоки. В этом случае инвесторы смогут рассчитывать на возврат своих средств и получение прибыли от вложения в РАО "ЕЭС России".
Потенциальные инвесторы не готовы вкладывать средства в создание новых генерирующих мощностей, ожидая дополнительных гарантий, в первую очередь, от государства и потребителей. Отсутствует для этого и должная юридическая база. Нет законов, гарантирующих свободный доступ к сетям региональных энергопредприятий, а также национальной транспортной энергосети. Кроме этого, следует отметить, что АО-энерго и отдельные генерирующие предприятия, в том числе и РАО «ЕЭС России», зачастую бывают вынуждены поставлять электроэнергию на условиях бартера, что приводит к нехватке наличных денежных средств в системе в целом. Все это также отпугивает потенциальных инвесторов. Наиболее серьезным препятствием для привлечения инвестиционных средств остается тарифная политика. Отсутствие четких ориентиров и прозрачности, обеспечивающей ясность для всех участников российского энергорынка, тарифы, не учитывающие реальный уровень затрат, наличие перекрестных субсидий, как социального характера, так и внутренних, продиктованных интересами энергопредприятий, — все эти факторы сдерживают развитие честной конкуренции и снижают интерес инвесторов к отрасли.
Достаточно серьезна проблема ТЭЦ, которые в советское время были построены в больших количествах, исходя из предпосылки экономии затрат за счет увеличения объема производства тепловой энергии с когенерацией электроэнергии. Отсутствие объективного разделения затрат на производство тепловой и электрической энергии приводит к серьезным искажениям в отчетности и делает закупку тепла ТЭЦ довольно часто невыгодным для основных промышленных потребителей. Последние сейчас предпочитают строить свои собственные котельные, ставя под вопрос необходимость содержания и целесообразность эксплуатации крупных ТЭЦ. При этом кризис усугубляется плачевным состоянием распределительных теплосетей, что еще раз доказал продолжающийся по сей день кризис в Приморье и других регионах России.
Очевидно, что необходима структурная перестройка всей работы энергетической отрасли России, а не "прикладывание пластыря" к каждой отдельной проблеме. После продолжительной дискуссии о сути этих структурных изменений, пришли к выводу, что системное решение проблем энергетики возможно только при разделение монопольных (диспетчеризация и транспорт электроэнергии) и конкурентных (сбыт и генерация) видов деятельности и внедрение рыночных отношений в конкурентном секторе. Все это зафиксировано Постановлением Правительства № 526, подписанным премьер-министром Михаилом Касьяновым 11 июля 2002 года. Кстати, о том, что перспективы развития энергетики как ведущей отрасли экономики за внедрением рыночных отношений, свидетельствует и мировой опыт. За последние десятилетия в этом направлении развивается энергетика всех экономически развитых стран Европы и Америки.
Основу программы составляет комплексная система мер по реформированию рынка электроэнергии и реструктуризации отрасли, включающая:
- дифференциацию условий коммерческой деятельности компаний на рынке электроэнергии: усиление тарифного регулирования в естественно-монопольных секторах и поэтапная либерализация, и введение конкурентных механизмов в секторах генерации и сбыта электроэнергии;
- ослабление и постепенную ликвидацию вертикальной интеграции бизнеса, и переход к организации монофункциональных компаний, работающих в отдельных секторах (генерации, транспорте, распределении, сбыте электроэнергии), а также предоставляющих другие необходимые технологические или коммерческие услуги (например, диспетчеризация, организация торговли на рынке или бирже и др.);
- изменение структуры собственности с дифференциацией по выделенным секторам -обеспечение доминирующей роли государства в сетевом бизнесе и последовательное снижение государственного участия в компаниях, осуществляющих производство и сбыт электроэнергии, с соответствующим увеличением доли частного капитала в этих потенциально-конкурентных сферах.
Таким образом, программа преобразований ориентирована на ликвидацию существующего дисбаланса интересов государства и бизнеса, повышение роли последнего в управлении функционированием и развитием отрасли. Важнейшим результатом планируемых реформ станет возможность урегулирования существующих конфликтов между государством и бизнесом за счет организационной и имущественной «привязки» их интересов к отдельным секторам в электроэнергетике. В соответствии с этой основной целью реформирования сфера доминирующего влияния бизнеса постепенно охватит все виды оперативно-хозяйственной деятельности, которые могут осуществляться в условиях конкуренции, в то время как сфера влияния государства будет ограничена управлением естественно-монопольным сегментом отрасли (сети и диспетчеризация), обеспечивающим надежность функционирования энергосистемы.
