Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
Единая схема создания и изучения основных групповых данных в системе единого анализа.
2 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОСНОВНЫМ КРИТЕРИАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
ТОО «Шыгыспромкомплект» - предприятие, которое специализируется на производстве и оптовой реализации лакокрасочных товаров.
На рынке лакокрасочных товаров РК впервые заявила о себе в 2005году. За это время предприятие выставило прочные деловые отношения с большими заводами-производителями лакокрасочных товаров РФ, РК, Украины, Белоруссии.
Изучение динамики экономических данных ТОО «Шыгыспромкомплект» сделан в динамике за 2013-2015 год показана в таблице А.1 Приложения А
Уставный капитал фирмы равняется 200 тыс. тенге, уровень резервного капитала составляет 5% от величины уставного капитала, а это 10 тыс. тенге Величина уставного и резервного капитала на протяжении изучаемого времени времени не изменялось.
Выручка от продажи товаров в 2013 году составила 34 043 тыс. тенге; в 2014 году уровень выручки от продажи товаров повысилась на 20,07 % и была 40876 тыс. тенге; в 2015 году выручка от реализованного товара повысилась в сравнении с 2013 годом, уровень роста был 107,72% и снизился на 10,24% в сравнении с 2014 годом и была 36 691 тыс. тенге. Итак, наибольшая выручка от продажи товаров равнялась в 2014 году 40 876 тыс. тенге, а наименьшая выручка за изучаемый период наблюдалась в 2013 году и была 34 043 тыс. тенге
Себестоимость реализуемого товара довольно велика. Так в 2013 году ее величина равняется 28 777 тыс. тенге, а это составляет 84,53% от выручки; в 2014 году ее величина повысилась на 21,86% и была 35 067 тыс. тенге, что составляет 86,8% от выручки. Благоприятным моментом считается понижение величины себестоимости товаров в 2015 году в сравнении с 2014 годом на 11,52%, но ее значение больше, чем в 2013 году на 7,82%. Важно изучить себестоимость товара, найти причины ее роста и сформировать меры по ее понижению. Предполагается на этом этапе работы, что увеличение себестоимости проданного товара обусловлено повышением трат на реализацию товаров и увеличением стоимости на продукцию у реализаторов.
Реализационные расходы в 2013 году были 4 420 тыс. тенге, из них на опт относится 2 081 тыс. тенге, на розницу –2 339тыс. тенге, в связи с повышением товарооборота реализационные расходы в 2014 году повысилось на 3,17% и были 4560 тыс. тенге, из них на опт приходится 2 468 тыс. тенге и на розницу – 2 093 тыс. тенге Это связано с тем, что общество не имеет своих рабочих и производственных площадей, аренда на содержание магазинов, складов и офисов постоянно повысилась. В 2015 году при понижении товарооборота понизилась и величина коммерческих трат на 4,9% и равнялась 4 337 тыс. тенге
Существенно повышается балансовая прибыль. Так темп увеличения в 2014 году в сравнении с 2013 годом был 247,57%, темп роста в 2015 году в сравнении с 2014 годом был 235%.
Чистая прибыль от основного типа работы повышается за счет роста других операционных доходов, которые несут прибыль от перерасчета рыночной стоимости акций. Так чистая прибыль в 2013 году равнялась 13 781 тыс. тенге, в 2014 году уровень ее роста был 456,26%, что стало 62 877 тыс. тенге, в 2015 году уровень роста составил 226,45%, что составило 142 389 тыс. тенге Эта ситуация формируется в благодаря тому, что общество имеет долгосрочные финансовые инфестиции, а именно акции сберегательного банка, которые показаны в бухгалтерской отчетности на конец отчетного периода по текущей рыночной цене и разницу можно отнести на финансовый итог в корреспонденции со счетом учета финансовых вложений.
В общем фирма постоянно развивается, товарооборот и прибыль повышаются. Негативным моментом считается увеличение трат на товары и большой уровень себестоимости товаров. Чтобы получить как можно больше информации при изучении эффективности работы организации, важно сделать анализ состав прибыли, ее структуру, динамику и исполнение плана за отчетный период. Состав доходов, ее структура, динамика сделаны в таблице Б.1 Приложения Б.
Как видно из данных таблицы Б.1, единая сумма брутто-прибыли за исследуемый период повысилась на 49 535 тыс. тенге в 2014 году в сравнении с 2013 годом, уровни роста были 452,61%, и на 79 629 тыс. тенге в 2015 году в сравнении с 2014 годом, уровни роста составил 225,24%. Максимальную долю в ее составе имеет сальдо других операционных доходов и расходов. Так в 2013 году сальдо других операционных доходов и трат (долгосрочные финансовые вложения) было 96,4% от брутто-прибыли, в 2014 году – 98,1% и в 2015 году – 98,6%, что показывает постоянное их повышение в части брутто-прибыли, тогда как, часть прибыли от реализации товаров имеет динамику к понижению, так, в 2013 году ее доля в брутто-прибыли была 6,02%, в 2014 году- 1,97% и в 2015 году – 0,94%. Величина чистой прибыли в итоге повышения операционных доходов имеет благоприятную тенденцию к повышению.
