Файл: Журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета компании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица Главная книга. Счет № 1030 "Денежные средства на текущих банковских счетах" (фрагмент)Месяц

Обороты по дебету с кредита счетов

Итого по кредиту

Сальдо

6010

1010

№ счета

и т.д.

Дебет

Кредит

На 01.01.15 г. 2652000

Январь 250000 1016400 2250600

Февраль

Март

И т.д.

На 01.01.16 г. 1667800

Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности составляются по данным Главной книги, журналов-ордеров и вспомогательных к ним ведомостей.

Применение журнально-ордерной формы бухгалтерского учета позволяет значительно уменьшить трудоемкость учета. Это достигается за счет совмещения в одном регистре синтетического и аналитического учета, систематических и хронологических записей, отмены ряда регистров (мемориальных ордеров, регистрационного журнала, оборотной ведомости по синтетическим счетам, ряда оборотных ведомостей аналитическим счетам).Данная форма учета повышает контрольное значение учета, облегчает составление отчетов.

3. Сравнительные характеристики отдельных регистров журнально-ордерной формы бухгалтерского учета

3.1 Журналы-ордера для учета денежных средств и расчетных операций

Журнал-ордер - учетная таблица, построенная по шахматной форме, позволяющая одной записью учитывать операцию на двух счетах - дебетуемом и кредитуемом.Записи в журналы - ордера осуществляются на основании данных с проверенных и надлежаще оформленных первичных документов или отчетов материально ответственных лиц, выписок банка и т.д. На документах, записанных в журналы - ордера, указываются: дата записи, № журнала - ордера, № строки в журнале, по которой произведена запись.

Журналы-ордера построены по кредитовому признаку, т.е. регистрация кредитовых оборотов по каждому балансовому счету производится в корреспонденции с дебетуемыми счетами. В журналах - ордерах отражаются все операции, относящиеся к кредиту того или иного счета в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов.


Подсчет промежуточных итогов рекомендуется производить в течение месяца подекадно или по пятидневкам. По окончании записей за отчетный месяц подсчитываются итоги за месяц. По тем счетам, по которым одновременно с журналом - ордером ведется и ведомость, итоги данной ведомости по каждой графе сверяются с соответствующими итогами других журналов - ордеров по взаимосвязанным счетам. На момент проведения инвентаризации товарно - материальных ценностей и денежных средств в журналах - ордерах и ведомостях обязательно подводятся итоги.

После подсчета и проверки месячных итогов журналы - ордера и ведомости к ним подписываются лицом, их составившим, с указанием даты. Кроме того, все журналы - ордера подписываются главным бухгалтером торга, треста, конторы (централизованной бухгалтерии) или его заместителем.

Месячные итоги журналов - ордеров записываются в Главную книгу по отдельным счетам, о чем в журнале - ордере делается отметка за подписью лица, производившего запись в Главную книгу. В Главной книге текущие обороты приводятся только по счетам первого порядка. Кредитовые обороты (сумма итогов) переносятся одной записью из соответствующего журнала - ордера; дебетовые обороты - отдельными суммами из разных журналов в корреспонденции с кредитуемыми счетами.

По тем счетам, по которым одновременно с журналом - ордером ведется и ведомость, итоги данной ведомости по каждой графе сверяются с Главной книгой. Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам.

Данные о выдаче денежных средств в подотчет, содержащиеся в журнале - ордере по кредиту счета "Денежные средства в кассе", сверяются с дебетовой ведомостью по дебету счета "Краткосрочная дебиторская задолженность работников". Таким же образом сверяются данные о выплате рабочим и служащим заработной платы, премий, пенсий и пособий в журнале - ордере по кредиту счета "Денежные средства в кассе", обороты и сальдо по счету "Прочие денежные средства", субсчет "Денежные средства в пути" с журналом - ордером по счету "Денежные средства в кассе" и с ведомостью по счету "Денежные средства в текущих банковских счетах" и т.д.

