Файл: Языки гипертекстовой разметки(Язык гипертекстовой разметки ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Прошло несколько десятков лет как Теодор Нельсон[1] впервые использовал термин «гипертекст», и концепция гипертекста, как способа нелинейной организации, получила существенное развитие.

Концепция организации информации, при которой линейность повествования заменяется возможностью перехода по разным ссылкам, первоначально использовавшейся в печатных изданиях.

До появления компьютеров основной формой гипертекста были энциклопедии, в которых уже не было линейного принципа, то есть положение статьи не играло никакой роли.

С появлением компьютеров стало возможным легко создавать системы страниц, связанных между собой ссылками, выполнять поиск по ключевым словам среди них, постоянно редактировать их содержимое. Примерами гипертекстовых систем являются Интернет и любой веб-сайт.

Теодор Нельсон впервые использовал термин «гипертекст» в докладе «Файловая структура для сложного, меняющегося и окончательно неопределимого»[2].

Со временем было предложено немало моделей гипертекста, некоторые из них, такие как ZOG, HyperCard, Intermedia или HyperTIES, сыграли важную роль в становлении нынешней концепции гипертекста, но сами стали, скорее, достоянием истории. Немногие из моделей продолжают развиваться и ныне, в их числе Xanadu – проект Т. Нильсена.

Наибольшее распространение, безусловно, получила модель гипертекста, основанная на языке HTML, и положенная в основу Интернета.

В начале 90-х годов XX века Тим-Бернерс Ли создал, а его последователи в дальнейшем усовершенствовали, основные инструменты, которые позволили создать интернет на основе гипертекста в его современном виде. Одним из этих инструментов был и есть язык гипертекстовой разметки HTML для верстки содержания веб-страниц сайтов в нужном формате.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что и по сегодняшний день языки гипертекстовой разметки являются универсальным языком разметки, т.к. не требует интерпретации исходного кода.

Цель работы - изучить сущность и характеристики языков гипертекстовой разметки, представить пример практического применения языка гипертекстовой разметки.

Задачи работы:

- рассмотреть и изучить сущность языка гипертекстовой разметки;

- рассмотреть и изучить структуру документа HTML;

- дать сравнительную характеристику языкам гипертекстовой разметки;

- привести пример использования HTML.

Объект исследования - языки гипертекстовой разметки.


Предметом исследования является алгоритм верстки веб-страницы на языке разметки гипертекста HTML.

Для выполнения поставленных задач были изучены материалы научных статей и пособий; для выполнения практической части работы использовались материалы по структуре, основным тегам и алгоритму написания на языке разметки гипертекста HTML, размещенные на ресурсах Консорциума Всемирной паутины (World Wide Web Consortium, W3C).

1. Язык гипертекстовой разметки

1.1 Язык гипертекстовой разметки: основные понятия и сущность

Для начала, определимся, что такое – гипертекст.

Современная электронно-опосредованная коммуникация предлагает человеку всё новые тексты в разных сферах знания, в разных утилитарных сферах. При этом большинство таких текстов созданы по принципу гипертекста, который представляет собой многоуровневую структуру, совокупность микротекстов, интегрированных с помощью ссылок в единый массив. Гипертекст характеризуется целостностью, внутренней осмысленностью, информативностью, а также интеграцией вербальных и невербальных средств[3].

Наступление новой эры информационных технологий предполагает перенос сфер человеческой деятельности в электронную среду, в связи с чем мы можем наблюдать интенсивное развитие и активное использование гипертекстовых систем. В современном мире феномен гипертекста стал объектом многих дискуссий, конференций и научно-исследовательских работ по психологии, лингвистике и информатике. Сегодня большое количество организаций в мире проводят масштабные исследования, которые базируются на концепции ассоциативной навигации. Гипертекстовые системы с успехом используются в технике, образовании, экономике и других сферах деятельности. Представляется целесообразным обратиться к истории возникновения термина «гипертекст».

