Файл: "Документирование и инвентаризация".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые бланки, в которых соединены формы инвентаризационных и сличительных ведомостей. После внесения инвентаризационной комиссией в эти бланки данных о фактическом наличии ценностей бухгалтерия проставляет в них данные бухгалтерского учета и сличает те и другие показатели.

Комиссия выявляет причины недостач и излишков, обнаруженных в результате инвентаризации. Окончательное решение о характере потерь и порчи ценностей она принимает на основании письменных объяснений соответствующих работников и других данных. Все выводы, предложения и решения инвентаризационной комиссии оформляются протоколом, который утверждается руководителем предприятия.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

1.3. Отражение результатов инвентаризации в учете

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

Выявленные излишки товарно-материальных ценностей нужно оприходовать по рыночной цене на дату проведения инвентаризации. Стоимость такого имущества увеличивает налогооблагаемые доходы организации. Поэтому с полученного внереализационного дохода надо заплатить налог на прибыль. Такое требование содержит пункт 20 статьи 250 налогового кодекса РФ.

По результатам инвентаризации составляются бухгалтерские проводки. Оприходование излишков товаров относится в доход предприятия:

Дт 41 «Товары» Кт 91 «Прочие доходы и расходы».

Если в ходе инвентаризации выявлена недостача товарно-материальных ценностей, то стоимость недостающего имущества сначала нужно отразить на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».


Счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» предназначен для обобщения информации и наличие сумм недостач, хищения и потерь от порчи ценностей, выявленных в процессе их заготовления, хранения и продажи, не зависимо от того подлежат они отнесению на счета затрат или виновных лиц. Порядок списания сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей регулируется законодательными и учредительными документами.

По дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» проводятся суммы по недостающим (похищенным) или полностью испорченным товарно-материальным ценностям по балансовой (покупной) стоимости. По кредиту 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» производиться списание сумм недостач. Счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» пассивный, в балансе указывается в пассиве в разделе V «Краткосрочные обязательства» по строке «Займы и кредиты». А затем недостачу списывают. Как это делают, зависит от того, обнаружена недостача в пределах установленных норм или нет. Недостача товаров отражается записью:

Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кт 41 «Товары». [7]

На основании подпункта «а» пункта 3 статьи 12 Закона № 129-ФЗ, недостачи в пределах норм естественной убыли нужно списать на затраты или на расходы по продаже. Нормы естественной убыли для целей бухгалтерского учета были утверждены соответствующими министерствами и ведомствами и действуют до сих пор. При этом сумму недостачи определяют исходя из фактической себестоимости материалов или продажных цен товаров. [8]

2. Роль инвентаризации товарно-материальных ценностей в экономической деятельности организации

Роль инвентаризации товарно-материальных ценностей в жизни организации вообще трудно переоценить. Данные инвентаризации являются важнейшей составляющей функционирования организации, потому что тяжело представить себе слаженную работу предприятия, если оно не располагает сведениями о том, какими товарно-материальными ценностями обладает. Для того инвентаризация и проводится, чтобы ежегодно предоставлять данные о фактическом наличии товарно-материальных ценностей, а также для сравнения их с данными бухгалтерского учета, чтобы впоследствии узнать, расходовались ли они, остались ли неизменными или же обнаружены факты хищения.


Инвентаризация дает представление о располагаемых ресурсах предприятия. Именно благодаря ей и данным бухгалтерского учета организация может планировать и координировать свои действия в определенных направлениях. При отсутствии этих данных, организация работает вяло, не может планировать свою работу на долгосрочную перспективу.

Кроме того, инвентаризация имеет и санитарные функции. Без сомнения, в каждой организации имеются испорченные или ненужные материальные ценности, про которые все забыли. Благодаря инвентаризации они могут быть выявлены, а в последствии списаны.

Инвентаризация просто необходима, когда выявляются факты хищения и порчи товарно-материальных ценностей. Посредством инвентаризации они фактически подтверждаются, на основании чего можно проводить расследование. [3, с.63]

Инвентаризация – это еще и контроль над деятельностью материально ответственного лица. Если бы инвентаризация не проводилась, материально ответственное лицо могло бы в своих интересах использовать товарно-материальные ценности, а в этом случае оно чувствует над собой контроль.