Только после тщательной проверки правильности и полноты отражения хозяйственных операций данные журналов - ордеров переносят в Главную книгу. Затем контроль за бухгалтерскими записями осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам в Главной книге.

Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны между собой.


Все журналы - ордера за отчетный период необходимо переплетать (подшивать в папку) с соблюдением последовательности их нумерации.

Журналы - ордера хранятся отдельно от первичных документов.

Документы также должны переплетаться (подшиваться в папки) по соответствующим журналам - ордерам в порядке последовательности записи в них. Кассовые, авансовые, товарные, материальные отчеты и реестры, выписки банка, группировочные, аналитические и контрольные ведомости хранятся вместе с относящимися к ним документами.

При наличии небольшого количества документов, относящихся к операциям, сгруппированным в одном журнале, допускается переплет (подшивка) их в одну папку по нескольким журналам - ордерам, но с обязательным разделением документов одного журнала от другого твердой прокладкой.

Для учета отражаемых на счете № 1030 "Денежные средства на текущих банковских счетах" операций предназначены: на промышленных предприятиях журнал-ордер № 2.

Записи в журналах-ордерах и ведомостях производятся на основании выписок банка по расчетному счету и приложенных к ним документов.

В журнале-ордере № 2  и в ведомости записи делаются по корреспондирующим счетам итогами по одной или нескольким выпискам банка. Когда записи производятся итогами по нескольким выпискам, в графе "Дата" должны быть приведены начальная и конечная даты этих выписок.

Группировка сумм для отражения в журнале-ордере и ведомости необходимых итогов осуществляется путем подсчета соответствующих данных в выписках или приложенных к ним документах, согласно приведенным в них бухгалтерским разметкам. Корреспонденция счетов указывается как в банковских выписках, так и на документах.

Остаток средств на расчетном счете в банке приводится в ведомости только на начало и конец месяца. На протяжении месяца, для оперативных целей, используются данные об остатках средств, показанные в выписках банка.

3.2 Журналы-ордера для учета имущества и товарно-материальных ценностей

Прием и отпуск со складов материальных ценностей (сырья и материалов, топлива, тары, запасных частей и т.п., а также малоценных и быстроизнашивающихся предметов), учет этих ценностей на складах и в бухгалтерии осуществляются по оперативно-бухгалтерскому методу, рекомендованному в основных положениях по учету материалов на предприятиях и стройках.


Учет движения материальных ценностей осуществляется в ряде журналов-ордеров и ведомостей. Так, операции, связанные с поступлением материальных ценностей (стоимость ценностей, транспортно-заготовительные расходы и др.), т.е. дебетовые обороты по счетам № № 1310, 1320, 1330, 1340, 1350, 1360 находят отражение, в частности, в следующих журналах-ордерах:

  • материальных ценностей собственной выработки (обороты в корреспонденции с кредитом счетов № 8110 "Основное производство" и №8310 "Вспомогательные производства" - соответственно в журнале-ордере № 10;
  • материальных ценностей, поступивших от поставщиков (обороты в корреспонденции с кредитом счета № №3310, 4110 "Краткосрочная (Долгосрочная) кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам" - соответственно в журнале-ордере № 6 ;
  • материальных ценностей, приобретенных подотчетными лицами (обороты в корреспонденции с кредитом счета № 3510 "Краткосрочные авансы полученные") - в журнале-ордере № 7 и т.д.

Журнал-ордер по форме № 10 предназначен для выявления оборотов по кредиту счетов, предназначенных для учета материальных ценностей (счета №№ 1310, 1320, 1340 и 1350), обязательства по социальному страхованию (счет № 3210), краткосрочная задолженность по оплате труда (счет № 3350), прочие резервы (счет №5460), резерв на переоценку основных средств (счет № 5420), резерв по списанию запасов № 1360, затрат на производство (счета №№ 8110, 8210, 8310, 8410) в их взаимосвязи со счетами затрат на производство.

