Файл: Имущество как объект гражданских правоотношений (Понятие объектов гражданских прав).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К валютным ценностям относятся: а) иностранная валюта; б) ценные бумаги в иностранной валюте: чеки, векселя, аккредитивы и другие. Фондовые ценности: акции, облигации и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте; в) драгоценные металлы – золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий; г) природные драгоценные камни: алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты в сыром и необработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий. [11]

Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям, а также к лому таких изделий устанавливается Правительством РФ.

Под иностранной валютой Закон о валютном регулировании (п. 3 ст. 1) понимает: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Порядок совершения сделок с валютными ценностями установлен Законом о валютном регулировании, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и изданными в соответствии с ними иными нормативными актами. Так, Закон о валютном регулировании предусматривает, что в Российской Федерации покупка и продажа иностранной валюты производится через уполномоченные банки в порядке, установленном ЦБР. Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться на внутреннем валютном рынке Российской Федерации непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, которые действуют в порядке и на условиях, предусмотренных ЦБР.

Ценные бумаги как объекты гражданских прав.

В развитой экономике, объектом товарного, имущественного оборота становятся не только вещи, но и имущественные права, в том числе выраженные в специальных документах – ценных бумагах. Основную особенность этих документов составляет тесная, неразрывная связь выраженных в них прав с документарной или бумажной формой их фиксации. В силу такой связи имущественное право существует лишь в форме бумаги, следовательно, передача, отчуждение бумаги является передачей самого права, а ее утрата-прекращением права.[12]


Таким образом, только тот, кто имеет право на бумагу, может осуществить право, вытекающее из бумаги. Традиционное различие этих прав основано на том, что право на бумагу обычно является вещным, чаще всего правом собственности, имея объектом ценную бумагу как вещь. Хотя, например, доверительный управляющий приобретает лишь обязательственное право на переданные ему учредителем управления ценные бумаги, тогда как право из бумаги - чаще всего обязательственное, поскольку ценная бумага всегда удостоверяет известное право требования. Поэтому, в частности, акционер, будучи собственником акции, не приобретает вещных прав на имущество акционерного общества. Вместе с тем право на бумагу и право из бумаги в нормальном случае имеют общую судьбу, ибо право из бумаги всегда следует за правом на бумагу, и несовпадение правомоченных по этим правам лиц в принципе должно быть исключено.

Ценная бумага как документ относится к категории движимых вещей (см. п. 2 ст. 142 и п. 2 ст. 130 ГК). При этом выраженное в ней право может касаться как движимости, так и недвижимости, например, в закладной, оформляющей права на заложенную недвижимость. Многие ценные бумаги, в частности, акции и облигации, как вещи определяются родовыми признаками, несмотря на возможность их индивидуализации. Для признания документа ценной бумагой он должен отвечать некоторым особым признакам, свойствам, вытекающим из требований закона. К их числу относится, во-первых, литеральность, под которой понимается возможность требовать исполнения только того, что прямо обозначено в ценной бумаге. Отсюда необходимость установления и соблюдения строго формальных реквизитов, при отсутствии хотя бы одного из которых документ теряет свойства ценной бумаги и становится недействительным. Ценная бумага - строго формальный документ (п. 2 ст. 144ГК).

Во-вторых, это легитимация субъекта права, выраженного в ценной бумаге, т.е. его узаконивание в качестве правомочного по бумаге лица. Речь в данном случае идет, прежде всего, о способе обозначения такого субъекта, форме или степени его определенности.

Третьим важнейшим свойством такого документа является необходимость его презентации, предъявления обязанному лицу. Только в этом случае возможна беспрепятственная реализация выраженного в документе права, ибо лишь предъявление бумаги гарантирует осуществление права правомоченного лица и лишь предъявителю подлинника этого документа обязанное лицо должно предоставить исполнение. Другие документы, используемые в обороте, могут доказывать наличие или содержание известных правоотношений, расписка, текст договора и т.п., но не становятся обязательным условием реализации составляющих их прав. Поэтому начало презентации отличает ценную бумагу от других документов, имеющих гражданско-правовое значение.


Четвертое свойство, ценная бумага, характеризуется также абстрактностью закрепленного в ней обязательства, поскольку отказ от его исполнения обязанным лицом со ссылкой на отсутствие основания или его недействительность не допускается (п. 2 ст. 147 ГК). Данное правило действует и в том случае, если в самой ценной бумаге указано основание ее выдачи, которое, например, оспаривается должником. Лишь отсутствие предусмотренных законом реквизитов может повлечь недействительность ценной бумаги и, соответственно, выраженного в ней права.

И наконец, пятое, ценная бумага придает выраженному в ней праву свойство автономности. Имеется в виду, что лицо, законным порядком приобретшее ценную бумагу, получает по ней право требования, не зависящее от прав на данную бумагу предшествующего обладателя, т.е. имеющее автономный, самостоятельный характер.[13] В силу этого обстоятельства выраженное в бумаге право переходит к добросовестному приобретателю таким, каким оно обозначено в бумаге, и потому обязанное по данной ценной бумаге лицо не вправе противопоставить такому приобретателю какие-либо возражения, основанные на его правоотношениях с предшественниками. Иначе говоря, участники правоотношения по ценной бумаге могут довериться ее формальным реквизитам, не принимая во внимание иных обстоятельств. Такое свойство нередко именуется также началом публичной достоверности. Таким образом, ценной бумагой признается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (п. 1 ст. 142 ГК).

Нематериальные блага как объекты гражданских прав.

