Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков (Анализ налогообложения банков в РФ и зарубежом).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Особенности действующей системы налогообложения банков в РФ
Глава 2 Анализ налогообложения банков в РФ и зарубежом
2.1 Оценка поступления налоговых платежей от банков
2.2 Налоги уплачиваемые банками
2.3 Налогообложение банков зарубежом
Глава 3 Проблемы налогообложения банков и пути совершенствования
Введение
Актуальность исследования. Огромная роль в налоговой системе страны принадлежит банковскому сектору, который аккумулирует основную часть кредитных ресурсов. Банковская система является значимой составляющей, без которой не представляется возможным существование рыночной экономики. Банки играют важную роль и занимают особое положение в экономической системе и налоговом администрировании России. Кроме того, банки по объему налоговых платежей в бюджет входят в число крупнейших налогоплательщиков.
В настоящее время в Российской Федерации не существует каких-либо специальных налогов, уплачиваемых банками, или налоговых режимов, применяемых ими. Банки уплачивают налоги в том же порядке, что и другие налогоплательщики. Однако специфика банковской деятельности предопределяет некоторые особенности налогообложения, определения налоговых баз и предоставления льгот по налогам. Так, например, по налогу на прибыль для банков конкретизируются доходы и расходы с учетом особенностей, характерных для банковской деятельности.
Целью данной работы является анализ действующей в РФ системы налогообложения банков, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть особенности действующей системы налогообложения банков в РФ;
- провести анализ налогообложения банков в РФ и зарубежом;
- выявить проблемы налогообложения банков и пути совершенствования.
Объект исследования - налогообложения банков.
Предмет исследования - анализ действующей в РФ системы налогообложения банков.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области налогообложения банков, материалы периодических изданий и сети Интернет.
Глава 1 Особенности действующей системы налогообложения банков в РФ
1.1Налогообложение банков
При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль банки в числе доходов, указанных в ст.ст. 249 и 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), учитывают доходы, указанные в ст. 290 НК РФ, которые являются характерными конкретно для банков. Полученные доходы банки уменьшают на сумму произведенных расходов ст.ст. 254-269 НК РФ, кроме того, учитываются расходы ст. 291 НК РФ.
В настоящее время одним из проблемных является вопрос отнесения доходов (расходов) банков к доходам (расходам) от реализации или внереализационным, относящимся или не относящимся к налоговой базе по налогу на прибыль организаций. Ведется значительное количество споров по данному вопросу, связанному с несогласием банков с содержанием и трактовкой различных расходов. Причиной является то, что ст.ст. 290 и 291 НК РФ не конкретизируют то, какие доходы и расходы для банков являются доходами от реализации, а какие - внереализационными. Ввиду этого возникают вопросы, к какому виду следует относить для налогообложения прибыли доходы и расходы, а от указанной классификации во многом зависит правильность определения прибыли. Например, согласно ст. 265 НК РФ часть рекламных расходов относится к расходам при определении прибыли в размере, который не превышает 1 % выручки от реализации, а не к внереализационным расходам.
Другой важной особенностью обложения организаций налогом на прибыль, установленной в ст. 273 НК РФ, является порядок признания доходов и расходов, согласно которому банки не имеют права на определение даты получения дохода (осуществление расхода) по кассовому методу. Таким образом, банки не вправе применять метод начисления. Для банков, как особой группы налогоплательщиков, предусмотрено также создание дополнительного резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, в том числе по межбанковским кредитам и депозитам. Суммы отчислений в резерв, согласно п. 2 ст. 292 НК РФ, банк вправе включать в состав внереализационных расходов с учетом нормативов в течение отчетного (налогового) периода. Суммы отчислений в резерв формируются в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»[1]. Создание резерва обусловлено тем, что наряду с существующими для банков рисками государство заинтересовано в устойчивой банковской си- стеме[2].
Однако государство выполняет регулирующую функцию, оказывает влияние на кредитную деятельность банков, устанавливая ограничения по включению в резервы возможных потерь по ссудам. Данное положение позволяет определенным образом оптимизировать налогообложение банков в рамках действующего законодательства. Трудоемкость определения налога на прибыль и его контроля обусловливает то, что данный налог является одним из важнейших налогов, который уплачивают банки. Его значение обусловливается тем, что налог на прибыль оказывает наибольшее влияние на процесс и результаты коммерческой деятельности банков[3].
1.2 Особенности уплаты НДС
Особенности порядка исчисления и уплаты банками и иными кредитными организациями налога на добавленную стоимость (далее - НДС) регламентируются главой 21 НК РФ. В банках НДС облагается небольшая часть услуг. Большинство финансовых услуг, в том числе банковских, освобождены от обложения НДС. Это связано с тем, что добавочная цена в банковской услуге отсутствует, поскольку не зависит от оплаты труда банковских работников, амортизации и других показателей. На уровень тарифов по банковским операциям оказывают влияние кредитные, процентные и валютные риски, а также большая конкуренция в сфере банковской деятельности.
В отношении порядка обложения банков НДС предусматривается два основных условия:
1) банк имеет право на освобождение от уплаты НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ;
2) банкам предоставлена возможность применять способ входного НДС, который не предусмотрен для других налогоплательщиков.