При полуфабрикатном варианте учета производства в этом журнале-ордере найдут отражение также и обороты по кредиту счета №8210 "Полуфабрикаты собственного производства". Одновременно журнал-ордер № 10 предназначен для обобщения затрат на производство по предприятию в целом в разрезе элементов затрат и калькуляционных статей расходов.

Основанием для записей в журнал-ордер № 10 являются данные ведомостей № 12 о затратах цехов основного и вспомогательных производств и ведомости № 15 об общезаводских расходах, расходах будущих периодов и резерве предстоящих платежей.

Из ведомостей № 12 в этот журнал-ордер переносятся итоговые данные, показанные в таблице "Всего по корреспондирующим счетам". В случаях, когда ведомости составлялись по цехам или группам цехов, данные переносятся отдельно из каждой соответствующей ведомости. Если затраты основного производства приведены в ведомостях по калькулируемым объектам, эти затраты отражаются в журнале-ордере в той же разбивке.

Для этой цели в журнале-ордере № 10 для записей по дебету счетов №№ 8210, 8310 и 8410 предусмотрены по 2 строки, а для записей по дебету счета № 8110 - несколько строк.


Все расчетные, а также конечные показатели о затратах на производство по экономическим элементам и себестоимости выпущенной предприятием товарной продукции показываются в журнале-ордере № 10 в специальных таблицах с одноименными названиями.

Основанием для составления таблиц "Расчет затрат на производство по экономическим элементам" и "Расчет себестоимости товарной продукции" служат данные, записанные в таблице № 1 "Издержки производства" этого журнала-ордера, т.е. данные о затратах на производство в разрезе корреспондирующих счетов.

Отдельные показатели таблиц определяются при помощи вспомогательных ведомостей к журналу-ордеру, расчетным путем либо по соответствующим первичным документам. При этом необходимо иметь в виду следующее.

В таблице "Расчет затрат на производство по экономическим элементам" себестоимость списанных на производство полуфабрикатов (при полуфабрикатном варианте учета производства) и готовых изделий, подлежащая исключению, как внутризаводской оборот, принимается в сумме, показанной по кредиту счетов № 8210 "Полуфабрикаты собственного производства" и № 1320 "Готовая продукция" в корреспонденции со счетом № 8110 "Основное производство".

Стоимость оприходованных излишних материальных ценностей принимается в сумме, указанной в ведомостях №№ 12 и 15, а полученные штрафы, пени и неустойки - в сумме, отраженной в ведомости №15.

Сумма износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов собственной выработки определяется расчетным путем.

В таблице "Расчет себестоимости товарной продукции" излишки или недостачи незавершенного производства, потери от брака в производстве и т.п. показываются по данным ведомостей № 14; стоимость ценных отходов - по данным первичных документов; остаток незавершенного производства на конец месяца - по данным инвентаризационных ведомостей или учетным данным.

Сравнительные таблицы приведены в приложениях.

Заключение

В  данной работе мы рассмотрели методики учета по журнально-ордерной форме ведения бухгалтерского учета. Для примера были взяты вопросы, связанные   ведением   кассовых   операций  и   учета материалов. Рассмотрен  порядок оформле­ния первичных документов: расходного и   приходного    кассовых   ордеров,   кассовой книги и других форм. Также  рассмотрен  порядок оформления и ведения операций на расчетном    счете. Данная форма учета повышает контрольное значение учета, облегчает составление отчетов.
К недостаткам журнально-ордерной формы учета следует отнести сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на ручное заполнение данных и затрудняющих механизацию учета.
От значительной части указанных недостатков свободна автоматизированная система бухгалтерского учета, типа 1С «бухгалтерия». Основывается она на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета с составлением баланса в соответствии с Планом счетов и типовыми проектными решениями по комплексной автоматизации бухгалтерского учета.
В условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учета исполнение сметы доходов и расходов учреждения данные синтетического и аналитического учета формируются в базах данных используемого программного комплекса и ежемесячно выводятся на бумажные носители - выходные формы документов (мемориальные ордера, журналы-ордера. карточки, ведомости, Главная книга, отчет и т.п.).