К нематериальным благам относятся:

а) Результаты творческой деятельности. Большая группа гражданских правоотношений возникает в связи с созданием и использованием результатов творческой деятельности — произведений науки, литера­туры и искусства, изобретений, компьютерных программ, промышленных образцов и т. д. Указанные продукты творческой деятельности являются объектами, так называемой интеллектуальной собственности. Интел­лектуальная собственность - это условное собирательное понятие, ко­торое используется в ряде международных конвенций и в законодательстве многих стран, включая и Россию, для обозначения совокупности исключительных прав на результаты интеллектуальной и прежде всего творческой деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг, фирменное наименование, товарный знак, обслуживания и т.п. Право в общем и гражданское право в частности, процесс интеллектуальной деятельности, завершающийся созданием новых, самостоятельных творческих результатов в области науки, техники, литературы искусства, не регулирует. Сам процесс творчества остается за пределами действия правовых норм. В лучшем случае право регулирует лишь признание организационных, имущественных и иных предпосылок творческого труда. Однако тогда, когда процесс творчества завершается производящим актом, независимо от того, какую объективную форму приобретает его результат, вступают в действие нормы гражданского права, обеспечивающие его общественное признание, устанавливаю­щие правовой режим соответствующего объекта и охрану прав и законных интересов его творца.


Результаты творческой деятельности, в отличие от вещей, представ­ляют собой блага нематериальные. Так, произведение науки, литера­туры или искусства – есть совокупность новых идей, образов, понятий; изобретение, полезная модель и рационализаторское предложение – технические решения задачи; промышленный образец – художествен­но-конструкторское решение внешнего вида изделия, однако, объек­тами гражданских правоотношений они становятся лишь тогда, когда облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми. Так, литературное произведение может быть зафиксировано в рукописи, записано на магнитную ленту и т. п.; изобретение может быть выражено вовне в виде чертежа, схемы, модели и т.д. Материальный носитель творческого результата: рукопись, магнит­ная запись, чертеж и т. д., выступает в качестве вещи и может переда­ваться в собственность другим лицам, может быть уничтожен. Но сам результат творческой деятельности, будучи благом нематериаль­ным, сохраняется за его создателем и может использоваться другими лицами лишь по согласованию с ним, за исключением случаев, ука­занных в законе.

б) Информация. Результаты интеллектуальной деятельности как блага нематериальные могут рассматриваться в качестве определенного вида информационных ресурсов. Однако сами эти ресурсы не сводимы к произведениям творчества и другим результатам интеллектуальной деятельности и могут существовать также в виде самых разнообразных знаний научного, технического, технологического, коммерческого и иного характера.[14]

Законодатель, как видно из перечня ст. 128 ГК РФ, рассматривает информацию в качестве особого объекта гражданских прав, отличного от имущества, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности и нематериальных благ. Этот факт не всегда получает адекватное отражение в специальной литературе и правотворчестве. Точка зрения о том, что информация может в определенном отношении рассматриваться как объект права собственности, высказывается с большей или меньшей категоричностью рядом специалистов. Как правило, она вытекает из отрицания необходимости строгого разграничения между такими понятиями, как информация, с одной стороны, и информационные ресурсы, с другой стороны.

Между тем, по смыслу ст. 209 ГК РФ, объектом собственности может быть только имущество, к каковому информация, в соответствии с перечнем видов объектов гражданских прав, данным в ст. 128 ГК РФ, не относится.


в)Результаты работ. Наряду с результатами творческой деятельности объектами гражданских правоотношений выступают результаты иных действий. Так, предметом договора подряда является результат работы подрядчика. На момент заключения договора подряда данного резуль­тата еще не существует в природе, но это не означает, что возникшее между заказчиком и подрядчиком правоотношение безобъектно. Объ­ект в нем присутствует, но если вначале он выражен в задании заказчика в нематериальной форме, т. е. в виде того желательного для заказчика результата, который должен быть достигнут подрядчиком, то в после­дующем, благодаря действиям подрядчика, он приобретает веществен­ную форму.

Гражданско-правовое отношение складывается в данном случае именно по поводу результата работы подрядчика. Заказчика интересует, прежде всего, результат действий подрядчика, а не выполнение послед­им тех или иных работ само по себе. Поэтому, если результат не достигнут, то даже тогда, когда подрядчик в этом не виновен, нельзя говорить об исполнении договора подряда. На этом, кстати говоря, основывается одно из главных различий в регулировании отношений, данных с выполнением работ, гражданским и трудовым правом. Если последнее имеет своим предметом регулирование самой трудовой деятельности работников, то гражданское право исходит из того, что подрядчик сам организует свой труд и отвечает, как правило, лишь за достижение конечного результата.

Характерным признаком результата работы как особого объекта гражданских прав является то, что он может быть гарантированно достигнут любым лицом, обладающим необходимыми знаниями, на­выками и квалификацией. При этом результат работы не имеет тех черт уникальности, новизны, неповторимости и т. п., которые свойственны результатам творческой деятельности. В этом связи закон не придает особого значения тому, кто именно выполняет работу. В частности подрядчик, не спрашивая согласия заказчика, может перепоручить выполнение всей или части работы другому лицу, оставаясь, однако ответственным перед заказчиком за конечный результат.

г)Услуги. В качестве самостоятельного объекта гражданских прав услуги юридической наукой стали выделяться относительно недавно. При этом в понятие «услуга» нередко вкладывается совершенно разное содержание, от самого широкого, когда им охватывается практически любая полезная деятельность, до предельно узкого, когда услуги сво­дятся к предмету договора возмездного оказания услуг, регламентиро­ванного правилами главы 39 ГК РФ Ни тот, ни другой подходы нельзя признать плодотворными, так как в первом случае правовое понятие услуги подменяется экономическим, а во втором из числа услуг иск­лючаются наиболее типичные их виды, такие, как поручение, комис­сия, экспедирование и др.[15]