Сделаем факторный анализ доходов от продажи товаров. Исходные данные для этого анализа показаны в таблице 2.1
Таблица 2.1 - Исходная информация для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. тенге
Показатель |
Базовый период, 2014г. |
Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода |
Отчетный период, 2015г. |
Выручка от продажи товаров за вычетом НДС, акцизного налога и др. отчислений из выручки (В) |
∑(VРПi0 х Цi0) = В0 = 40876 |
∑(VРПi1 х Цi0) = Вусл = 38376 |
∑(VРПi1 х Цi1) = В1 = 36691 |
Максимальная себестоимость реализованных товаров (З) |
∑(VРПi0 х Сi0) = З0 = 39627 |
∑(VРПi1 х Сi0) = Зусл = 37272 |
∑(VРПi1 х Сi1) = З1 = 35365 |
Прибыль от реализации товаров (П) |
П0 = 1249 |
Пусл.2 = 1104 |
П1 = 1326 |
IVРП = 36691 / 40876 = 0,8976.
Расчет воздействия факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продажи товаров показан в таблице 2.2
Таблица 2.2 - Расчет воздействия факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продажи товаров
Показатель |
Порядок расчета |
Сумма прибыли, тыс. тенге |
П0 |
В0 – З0 |
1249 |
Пусл.1 |
П0 х IVРП |
1121 |
Пусл.2 |
Вусл. – Зусл. |
1104 |
Пусл.3 |
В1 – Зусл. |
-581 |
П1 |
В1 – З1 |
1326 |
Высчитаем изменение суммы доходов за счет:
- объема реализации товаров
∆ПVРП =1121 – 1249 = -128 (тыс. тенге);
- структуры товарной продукции
∆Пстр. = 1104 – 1121 = -17 (тыс. тенге);
- средних цен продажи
∆Пц = -581 - 1104 = -1685 (тыс. тенге);
- себестоимости проданных товаров
∆Пс = 1326 – (-581) = 1907 (тыс. тенге).
В изучаемой организации сумма доходов увеличилась в основном за счет понижения величины себестоимости товаров. Понижение себестоимости товаров в 2015 на 4262 тыс. тенге привело к повышению величины прибыли от реализации на 1907 тыс. тенге, понижение величины выручки в 2015 году на 4185 тыс. тенге привело к понижению прибыли на 128 тыс. тенге, в итоге изменения структуры товаров прибыль фирмы уменьшилась на 17 тыс. тенге Индекс цен на товары составляет 0,9561 (36691/40876), т.е. в итоге понижения средних цен продажи товаров прибыль уменьшилась на 1685 тыс. тенге. В общем доходы от продажи товаров в 2015 году повысились на 77 тыс. тенге в сравнении с ее величиной в 2014 году.
Для целей анализа применяют данные рентабельности, которые поясняют эффективность применения и руководства некоторыми типами ресурсов.
Данные рентабельности некоторых видов ресурсов в динамике за изучаемый период времени по большинству строк повысилась.
Не полностью применяется собственный капитал и имущество фирмы, так в 2013 году на 1 тенге собственного капитала было 0,38 тенге чистой прибыли, в 2014 году значение показателя рентабельности повысилось на 0,46, значение показателя в 2015 году стало несущественно ниже уровня 2014 года и составило 0,81. Также негативным моментом является значение выгодности выручки. Это говорит о том, что доля прибыли от основного вида работы в 2013 году была 2%, в 2014 году -3% и в 2015 году – 4%. Благоприятным моментом считается повышающееся значение рентабельности материальных запасов, так в 2013 году на 1 тенге материальных запасов было 2,97 тенге прибыли до налогообложения, в 2014 году значение данных рентабельности существенно повысилось и было 10,24 тенге, в 2015 году рентабельность материальных запасов повысилось до 21,29 это говорит о том, что на конец изучаемого периода на 1 тенге материальных запасов приходится 21,29 тенге прибыли до налогообложения, из-за того, что главную величину прибыли составили операционные доходы, они быстро повышаются, а материальные затраты, т.к. уровень продаж повышается с гораздо минимальными темпами, также имею небольшой уровень роста.
Рентабельность текущих активов имеет довольно большое значение и благоприятный рост. В 2013 году на 1 тенге затраченных текущих активов предприятия было приобретено 1,55 тенге чистой прибыли; в 2014 году рентабельность текущих активов повысилась на 5,33 составила 6,88, итак, в 2014 году на 1 тенге потраченных текущих активов фирмы было получено 6,88 тенге чистой прибыли. В итоге быстрого повышения доходов от иной работы, величина чистой прибыли так же быстро повысилась, что привело к увеличению числа данных о рентабельности, но отношение изучаемых величин к чистой прибыли от основного типа работы довольно мало. Так, в 2015 году степень рентабельности текущих активов повысился в сравнении с 2014 годом в 2,4 раза и был 16,62. Если при расчетах не брать в учет доходы от иной деятельности, то отношение величины имеющихся активов к величине чистой прибыли от реализации будет 0,15.