Понятие «гипертекст» было введено в употребление в 1965 году программистом и математиком Теодором Нельсоном[4], который отмечал, что в отличие от традиционного текста с его последовательностью и развернутыми, тесными линейными связями, гипертекст представляет собой нелинейную организацию идей, разветвлённую, взаимосвязанную документацию, а также наличие развитой системы переходов. Читатель обладает возможностью изучать заложенную в данной документации информацию в той очерёдности, какую он выберет самостоятельно. Гипертекст состоит из фрагментов, которые не построены в однозначно заданном порядке. Следовательно, читатель вправе прокладывать разные пути по документации за счёт гиперссылок и в зависимости от своих предпочтений.


Согласно одному из энциклопедических определений гипертекст представляется «в виде графа, в узлах которого находятся традиционные тексты или их фрагменты, изображения, таблицы, видеоролики и т. д.».

Тед Нельсон дает следующую трактовку гипертексту: «гипертекст - это не последовательное сочинение, а текст, который разветвляется и позволяет читателю выбирать, т.е. это ряд кусков текста, соединенных линками, предлагающими читателю различные пути»[5].

Тим Бернерс-Ли дает следующее определение: «гипертекст — это соединение смысловой структуры, структуры внутренних связей некоего содержания, и технической среды, технических средств, дающих возможность человеку осваивать структуру смысловых связей, осуществлять переходы между взаимосвязанными элементами»[6].

Под гипертекстом также понимают надтекст, единицу информации, частями которой являются тексты, части которого имеют «сверхсвязи», то есть соединены не линейным отношением в одномерном пространстве (как в обычном тексте естественного языка), а множеством различных отношений, представляемых в многомерном пространстве.

Гипертекст дает возможность связать текстовую информацию, аудио, фотографии, чертежи, карты, динамичные картинки и иные формы предоставления информации в единое осмысленное целое, доступ к которому возможен посредством системы индексации, которая ориентирована на конкретные идеи, а не слова в тексте.

Таким образом, под гипертекстом стоит понимать совокупность обычных фрагментов текста, связь между которыми реализуется посредством ссылок, встроенных в информационную систему, что позволяет пользователям осуществлять переход от одного текстового фрагмента к другому по их выбору.

Для гипертекста характерным является интерфейсная модальность, проявляющаяся в наличии пиктограмм, икон связей, кнопок, которые пользователь выбирает произвольно[7].

Рассмотрим ключевые черты гипертекста:

- отсутствие непрерывности и наличие прыжка. Данная черта исключает необходимость делить гипертекст на тему и рему, выделять в нём эксплицитные и имплицитные слои по сравнению с обычным линейным текстом;

- множественность автора, то есть изменение гипертекста влечёт за собой изменение коллектива авторов. Отсюда следует, что в гипертексте представлена не одна точка зрения в противоположность классическому тексту. Данное качество гипертекста позволяет судить о нем как о многогранном тексте, поэтому гипертекст является более объективным и толерантным к читателю, чем традиционный текст;


- отсутствие автора;

- нечеткие, размытые границы между автором и читателем;

- объективность, многосторонность;

- интерактивность;

- незаконченность, открытость, обусловленные масштабностью электронной сети;

- неоднородность;

- диалогичность (заложенная в тексте информация требует от читателя отклика);

- виртуальность (гипертекст функционирует в электронном коде);

- дисперсность структуры (информация в тексте представлена в виде «гнёзд», а войти в гипертекстовую сеть можно с любого её звена);

- дистанционность и доступность (автор текста и читатель могут обращаться к гипертексту в любое время, находясь при этом на большом расстоянии друг от друга);

- мультимедийность (применение технических средств воздействия на реципиента);

- композиционная нестабильность (альтернативность маршрутов навигации; возможность создавать собственную читательскую модель).

Для построения такого контента и используются языки гипертекстовой разметки.