Заключение
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Электроэнергетика важнейшая инфраструктурная часть экономики, обеспечивающая производство электроэнергии; крупнейший потребитель топливных ресурсов с набольшими возможностями их взаимозамещения, играющий ведущую роль в формировании топливно-энергетичсского баланса страны и регионов; сложнейшая техническая система с жесткими законами функционирования и высокой централизацией оперативно-диспетчерского управления процессами производства и передачи электроэнергии; а также – это большая экономическая система, объединяющая множество хозяйственных субъектов различных форм собственности. Любые просчеты в этой области имеют тяжелые, непоправимые последствия.
Сложившиеся ситуация в Российской энергетике говорит о необходимости реформирования всей энергетической отрасли. Государственное регулирование цен, привило к необоснованному росту производственных затрат. Энергетики не заинтересованы в снижении издержек.
Тариф, устанавливаемый региональной энергетической комиссией, не покрывает всех затрат региональных энергокомпаний, многим из них не хватает средств даже на то, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии.
А это в свою очередь приводит к низкой инвестиционной привлекательности. Неплатежи, а также то, что АО-энерго и РАО «ЕЭС России», зачастую бывают вынуждены поставлять электроэнергию на условиях бартера, что приводит к нехватке наличных денежных средств в системе в целом. В результате ухудшение финансового состояния компаний, ухудшение технического состояния оборудования. Уже сейчас возникают проблемы из-за износа оборудования.
В дальнейшем же деградация оборудования будет стремительно увеличиваться. Вследствие чего, может возникнуть вопрос о энергобезопасности страны. Это также приводит к «отпугиванию» потенциальных инвесторов.
Текущее положение дел не устраивает ни одну из сторон, ни потребителей, ни энергетиков, ни государство. Потребители не довольны тем, что с каждым годом цена за электричество возрастает, а им никто не может гарантировать надежного и бесперебойного энергоснабжения. РАО ЕЭС находится в плену у правительства, владеющего контрольным пакетом акций, государство регулирует деятельность энергохолдинга и устанавливает цены на его услуги и продукцию. Государство же в свою очередь недовольно необоснованному росту издержек, которые им приходится покрывать.
Всё это указывает на то, что уже сейчас необходима структурная перестройка всей системы. Существует множество моделей реформирования, применяемые в разных странах. Наиболее удачной, на мой взгляд, является скандинавская. Но не одна из моделей не может гарантировать успех.
Прежде всего, необходимо тщательно разработать законодательную и нормативную базу. Для эффективной работы электроэнергетики необходимо обеспечить оптимальный баланс межотраслевых, системных и корпоративных требований, в полной мере отражающих интересы двух основных сторон, вовлеченных в процесс управления: государства и бизнеса. При этом необходимо учитывать значительные различия между требованиями государства и бизнеса к управлению функционированием и развитием отрасли, которые предполагают разные подходы к организации оперативно-хозяйственной и перспективной деятельности в электроэнергетике.
Правительство уже предприняла шаги, начав реформу энергетики. В результате реформирования появится свободный рынок и конкуренция в сфере генерации, транспортировки и сбыта электроэнергии. Цены будут устанавливаться на основе спроса и предложения на рынке, а конкуренция будет способствовать к сокращению издержек, вводу новых технологий (что приведет к снижению себестоимости электричества), и к стремлению предлагать более выгодные и удобные условия энергообеспечения.
Список использованной литературы
- Барыкин С.Е. Формирование оптимального портфеля инвестиций энергетического объединения / С.Е. Барыкин, Ф.Н. Давыдовский, О.А. Страхова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. 134 с.
- Белоусова Н.И., Васильева Е.М., Лившиц В.Н. Реформирование естественных монополий в России: законодательные аспекты // ЭКО. 2011. -№3. - с. 49-64.
- Борисова И.Н. Экономические результаты реформирования российской электроэнергетики // Проблемы прогнозирования. 2013 - №6. - с. 95-115.
- Бранис А. Реструктуризация РАО «ЕЭС России» в предложенном виде крайне опасна для акционеров//Рынок ценных бумаг. 2010. - №9. - с. 40-42.
- Бутыркин А.Я. Естественные монополии: теория и проблемы регулирования. М.: Новый век, 2013. - 152 с.
- Бутыркин А.Я. Проблемы реформирования естественных монополий // Мировая экономика и международные отношения. 2013. - №12. - с.3-11.
- Варнавский В.Г. Реформирование мировой электроэнергетики // Мировая экономика и международные отношения. 2013. - №4. - с.25-32.
- Воронин С.В., Воронин М.С. Слияния и поглощения компаний и банков вусловиях современных процессов глобализации мировой экономики: Научные доклады Центра управленческих и институциональных исследований факультета менеджмента СПбГУ. 2012 - №15.
- Временные методические указания по оценке эффективности инвестиционной деятельности ДЗО ОАО РАО «ЕЭС России». М.: РАО «ЕЭС России», 2014. - 32 с.
- Глухов В.В., Барыкин С.Е. Экономика электроэнергетического сектора. -СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2013. 206 с.
- Гончарова Э.А., Погодина В.В. Инвестиционный механизм слияния и поглощения предприятий корпоративного типа. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 271 с.
- Гринкевич Р.Н. Тенденции мировой электроэнергетики // Мировая экономика и международные отношения. 2013. - №4. - с.15-24.
- Дьяков А.Ф., Максимов Б.К., Молодюк В.В. Рынок электрической энергии в России: состояние и проблемы развития. -М.: Изд-во МЭИ, 2000. 140 с.
- Евдокимов А.И., Черенков В.И. Тенденции глобализации международного бизнеса // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. - №3. - с.6-22.
- Меламед Л.Б., Суслов Н.И. Экономика энергетики: основы теории. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. - 180 с.
- Мелентьев Л.А. Оптимизация развития и управления больших системэнергетики: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2015. - 319 с.
- Мизес JI., фон. Либерализм в классической традиции. М.: ООО «Социум», ЗАО «Издательство «Экономика», 2011. - 239 с.
- Можаева С.В. Экономика энергетического производства. СПб.: Изд-во «Лань», 2013. - 208 с.
Приложение 1
Таблица 2
Доля денежных средств в общей оплате потребленных энергоресурсов составила 99,4 % (в 2014 году – 99,4 %).
Отрасль |
Уровень оплаты от начислений, % |
Динамика уровня оплаты по сравнению с 12 месяцами 2014г.% ("+" – рост, "-"-сниж.) |
Изменение дебиторской задолженности за 12 месяцев 2015 г., % ("+"–рост, "-"-сниж.) |
Тоже за 12 месяцев 2014 года, % ("+"–рост, "-"-сниж.) |
Промышленность |
102 |
-1 |
-24 |
-28 |
Сельское хозяйство |
107 |
-2 |
-13 |
-12 |
Лесное хозяйство |
102 |
-7 |
-40 |
-18 |
Транспорт и связь |
102 |
-3 |
-60 |
-59 |
Строительство |
101 |
-1 |
-22 |
-14 |
ЖКХ |
101 |
-3 |
-4 |
-11 |
Население |
97 |
0 |
11 |
9 |
Прочие отрасли |
103 |
-4 |
-20 |
-18 |
Умная программа ухода приглашает аудиторию Афин для разговора с греческим Министром здравоохранения, и также врачами и пациентами, на реформах, кого ожидают в стране, захваченной кризисом.
В одной из капитальных клиник патолог Мотина Пагоне так говорит о главных "болезненных пунктах" отделения: "Дела в абсолютно неважной Греции. Острую нехватку медсестер и врачей чувствуют. Необходимо нанять срочно новых экспертов, направить дополнительное финансирование, что мы могли получить наконец медицинские материалы в больницы. Мы работаем в стороне наших возможностей".
Санкт-Петербург в среду в Мариинский дворец там был тремя людьми с плакатами против гомофобии и вне аннулирования действующего законодательства, которое в ЛГБТ-сообществе считают дискриминацией.
Действие было связано с недавним убийством журналиста Дмитрия Силикона, который, по словам участников пикетов, был убит основанный на ненависти людям нетрадиционной сексуальной ориентации. Убийца журналиста уже задержан, 21-летний студент, который назвал себя "уборщиком" и признал, что убил Дмитрия Силикона из ненависти "определенной социальной группе", был им. Участники действия видят специальный смысл в обращении к санкт-петербургским депутатам как в Санкт-Петербурге закон, который сформировал тогда основание федерального закона, который многие полагают, что дискриминация на отношении в представителях ЛГБТ-сообщества была принята.