Выгодность инвестиций имеет высокую степень, так в 2013 году рентабельность инвестиций была 0,39; в 2014 году выгодность инвестиций повысилась на 0,46 и была 0,85; в 2015 году уровень рентабельности инвестиций повысился в сравнении с 2013 годом на 0,42 и понизился на 0,04 в сравнении с 2014 годом и был 0,81.
В общем уровень рентабельности реализации опасный. Так. В 2013 году на 1 тенге вложенных средств фирма приобрела 0,025 тенге, в 2014 году -0,032 тенге и в 2015 году 0,037 тенге от основного вида работы, в динамике значение данных степени рентабельности повышается.
Уровень рентабельности оборота фирмы также находится на опасном уровне. В 2013 году на 1 тенге реализации предприятие получило 0,02 тенге прибыли, в 2014 году на 1 тенге реализации фирма получила 0,03 тенге прибыли, в 2015 году на 1 тенге реализации организация получила 0,04 тенге прибыли. Благоприятным считается стабильный рост данных.
Сделаем факторный анализ изменения степени рентабельности товаров в целом по фирме с 2014 года по 2015 год. Расчет воздействия факторов первого уровня на изменение рентабельности в общем по фирме исполним способом цепной подстановки, применяя данные.
R0 = П0 / З0 = (1249 / 39627) х 100 = 3,1%;
Rусл.1 = Пусл.1 / Зусл.1 = (1121 / (37272 х 0,8976)) х 100 = 3,4%;
Rусл.2 = Пусл.2 / Зусл.2 = (1104 / 37272) х 100 = 2,96%;
Rусл.3 = Пусл.3 / Зусл.2 = (-581 / 37272) х 100 = -1,56%;
R1 = П1 / З1 = (1326 / 35365) х 100 = 3,74%.
∆Rобщ. = R1 – R0 = 3,74 – 3,1 = +0,64%,
в том числе:
∆RVРП = Rусл.1 – R0 = 3,4 – 3,1 = +0,3%;
∆Rуд. = Rусл.2 – Rусл.1 = 2,96 – 3,4 = -0,44%;
∆Rц = Rусл.3 – Rусл.2 = -1,56 – 2,96 = -4,52%;
∆Rc = R1 – Rусл.3 = 3,74 – (-1,56) = +5,3%.
Таблица 2.3- Исходная информация для изучения воздействия рентабельности некоторых типов товара на изменение рентабельности проданного товара такого типа
Вид |
Кол-во реализованной продукции, шт. |
Цена за вычетом НДС, акцизов, тенге/ед. |
Полная себестоимость ед. продукции, тенге/ед. |
Прибыль от реализации ед. продукции, тенге/ед. |
||||
N0 |
N1 |
Ц0 |
Ц1 |
С0 |
С1 |
Пр0 |
Пр1 |
|
Краска |
552 |
486 |
15890 |
14720 |
12160 |
11400 |
3730 |
3320 |
Эмаль |
360 |
371 |
13760 |
13100 |
11470 |
10900 |
2290 |
2200 |
Шпатлевка |
6 |
31 |
29240 |
28460 |
21200 |
19600 |
8040 |
8860 |
Лаки |
720 |
732 |
10200 |
9600 |
8700 |
7900 |
1500 |
1700 |
Грунтовка |
1100 |
980 |
6390 |
5940 |
4680 |
3950 |
1710 |
1990 |
Имеющиеся итоги говорят о том, что степень рентабельности увеличилась в основном в итоге понижения себестоимости товара. Повышение удельного веса менее доходных видов товара вызвало понижение уровня рентабельности на 0,44%, снижение уровня цен продукции привело к понижению степени рентабельности на 4,52%.
Сделаем анализ воздействия рентабельности некоторых типов товаров на изменение рентабельности проданной продукции таких видов. Подберем для изучения товары, которые пользуются самым большим спросом. Исходная информация для расчета показана в таблице 2.3.
Расчет параметров, которые влияют на рентабельность всей реализованной продукции, показан в таблице 2.4.
Таблица 2.4- Расчет факторов, которые влияют на рентабельность всей проданной продукции
Вид |
Рентабельность продукции, % |
∆ R, % |
Полная себ-ть реал. Продукции, тыс. тенге |
Удел. вес продукции в полной себ-ти всей реал. продукции, % |
Уд, (+, -) |
|||
R0 |
R1 |
Сq0 |
Сq1 |
Уд0 |
Уд1 |
|||
Краска |
30,67% |
29,12% |
-1,55% |
6712 |
5540 |
29,16% |
27,91% |
-0,01 |
Эмаль |
19,96% |
20,18% |
-0,22% |
4129 |
4044 |
17,93% |
20,38% |
+0,02 |
Шпатлевка |
37,92% |
45,20% |
+7,28% |
763 |
608 |
3,32% |
3,06% |
-0,003 |
Лаки |
17,24% |
21,52% |
+4,28% |
6264 |
5783 |
27,22% |
29,14% |
+0,02 |
Грунтовка |
36,53 % |
50,38% |
+13,85% |
5148 |
3871 |
22,37% |
19,51% |
-0,03 |
ИТОГО |
142,32% |
166,40% |
+24,08% |
23016 |
19846 |
100% |
100% |