Прорыв в применении электронной версии гипертекста имел место во время зарождения интернета и связан с именем Тима-Бернерса Ли, который в начале 90-х годов XX века создал, а его последователи в дальнейшем усовершенствовали, основные инструменты, позволяющие создать интернет на основе гипертекста в его современном виде[8].

Следует отметить, что для демонстрации обширного текста, имеющего много информации, т.е. для организации эффективного гипертекста необходимо, чтобы вводимые ссылки были точными, оправданными и соответствовали по уровню сложности, чтобы структура текста была наглядной, а навигация по нему не доставляла бы неудобств.

Гипертекстовая технология представляет собой создание, поддержку, расширение и просмотр текста, представленного в виде сети. Поддерживающие эту технологию программы базируются на следующих функциях гипертекста:

- ссылки – являются самой важной функцией, благодаря им имеется возможность использовать связи информационной сети, в образе которой представлен гипертекст, через которые можно обращаться к связанным на уровне ассоциаций узлам. Так текст можно пролистывать в диалоговом режиме посредством использования компьютерной мыши, а можно использовать запросы, автоматически фильтрующие данные.

- замещение - позволяет заменять при просмотре текста любую часть информации рисунком или иным фрагментом текста;

- заметки - стандартные заметки на полях, но гораздо более выразительные (видеофайлы, цветная графика, звуковое сопровождение и др.). Следует отметить, что данная функция является обратной, т.е. информация связывается с выделенным фрагментом, а не наоборот;


- запросы – помогают проводить анализ текста с определенных пользователем позиций. Так можно использовать данные, не имеющие отношение к некоторому фрагменту текста, но при этом с ним связанные. Поиск можно производить по ключевым словам при сопоставлении с каким-либо образцом или по разделителям на основании фильтрации необходимых знаний из гипертекста[9].

Запросы в совокупности с замещением позволяют получать срезы исходного текста, являющиеся функционально-ориентированными, т.е. структурировать гипертекст, исходя из потребностей каждого отдельного пользователя.

Следует подчеркнуть, что электронная книга также обладает опцией поддержки связи между ссылками, т.е. смысловые связи в информации можно использовать и без компьютера. Однако связи, поддерживаемые техникой, позволяют вывести уровень чтения на более высокий качественный уровень.

Таким образом, идея гипертекстовой системы, зародившаяся еще в середине прошлого столетия, получила развитие, и была реализована на практике как основа Интернета, с которой сегодня сталкивается каждый ежедневно.

Основное преимущество гипертекста состоит в нелинейности повествования, которая позволяет создавать сразу несколько линейных последовательностей в изучении материала: захотел — перешел по одной ссылке, захотел — по другой либо продолжил чтение. При этом такие действия можно совершать не только в пределах одной веб-страницы какого-либо сайта, но по всей сети, при этом, не изучая всю предоставленную информацию, а, только выбирая нужную, что позволяет сэкономить много времени[10].

Именно принцип разрыва линейности текста стал основополагающим при создании Всемирной паутины. Так Тимом Бернесом-Ли в целях реализации принципа гипертекста и гиперссылок и его последователями были созданы следующие основные инструменты, которые позволили создать интернет на основе гипертекста в его современном виде:

- язык разметки гипертекста HTML – кодирует содержание документов (веб-страниц сайтов) в нужный формат;

- протокол передачи гипертекста HTTP (HTTPS) - передает по сети информацию в электронном виде;

- система адресации URI и URL - предусматривает указание протокола передачи данных в составе адреса того или иного документа в сети;

- браузеры - позволяют реализовать все перечисленные выше возможности, а именно: отобразить текст, закодированный с помощью средств HTML, в удобном для чтения виде; осуществить прямой переход на нужную страницу любого веб-сайта путем ввода URL в адресную строку браузера; следовать по созданным гиперссылкам, находящимся в составе контента веб-страницы.