Статьей 149 НК РФ установлены банковские операции, которые не подлежат обложению НДС и на осуществление которых требуется лицензия Банка России. Несмотря на то, что Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1[4] инкассация отнесена к числу банковских услуг, в соответствии с НК РФ данная операция является исключением и подлежит обложению НДС, поскольку перевозка денежных средств имеет реальную стоимость, являющуюся объектом налогообложения по НДС. Однако зачастую объемы данного налога у банков составляют значительные величины, т. к. многими банками наряду с операциями, освобождаемыми от НДС, оказывается большой объем операций и услуг, которые не относятся к числу характерных конкретно для данных субъектов экономики и которые подлежат обложению данным налогом. Например, агентские операции, такие как доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договорам с физическими и юридическими лицами. Операции по реализации имущества, операции лизинга, факторинга, форфейтинга облагаются НДС.
Другой способ учета входного НДС на основании п. 5 ст. 170 НК РФ вправе применять банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды. Банки имеют право на списание входного НДС в качестве затрат по налогу на прибыль, как самостоятельный вид прочих расходов. Поскольку данный способ является правом, а не обязанностью банков, они могут выбрать наиболее удобный метод и отразить его в учетной политике[5].
Глава 30 НК РФ устанавливает общие правила исчисления налога на имущество организаций для всех плательщиков налога, в том числе и для представителей банковского сектора экономики. Налоговая база исчисляется по банку в целом, но имеются случаи, когда налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно. Например, в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения банка, имущества каждого отдельного подразделения банка, имеющего отдельный баланс, каждого объекта недвижимого имущества, расположенного вне места нахождения банка или обособленного подразделения банка, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранного банка. Если указанные объекты находятся в разных субъектах РФ, имущество может облагаться по разным ставкам.
Реформирование налоговой системы продолжается, однако все еще остаются проблемы, связанные с налогообложением банковской деятельности[6]. В современных экономических условиях приоритетным является построение эффективной и стабильной системы налогообложения банков, направленной на создание благоприятных условий для осуществления деятельности, сохранение данных субъектов экономики в качестве крупных налогоплательщиков, обеспечивающих доходность бюджетов страны разных уровней.
1.3 Налогообложение прибыли
Проблемы современной финансово-экономической системы России возникли задолго до антироссийских санкций, падений цен на нефть, инфляции и девальвации национальной валюты.
Дискуссии о необходимости реформ в различных сферах экономики не прекращались все самого начала современного российского государства.
Одним из самых обсуждаемых вопросов в последние годы является вопрос о налогообложении кредитных учреждений. Причем данная тема является актуальной не только для отечественной экономики, но и для экономик развитых стран Запада.
Финансовый кризис 2007-2008 гг., который по мнению многих еще не закончился, в немалой степени поспособствовал развитию идей, о необходимости реформирования налогообложения банковской деятельности.
Одним из наиболее обсуждаемых предложений является введение специального налога на банковские учреждения.
В июне 2010 г. Международный валютный фонд (МВФ) представил участникам Большой двадцатки (G20) доклад, который был посвящен перспективам развития специального налогообложения банков.
В теории специальный налог на банковские учреждения должен решить следующие задачи:
- снизить издержи государств на санацию банков;
- обеспечить накопление средств на поддержку в кризис всего банковского сектора;
- склонить кредитные учреждения к повышению качества администрирования рисков.
Перечислим основные предложения механизма налогообложения банковской деятельности:
- прямой налог на банковские активы;
- налог на финансовые результаты;
- налог на финансовые операции.
Тем не менее в мире не возникло единой модели построения данного налога. Схемы дифференцируются по налогооблагаемой базе и ставкам, целям и механизмам концентрации средств, перечню плательщиков налога. Конкретно отдельная страна может принимать автономные решения, в связи с чем идея общего мирового налога на банки не была воплощена в жизнь. В самом общем виде эта мера является компенсацией за риски банков для финансовых систем стран.
Если обратиться к опыту конкретных государств, то первыми стали применять практику специального налога страны Западной Европы.
Во Франции плательщиками налога являются банки и другие кредитные учреждения. Ставка налога - 0,25% от объема собственного капитала (юридические лица с капиталом ниже 500 млн евро освобождены от налога)[7].
В Швеции налоговой базой является размер пассивов банка, за некоторыми исключениями. Ставка налога дифференцированная и зависит от структуры и уровня риска кредитной организации[8].
В Германии организации, занимающиеся соответствующими банковскими операциями, выплачивают обязательный ежегодный взнос, который имеет следующие разновидности:
а) общий баланс за вычетом капитала первого уровня и обязательств перед клиентами;
б) стоимость производных инструментов вне баланса банка. Размер взноса в абсолютном выражении не должен превышать 15% годовой прибыли[9].
В Великобритании налоговой базой установлен объем обязательств кредитной организации, не считая некоторых вычетов, предусмотренных законодательством (капитала, обязательств по РЕПО с госбумагами, застрахованные депозиты). Налоговая ставка с 2011 года несколько раз повышалась, с 0,075% до 0,21% обязательств к 2015 году[10].
Мнения экспертов по поводу этой меры разделились: одни считают, что данный налог может в дальнейшем защитить страну от финансовых кризисов, другие придерживаются мнения, что такой налог выступит в качестве ограничителя эффективного развития мировой финансовой системы.