Файл: Институт нотариата в правовом пространстве России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из вышеизложенного по тексту возникает вопрос правовой законности действий частного нотариуса и его правовой ответственности перед гражданами и государством. Ответ на него и вызывает у председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному и процессуальному законодательству Павла Владимировича Крашенинникова затруднение в его решении. А представители лобби от нотариата требуют решения.

2.2. Тенденции и пути совершенствования правового регулирования нотариальной системы

Необходимость реформирования института нотариата продиктована изменениями в сфере гражданского законодательства. За последние годы нотариальная система претерпела, как представляется, масштабные изменения. Примечательно, что наметились определенные тенденции правового регулирования нотариальной деятельности, поэтапно меняющие назначение нотариата, придающие данному правовому институту должное значение в системе правовых инструментов.

1. В первую очередь, хотелось бы отметить тенденцию перестроения организационных основ нотариальной деятельности в России:

- существенно изменились требования к кандидатам на должность нотариуса.

Теперь действующее законодательство уточняет следующие аспекты, касающиеся: гражданства, дееспособности и возраста кандидата. Так, представляется немаловажным введение возрастного ценза к кандидатам. Претендовать на должность могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет. Кроме того, не может быть нотариусом лицо, состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере по поводу лечения, а также осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия неснятой или непогашенной судимости за умышленное преступление.

- изменения коснулись и самого порядка назначения на должность. В первую очередь, отмечаем, что с июля 2015 года отменено требование о получении лицензии на право осуществления нотариальной деятельности. Претендент должен сначала пройти стажировку. Здесь следует обратить внимание на то, что наконец-то в Основах законодательства РФ о нотариате появились нормы, определяющие статус стажера и помощника нотариуса: его права, обязанности и ответственность. Далее предстоит сдать квалификационный экзамен, процедура сдачи которого также подверглась изменениям: с 2017 года данный экзамен проводится при помощи информационной системы.


- с 2015 года в законе перечислены основания приостановления полномочий нотариуса и регламентирован сам порядок их приостановки. Значимым является закрепление за нотариусом прав и обязанностей работодателя в отношении лиц, которых нотариус нанимает для осуществления трудовых функций в своей нотариальной конторе.

- о государственном нотариате. Говоря об организационных основах современной нотариальной системы, невозможно обойти вниманием сокращение роли государственного нотариата, о чем свидетельствует законодательная регламентация этого сектора нотариальной системы: с 2015 года Основы хоть все еще содержат указание на разделение нотариусов на частнопрактикующих и работающих в государственных конторах, определяют органы, контролирующие деятельность последних, а также фиксируют принципиальное различие в механизме привлечения к дисциплинарной и имущественной ответственности. Но в тоже время устанавливают уже в отличие от предыдущего положения равный объем нотариальных полномочий, более того, законодатель даже не счел необходимым в разделе, посвященном видам нотариальных действий, включить перечень нотариальных действий, осуществляемых государственным нотариусом, как это было до декабря 2014 года.

– поддержка государства и нотариального сообщества. В тоже время, наряду с сокращением сектора государственных нотариусов, государство не отстраняется от нотариального сообщества. Основы с 2013 г. с последующими дополнениями от 2015 г. предусматривают государственную поддержку в форме предоставления нотариусам и палатам преимущественного права приобретения государственных, муниципальных помещений для размещения палаты либо нотариальной конторы, а также законодатель предоставляет указанным субъектам право на заключение договоров аренды помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения конкурсов или аукционов. С начала 2015 г. вступили в силу положения о материальной поддержке нотариальным сообществом (нотариальные палаты субъектов РФ и Федеральная нотариальная палата) нотариусов, работающих в экономически нерентабельных районах (малонаселенных и труднодоступных местностях).

– ответственность нотариального сообщества. Немаловажными положениями являются и измененные нормы об ответственности нотариусов. Установлена многоуровневая имущественная ответственность, с 2018 г. должен функционировать так называемый компенсационный фонд, призванный выступать дополнительной гарантией доверия и эффективности нотариальной формы защиты прав граждан и юридических лиц.


2. Во-вторых, наметилось довольно активное развитие информационных технологий в сфере нотариального процесса. Безусловно, в сравнении с опытом зарубежных стран, российская система электронного нотариата выглядит совсем еще слабенькой, на начальных этапах своего развития.

Но все же для российского опыта становления электронной составляющей, можно назвать законодательные нововведения положительной и устойчивой тенденцией:

- Обеспечение нотариусов электронными подписями. В 2010 году ФНП создан свой удостоверяющий центр, который уже приступил к выдаче средств электронной подписи всем нотариусам России [6]. Получение всеми нотариусами электронно-цифровых подписей является важной задачей для создания единого информационного поля с другими ведомствами.

Так, в настоящее время с 2014 года Основы содержат положение о наделении нотариуса наряду с гербовой печатью электронной подписью, создание которой было предусмотрено еще в 2011 году федеральным законодательством.

- создание и дальнейшее развитие электронного нотариата. Началом создания электронного нотариата можно считать запуск в эксплуатацию в июне 2006 года Единой информационной системы нотариата РФ (далее - ЕИС). Структурно ЕИС представляет собой распределенную информационную систему, объединяющую всех пользователей с использованием публичных каналов связи (Интернет) [6].

6 октября 2011 года между Федеральной нотариальной палатой и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации заключено соглашение об организации электронного взаимодействия с органами государственной власти с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия. Но развитие в рамках данного соглашения на первых этапах осуществлялось в виде эксперимента. Так, например, в начале 2011 года московскими нотариусами организована система передачи заявлений юридических лиц в ИФНС посредством Интернета. А именно, нотариус удостоверяет документы и, используя свою электронно-цифровую подпись, передает данные в налоговую инспекцию, которая занимается регистрацией юридических лиц, минуя бумажный оборот [7].

Также 30 августа 2011 года между ФНП и ОАО «Сбербанк России» было подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого в ряде субъектов Российской Федерации проводится эксперимент по использованию нотариусами инструментов безбумажного документооборота со Сбербанком России, в том числе по розыску вкладов наследодателей.

По нашему мнению, создание эффективного электронного документооборота очень важно и актуально в настоящее время для оказания государственных услуг и осуществления нотариальных действий на более высоком, более качественном уровне, для удобства граждан и юридических лиц. За относительно небольшой период времени, нотариат России сделал значительные шаги по модернизации своей деятельности. И уже в настоящее время (изменения внесены декабрем 2013 г.) Основы содержат главу, посвященную Единой информационной системе, которая предусматривает цели и задачи, порядок ее формирования и ведения.


В связи с вышеобозначенными информационными нововедениями, отмечается появление и законодательное закрепление новых видов нотариальных действий: так, у заинтересованных лиц появилась возможность зафиксировать наличие той или иной информации на сайте на конкретный момент времени, если оформить протокол осмотра сайта у нотариуса. Возможность совершения указанного нотариального действия предусмотрена статьями 102 и 103 Основ законодательства о нотариате. Статья 103 отсылает нас к соответствующим нормам гражданского процессуального законодательства, регулирующего процедуру допроса, осмотра, назначения экспертизы. Следует отметить, что нотариус не определяет ни авторство размещенного на веб-ресурсе произведения, ни откуда данная информация появилась и соответствует ли она действительности - это может сделать только суд. Нотариус просто осуществляет обеспечение доказательств - констатирует факт публикации информации и ничего больше. Также нотариусы удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе и наоборот.

Более того, с 2016 года введено в законную силу положение, согласно которому по просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие путем изготовления нотариального документа в электронной форме.

3. И, третьим наиболее выраженным направлением правового регулирования нотариальной деятельности, можно считать поэтапное расширение компетенции нотариата:

- в сфере недвижимости;

- в корпоративных правоотношениях;

- в сфере совершения исполнительной надписи;

- законодательное закрепление доказательной силы нотариальных актов.

Таким образом, можно сказать, что современные тенденции законодательного регулирования как системы нотариата, так и самого процесса осуществления нотариальной деятельности, позволяют вполне однозначно говорить об изменении роли института нотариата, который должен в результате проводимого реформирования представлять собою эффективную форму защиты прав как физических, так и юридических лиц.

Но, учитывая отмеченные ранее пробелы в законодательстве и учитывая практику по наследственному праву, представляется возможным высказать ряд базовых предложений по выходу из создавшейся ситуации.

Первое, что можно предложить в данном случае, – это лицензирование деятельности нотариуса в вопросе регистрации движимого и недвижимого имущества граждан и организаций, а также сделок с ним сроком на год. Указанный срок лицензирования является дополнительной мерой контроля над деятельностью нотариусов, и если нотариус не справляется со своими обязанностями, то автоматически теряет право на данный вид деятельности без всяких административных разбирательств.


Второе – личная и коллегиальная финансовая ответственность за затягивание наследственных дел. Чем больше срок вхождения в наследство, тем выше финансовая ответственность нотариуса. Уплату налогов на имущество граждан еще никто не отменял.

Третье – нотариальные действия может исполнять любой гражданин Российской Федерации, имеющий юридическое образование и прошедший квалификационное подтверждение по нотариату. Без всяких квот и другого рода ограничений на профессию.

Четвертое – круг лиц, входящих в наследство, и сроки вхождения в наследство не должны быть ограничены ничем до полного исполнения наследственного права.

Пятое – требуется создание единой федеральной базы по наследственным делам.

Шестое – вся деятельность нотариусов должна содержаться в единой федеральной базе.

Седьмое – раз в квартал нотариус должен сдавать в федеральный архив документальный отчет о своей деятельности и обороте номенклатуры рассмотренных дел.

В заключение проведенного обзорного исследования хочется отметить, что самым правильным будет ненаделение нотариусов государственными полномочиями, тогда и не потребуется администрирования их деятельности.

Все остальные действия, связанные с законодательной деятельностью, следует провести в рабочей группе экспертов и разработать рекомендательные документы, связанные с вопросом реформирования института нотариата в современном правовом пространстве России с учетом всех его особенностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования представляется возможным сделать ряд выводов. А именно:

1. Выделены стадии эволюции организационно-правового регулирования российского нотариата. Отмечено, что существует блок так называемых первичных историко-правовых данных о нотариате, воспринимаемых непосредственно, и система вторичной информации, связанной с вопросами государственно-правового регулирования нотариальной деятельности, восприятие которой предполагает административно-правовые компетенции. Обращается внимание на то, что нотариат как звено системы государственного управления и вид государственной деятельности имеет различные, чрезвычайно важные для исследования специфики его административно-правовых основ составляющие. Подчеркнуто, что нотариат в Российской Федерации прошел достаточно большой путь становления как института защиты прав и свобод граждан и в настоящее время представляет собой систему государственных органов, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предоставлено право совершать нотариальные действия. Отмечено, что существующая в настоящее время система правовых норм, регулирующих порядок совершения нотариальных действий и взаимоотношения нотариуса с участниками нотариального производства, сформировала в России институт нотариата, приближенный к нотариату латинского типа, одним из базовых признаков которого является защита публичного интереса.