Как видно, инвентаризация имеет просто огромное значение для всех организаций без исключения. Благодаря всей ее значимости она позволяет не только выявить, но и разработать приемы и методы их корректировки, исправления, а также разработать стратегию по предотвращению подобных ошибок в будущем.

3. Инвентаризация в УЗ «Слонимская ЦРБ»

Все хозяйственные операции, проводимые учреждении здравоохранения «Слонимская ЦРБ», должны оформляться оправдательными документами. Оправдательные документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее совершения. В соответствии с Указом президента Республики Беларусь от 15.03.2011г. № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011г. №360 «Об утверждении первичных учетных документов» перечень первичных учетных документов применяемых в нашем учреждении утвержден приказом главного врача (Приложение 1). Первичные учетные документы составляются по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.


Для обеспечения контроля за сохранностью бюджетных средств, средств, полученных за счет сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам, целевых средств, достоверности данных бухгалтерского учета данным бухгалтерской и налоговой отчетности организации проводят инвентаризацию имущества и финансовых обязательств.

Инвентаризация проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов Республики Беларусь 30.11.2007г. №180 с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 05.01.2010г. № 1, от 18.03.2010г. № 29 и от 22.04.2010г. №50.

Инвентаризации подлежит все имущество организации, независимо от места его хранения. Годовая инвентаризация проводится в соответствии с приказом главного врача, в котором создается рабочая и центральная комиссии (Приложение 2).

Кассовые операции ведутся в соответствии с Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов с наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011г. №107 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь». Инвентаризация касс осуществляется ежемесячно (Приложение 3).

Как говорилось ранее в ЦРБ годовой инвентаризации подлежит все имущество без исключения: основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств, мягкого инвентаря, медикаментов, продуктов питания, бланков строгой отчетности, топлива, материалов. При проведении годовой инвентаризации основных средств проверяется их наличие, сверяются инвентарные номера (Приложение 4). Инвентаризация медикаментов заключается в снятии остатков, проверке сроков годности лекарств (Приложение 5). Бланки строгой отчетности сверяют по номерам и количеству (Приложение 6). Мягкий инвентарь проверяют по количеству и целостности, непригодные в эксплуатации предметы списывают, опираясь на знание года их выпуска (Приложение 7).

Заключение

В бухгалтерском учете необходима сверка фактического наличия имущества с учетными данными, которая производится при помощи инвентаризации. Сущность инвентаризации заключается в контроле за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств. Проведение инвентаризации регулируется Федеральным законом о бухгалтерском учете № 129-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.


Инвентаризация осуществляется в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап включает в себя вручение приказа или распоряжения о инвентаризации членам рабочей комиссии, составление комиссией оперативного плана проведения амортизации, проведение инструктажа с привлеченными лицами, разнос материально-ответственными лицами приходных и расходных документов в карточки складского учета и проверку членами комиссии весоизмерительных приборов.

Основной этап инвентаризации заключается в фактическом снятии остатков и составлении инвентаризационной описи.

Заключительным этапом инвентаризации является сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета. На этом этапе выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости, определяются причины расхождений и определяются результаты.

Сведения о фактическом наличии товарно-материальных ценностей записывают в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. Фактическое наличие активов при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а с другой остается у материально ответственного лица.

Для выявления окончательного результата инвентаризации по количеству и сумме, то есть результата склада, кладовой, составляется сличительная ведомость. В ней отражают только те ценности, по которым установлены расхождения. Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную. Прежде чем установить окончательный результат, бухгалтер должен произвести взаимный зачет излишков и недостач, полученных при пересортице товаров, и рассчитать сумму их естественной убыли.

Согласно плану счетов бухгалтерского учета, все потери (недостача, хищение, порча, снижение качества) учитываются собирательно-распределительном счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В учреждение здравоохранения «Слонимская Центральная районная больница» учет осуществляется бухгалтерией, являющейся структурным подразделением предприятия. Возглавляет ее главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю. Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников.