Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Сущность аудиторской деятельности и ее правовое регулирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внешний аудит, представляющий собой аудиторскую проверку, проводимую независимыми аудиторскими компаниями и аудиторами на договорной основе с аудируемыми лицами с целью получения объективных, точных и реальных сведений об аудируемом объекте, выражения мнения о соответствии порядка ведения ими бухгалтерского учета требованиям законодательства и достоверности их финансовой отчетности. Внешний аудитор при этом является независимым относительно аудируемого лица и несет ответственность за выраженное мнение о достоверности финансовой отчетности перед пользователями его информации.

Внутренний аудит, предполагающий проведение ведомственной либо внутренней формы контроля и представляющий собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководства либо собственников организации в целях оказания содействия сотрудникам организации в эффективном исполнении возложенных на них функций. Внутренний аудит, цели и объем которого в каждом случае различны и находятся в зависимости от размера и структуры организации и требований ее руководителей, регламентированы локальными нормативными актами организации; он носит информационное либо консультационное значение, так как он имеет направленность на оптимизацию деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Обязательный аудит представляет собой обязательную ежегодную проверку ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации. Проведение обязательного аудита не зависит от желания аудируемого субъекта и осуществляется в обязательном порядке в определенных федеральным законодательством случаях.

Инициативный аудит представляет собой аудиторскую проверку, которая проводится по инициативе самого непосредственно аудируемого лица, и имеет целью выявление недостатков в ведении бухгалтерского учета в целом, либо его отдельных разделов; определение состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценку применяемых методов и средств автоматизации учета; оценку состояния расчетов по налогообложению и пр.

Отраслевой либо специальный аудит, проводимый в порядке, определенном для отдельных отраслей или сфер деятельности, к примеру, банковский аудит.[9]

Таким образом, аудит являет собой независимую проверку аудиторскими организациями и аудиторами финансовой отчетности организации и ведения бухгалтерского учета с целью выражения мнения о достоверности таковой отчетности, выработки предложений по оптимизации хозяйственной деятельности, рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно назвать определенного рода экспертизой бизнеса, инструментом измерения качества бухгалтерской информации, который призван способствовать развитию, как предпринимательской деятельности, так и рыночной экономики в целом.


2 Принципы аудиторской деятельности

Под принципами аудиторской деятельности, исходя из общепринятой трактовки принципов юридической деятельности, следует понимать исходные положения и руководящие идеи, являющиеся ориентирами и требованиями по ее осуществлению.[10]

В качестве основных принципов аудиторской деятельности а настоящее время можно назвать независимость, объективность, профессиональную компетентность, конфиденциальность.

Принцип независимости предполагает обязательное отсутствие у аудитора при формировании его мнения какой-либо заинтересованности относительного аудируемого хозяйствующего субъекта, в том числе и отсутствие имущественной, финансовой или другой материальной заинтересованности в результатах той деятельности, которая проверяется аудитором. Важным моментом при этом является недопустимость вмешательства любых лиц в определение объема аудита, в проведение аудиторских проверок, а равно формирование выводов и отчетных форм.

Принцип объективности реализуется в теснейшей взаимосвязи с принципом независимости. Названный принцип от аудиторов требует свободного от каких бы то ни было интересов и конфликтов сторон и беспристрастного подхода к производству аудиторской проверки. Со стороны аудитора ни в коем случае не должно допускаться умышленное искажение имеющих место факторов и формулировка собственного мнения с учетом мнения иных лиц.[11]

Принцип профессиональной компетенции предполагает проведение аудита и оказание аудиторских услуг на должном профессиональном уровне, что, в свою очередь, обеспечивается наличествованием у них необходимых объемов знаний и навыков. В связи с этим на законодательном уровне определяются повышенные требования к профессиональным качествам аудиторов, в частности:

- наличие высшего образования;

- стаж работы;

- прохождение квалификационного анализа;

- получение квалификационного аттестата.

Названный принцип предполагает и необходимость постоянного повышения профессионализма аудиторов, что обуславливается не только динамичностью развития экономических отношений, однако и совершенствованием нормативно-правовой базы, которая выступает в качестве основы аудиторской деятельности.

Суть принципа конфиденциальности состоит в необходимости обязательного соблюдения аудиторскими организациями и аудиторами требования об обеспеченности конфиденциальности информации, которая составляет аудиторскую тайну. Согласно положениям ст. 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности, аудиторскую тайну в настоящее время составляют любые документы и сведения, которые получены либо составлены аудиторской организации и ее сотрудниками, а равно индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании предусмотренных законом услуг. В качестве исключения можно определить сведения, которые были разглашены самим лицом, которому оказывались аудиторские услуги, либо с его непосредственного согласия; сведения о заключении договора оказания аудиторских услуг, а также сведения о стоимости оплаты аудиторских услуг.


Конфиденциальность, как считает В.И. Подольский, при осуществлении аудиторской деятельности признается важнейшим требованием. Аудитор не должен никакому органу предоставлять какие-либо сведения о хозяйственной деятельности проверяемого им субъекта.[12]

В числе принципов аудиторской деятельности в юридической литературе также называются: честность, надлежащая добросовестность, профессиональное поведение аудиторов, следование техническим стандартам, рациональность выводов, применение современных информационных технологий и другие.

3 Субъекты аудиторской деятельности

Единая трактовка понятия субъектов аудиторской деятельности в юридической литературе отсутствует. При этом авторами используются различные по своему содержанию понятия, это и субъекты аудита, и субъекты аудиторских правоотношений, и субъекты рынка аудиторских услуг.

Так, в качестве субъектов аудита выступают аудитор и аудиторская организация. Субъектами аудиторского правоотношения, в свою очередь, выступают, с одной стороны, индивидуальный аудитор либо аудиторская организация, которая осуществляет проверку либо оказывает иного рода услуги, предусмотренные законодательством, а с другой стороны – аудируемые лица.

В качестве субъектов рынка аудиторских услуг можно назвать аудитора; аудиторскую организацию; аудируемых лиц либо лиц, которые заключили договор оказания аудиторских услуг; уполномоченного органа государственного регулирования аудиторской деятельности; совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе; аккредитованные профессиональные аудиторские объединения; других лиц.

По мнению А.Н. Зевайкиной, субъектов аудиторской деятельности целесообразно понимать в двух смыслах – широком и узком. Так, в широком смысле в качестве субъектов аудиторской деятельности выступают физические и юридические лица, государство в лице органов государственной власти, органы местного самоуправления, которые выступают в качестве участников правоотношений, возникающих при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг и иного рода отношений, тесно с ними связанных и урегулированных нормами права в области аудиторской деятельности.

Под субъектами аудиторской деятельности в узком смысле подразумеваются лица, которые вступают в правоотношения при непосредственном производстве аудита и оказании услуг, сопутствующих аудиту, т.е. аудиторов или аудиторские организации и аудируемых лиц либо лиц, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги.[13]


Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» содержит прямое указание на субъектов аудиторской деятельности, относя к таковым:

- аудиторов – ст. 4;

- аудиторские организации – ст. 3;

- государство в лице уполномоченного федерального органа – ст. 15;

- Совет по аудиторской деятельности – ст. 16;

- саморегулируемые организации аудиторов – ст. 17.

Кроме того, в названном законе присутствует упоминание и аудируемых лиц.

Аудитором признается физическое лицо, которое получило квалификационный аттестат аудитора и осуществляет аудиторскую деятельность в качестве сотрудника аудиторской организации, либо в качестве лица, которое аудиторской организацией привлекается для работы на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица и являющегося членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Под аудиторской организацией законодательством подразумевается субъект аудиторской деятельности, который представляет собой аудиторскую организацию, призванную осуществлять аудиторские проверки, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги, и являющуюся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.[14] Необходимо заметить, что аудиторская организация наделена исключительной правоспособностью, предполагающей наличие у юридического лица лишь такого рода прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в его учредительных документах.

Специфика правового положения и аудиторов, и аудиторских организаций заключается в следующем: наличие особых изначальных требований к статусу аудиторов и аудиторских организаций; специфика, как прав, так и обязанностей аудиторов и аудиторских организаций, которые, в первую очередь, заключаются в следовании этическим принципам при исполнении предпринимательских договоров; специфическое нормативное регулирование при редком практическом наступлении всех видов ответственности, которые предусматриваются для аудиторских организаций и аудиторов за ненадлежащее исполнение предпринимательских обязанностей.

Уполномоченным государственным органом осуществляется государственное регулирование аудиторской деятельности, в числе функций которого следует отметить выработку государственной политики в области аудиторской деятельности; принятие нормативных правовых актов, призванных осуществлять регулирование аудиторской деятельности; ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторских организаций и аудиторов; анализ состояния Российского рынка аудиторских услуг и пр. Уполномоченный федеральный орган в названных целях наделен правом запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов требующуюся информацию и необходимые документы.


Совет по аудиторской деятельности создается при уполномоченном федеральном органе с целью обеспечения общественных интересов в процессе проведения аудиторской деятельности. Данный Совет исполняет функции по рассмотрению вопросов государственной политики, проектов нормативных актов, призванных регулировать аудиторскую деятельность; ходатайств и обращений саморегулируемых организаций аудиторов; выполняет функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.[15]

Саморегулируемая организация аудиторов – это основанная на членстве некоммерческая организация, учреждаемая аудиторскими организациями, осуществляющими аудиторскую деятельность, и аудиторами. Саморегулируемая организация аудиторов образуется с целью обеспечения достойных условий эффективной профессиональной деятельности своих членов, защиты их интересов и интересов их клиентов, соблюдения установленных правил и стандартов профессиональной этики осуществления внешнего контроля качества работы своих членов. В деятельности саморегулируемых организаций аудиторов важная роль отводится Федеральному закону «О саморегулируемых организациях», которым закреплены правовые основы деятельности саморегулируемых организаций, даны их определение и квалифицирующие признаки, определен порядок создания таковых организаций и функционирования, установлен порядок взаимоотношений саморегулируемых организаций и их членов, а также установлена система отношений между саморегулируемыми организациями и государством.[16]

Правовое положение аудируемых лиц недостаточно полно детализировано законодателем, в связи с чем их, как права, так и обязанности необходимо более конкретизировать в Стандартах аудиторской деятельности, а равно в договорном порядке. Аудируемые лица, по общему правилу, вступают в отношения с аудиторскими организациями либо аудиторами добровольно, т.е. осуществляют так называемый инициативный аудит, целью которого является проверка бухгалтерского учета, выявление недостатков его ведения, а также составления отчетности. В то же время, для отдельной категории аудируемых лиц действует закрепленное на законодательном уровне правило о проведении обязательного аудита. Вступая в отношения с аудиторской организацией либо аудитором при проведении аудита, любое аудируемое лицо начинает нести дополнительные обязанности и пользоваться дополнительными правами, которые указываются обычно в договоре на оказание аудиторских услуг.